о признании бездействия, решений незаконными, понуждении к обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка



Судья Гапеенко Е.В.

№ 33-1655

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

15 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Синицы А.П.

судей

Устинович С.Е.

Кузнецовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Василькиной Т.Э. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, земельной комиссии о признании незаконными бездействий и решений, понуждении к принятию решения о предоставлении земельного участка,

по кассационной жалобе Василькиной Т.Э. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 апреля 2011 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Василькиной Т.Э. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области о признании бездействия, решений незаконными, понуждении к обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Василькина Т.Э. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Мурманской области о признании незаконными бездействий и решения от ... 2011 года, которым ей отказано в предоставлении права аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в городе ... в районе улицы ...

Считала, что данное решение принято с существенными нарушениями законодательства, поскольку сведения об общественно-деловой зоне, на которую ссылается ответчик в своем отказе отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Кроме того, полагала, что Министерство имущественных отношений допустило бездействие, выразившееся в необеспечении рассмотрения ее заявления на заседании земельной комиссии.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений, выразившееся в необеспечении рассмотрения ее заявления о предоставлении земельного участка на заседании земельной комиссии на момент вынесения Министерством имущественных отношений решения об отказе от ... 2011 года.

Также просила признать незаконными само решение от ... 2011 года и решение земельной комиссии, оформленное протоколом от ... 2011 года, возложив на комиссию обязанность по принятию решения о предоставлении ей на праве аренды под строительство индивидуального жилого дома земельного участка ориентировочной площадью ... кв.м. в кадастровом квартале ..., расположенном в районе выезда на ... шоссе с улицы ... города ....

Василькина Т.Э. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель Василькиной Т.Э. – Пустовидов Р.А. в судебном заседании указанные требования поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Мурманской области, земельной комиссии, Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска и администрации города Мурманска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Василькина Т.Э. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Василькина Т.Э., её представитель Пустовидов Р.А., представители Министерства имущественных отношений Мурманской области, земельной комиссии, Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска и администрации города Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно их исследовал и к возникшим отношениям применил надлежащий закон.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 2 Закона Мурманской области от 10 июля 2007 № 864-01-ЗМО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске - административном центре Мурманской области» Правительство Мурманской области наделено правом определять исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства.

Правительством Мурманской области утверждено постановление от 20 марта 2009 № 139-ПП (ред. от 01.07.2010) «Об организации и проведении мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства» (вместе с Порядком организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства).

В соответствии с данным постановлением и постановлением Правительства Мурманской области от 18 февраля 2010 № 53-ПП Министерство имущественных отношений наделено функциями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства и заключение договоров купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Как усматривается из материалов дела, ... года истица обратилась в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о предоставлении на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ... кв.м., расположенного в кадастровом квартале ... (город ..., район выезда на ... шоссе с улицы ...).

Решением Министерства имущественных отношений Мурманской области от ... 2011 года № *** отказано в предоставлении указанного земельного участка.

В основу отказа положено мотивированное заключение администрации города Мурманска от ... года № *** о невозможности осуществления работ по формированию и представлению земельных участков по улице ... для строительства индивидуальных жилых домов, в связи с тем, что испрашиваемая территория является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры. В настоящее время осуществляется подготовка документации по планировке территории, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось и то, что градостроительным планом муниципального образования город ..., утвержденным решением Совета депутатов города Мурманск от ...*, испрашиваемая территория определена под общественно-деловую зону (зону обслуживания объектов производственной предпринимательской деятельности).

Разрешая дело, суд правомерно учел положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1).

Частями 4 - 6 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов (часть 4).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (часть 5).

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (часть 6).

На основании пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно частям 5 и 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (часть 5).

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам (часть 6).

Решением Мурманского городского Совета от ...* (ред. от ...) утверждены Правила застройки города - героя Мурманска.

Пунктом 5.1 данных Правил установлено, что территория города в границах городской черты подразделяется на функциональные территории (земли), выделяемые по преимущественному признаку использования земли и других объектов недвижимости.

К функциональным территориям (землям) города относятся:

- территории жилой застройки - кварталы, микрорайоны, застроенные или предназначенные для застройки жилыми зданиями всех типов, а также зданиями культурно - бытового, торгового, медицинского и другого назначения, необходимыми для обслуживания населения;

- территории общественной застройки - территории, застроенные или предназначенные для застройки преимущественно административными, финансовыми, деловыми, культурно - бытовыми, торговыми, медицинскими, научными, учебными, спортивными и иными общественными зданиями и сооружениями.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из того, что решением Совета депутатов города ... от ...* утвержден генеральный план муниципального образования город Мурманск, который является документом территориального планирования, определяющим долгосрочную стратегию его градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Решение Совета депутатов города Мурманск от ...* официально опубликовано (обнародовано) в печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска – газете «***» ... 2009 года.

Генеральным планом муниципального образования город ... испрашиваемый земельный участок определен под общественно-деловую зону, то есть для размещения административных объектов и иных объектов общественного использования и не предназначен для индивидуального жилищного строительства.

Утвержденным генеральным планом также определены и конкретны зоны жилой застройки, предназначенные непосредственно для проживания граждан или связанные с их проживанием, о предоставлении земельного участка в такой зоне истица не заявляет.

Между тем, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что застройка земельного участка может производиться только с соблюдением вида разрешенного использования.

В силу статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица не могут самостоятельно выбрать условно разрешенный вид использования, поскольку вопрос о предоставлении разрешения на такое использование решается органом местного самоуправления с применением процедуры публичных слушаний.

Поскольку земельный участок расположен в зоне, не предназначенной для индивидуальной жилой застройки, и решение об изменении вида разрешенного использования в установленном законом порядке не принималось, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Судом установлено, что на испрашиваемой земельном участке отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения и объекты транспортной инфраструктуры. В связи с чем, суждение суда о необходимости соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности правомерно.

Утверждение истицы о праве на земельный участок со ссылкой пункт 6 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации нельзя принять во внимание, поскольку данной нормой не установлена безусловная обязанность исполнительного органа власти при изложенных выше обстоятельствах в предоставлении земельного участка.

Кроме того, доказательств включения индивидуальных жилых домов в перечень объектов, разрешенных для размещения в зоне общественно-деловой застройки, суду представлено не было.

Доводы истицы о нарушении предусмотренного законом порядка рассмотрения её заявления и принятия решения тщательно судом проверены, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, обоснованно признаны несостоятельными.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, достаточно подробно изложены в обжалуемом решении, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.

Решение суда об отказе в удовлетворении иска основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом также не допущено. При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Василькиной Т.Э. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: