Об обязании по совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов



Судья Кулыгина С.Н.

№ 33-3266

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

07 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Симакова А.В.

судей

Самойленко В.Г.

Яцун Е.М.

при секретаре

Блохиной Е.А.

с участием прокурора

Коньялыоглу И.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора города Кировска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Кировска Мурманской области, Государственному областному учреждению «Кировское лесничество», Муниципальному казенному учреждению «Управление Кировским городским хозяйством» об обязании к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов,

по кассационной жалобе представителя ГОУ «Кировское лесничество» Лебедева В.А. на решение Кировского городского суда Мурманской области от 27 сентября 2011 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Прокурора города Кировска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов - удовлетворить.

Обязать Государственное областное учреждение «Кировское лесничество» в срок до 31 декабря 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов, расположенную на землях лесного фонда в квартале ... выдел ... Кировского участкового лесничества, на расстоянии 70 метров от автодороги г.Кировск - пос.Коашва, координаты ... путём сбора и вывоза несанкционированного размещения строительных отходов на специализированный полигон бытовых и промышленных отходов.

Взыскать с Государственного областного учреждения «Кировское лесничество» в доход государства государственную пошлину в сумме ... рублей».

Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения представителей ГОУ «Кировское лесничество» и Комитета по лесному хозяйству Мурманской области Аверкиева Д.Б. и Мироновой Е.Д., поддержавших кассационную жалобу, заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б., считавшей решение законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор города Кировска Мурманской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования города Кировска Мурманской области о возложении обязанности к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Кировска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении мероприятий по охране и защите лесов, расположенных на территории муниципального образования г.Кировск, в результате которой на лесном участке в квартале ... выдел ... была обнаружена несанкционированная свалка бытовых строительных отходов площадью 12 кв.м.

Просит суд обязать ответчика осуществить действия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов.

Определениями суда от 21 июля 2011 года, 09 августа 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное областное учреждение «Кировское лесничество» (далее - ГОУ «Кировское лесничество»), Муниципальное казенное учреждение «Управление Кировским городским хозяйством» (далее - МКУ «УГКХ») в качестве третьего лица - Комитет по лесному хозяйству Мурманской области.

В судебном заседании помощник прокурора Коновалов А.В. поддержал иск, уточнив требования в части срока исполнения обязательства (до 31 декабря 2011 года) и в отношении лица, обязанного к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки (ГОУ «Кировское лесничество»).

Представитель муниципального образования города Кировска Мурманской области в судебное заседании не явился, о месте и времени судебного заседания извещен. Ответчик представил возражения, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представитель МКУ «УКГХ» в судебное заседании не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик в отзыве иск не признал.

Представитель ГОУ «Кировское лесничество» Лебедев В.А. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица - Комитета по лесному хозяйству Мурманской области в судебное заседании не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представил отзыв на иск.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ГОУ «Кировское лесничество» Лебедев В.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Ссылаясь на положение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ указывает, что органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, то есть на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются.

Считает, что, согласно пункту 9 Устава города Кировска с подведомственной территорией, к вопросам местного значения города Кировска с подведомственной территорией относится, в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Администрации города Кировска Мурманской области указывает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель Администрации муниципального образования города Кировска Мурманской области, представитель МКУ «Управление Кировским городским хозяйством», извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статей 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, является обязанностью государства.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно статьи 11 ФЗ № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 51 ФЗ № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведения прокуратурой г.Кировска проверки исполнения законодательства об обеспечении мероприятий по охране и защите лесов, расположенных на территории муниципального образования г.Кировск, выявлена несанкционированная свалка строительных отходов, расположенная на землях лесного фонда в квартале ... выдел ... Кировского участкового лесничества, на расстоянии 70 метров от автодороги г.Кировск - пос.Коашва.

Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 22 июля 2011 года на ГОУ «Кировское лесничество» была возложена обязанность в срок до 15 августа 2011 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, промышленного мусора, размещенного в квартале ... путем лесопатологического обследования указанного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, с документированием результатов проведенных мероприятий и направлением результатов обследования в Комитет по лесному хозяйству Мурманской области, а также в орган местного самоуправления по месту нахождения лесного участка.

С целью исполнения указанного решения суда специалистами ГОУ «Кировское лесничество» 11 августа 2011 года был составлен акт оперативного обследования участка лесного фонда, в котором отражены сведения о характере загрязнений лесного участка - строительно-ремонтный мусор, месторасположение участка - квартал ..., выдел ... участок № *, расстояние до дороги Кировск -Коашва - 70 м., площадь - 12.кв.м, объем - 6 куб.м.

Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ответчиком с помощью GPS-навигатора были определены точные географические координаты несанкционированной свалки; лесной участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не используется арендаторами; установить лиц, причастных к образованию данной свалки не представилось возможным.

Установив указанные обстоятельства, разрешая вопрос о том, на кого должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, суд первой инстанции правильно исходил из анализа следующего законодательство.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации.

В силу положения статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7). В силу статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 83 частью 1 пунктом 4 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений: организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно части 3 данной нормы средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Статьей 55 частью 1 пунктом 4 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Часть 3 этой нормы предусматривает, что Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства РФ от 29.06.20007г. № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

Согласно пункта 2 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Пунктом 3 Правил предусмотрено, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 8 Правил установлено, что работы по назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ от 29.12.2007г. № 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которое разработано в соответствии со статьей 55 Лесного кодекса РФ, статьями 28 - 38 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 414 от 29 июня 2007 г.

Руководство устанавливает единые требования к проведению санитарно-оздоровительные мероприятия (далее СОМ) в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

В пункте 4 Рекомендаций предусмотрено, что проведение СОМ обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 7,9 Рекомендаций к СОМ относятся также мероприятия по уборке захламленности; СОМ планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий.

В силу пунктов 67, 68 Рекомендаций очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Очистка леса от захламления производится с учетом требований Закона "О санитарно-эпидемиологической безопасности населения" (ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.).

Из Положения о Комитете по лесному хозяйству Мурманской области (утверждено постановлением Правительства Мурманской области от 03.08.2009г. № 350-ПП) следует, что Комитет по лесному хозяйству Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и функции оказания государственных услуг (пункт 1). В силу пункта 2.2.3.14 Положения Комитет организует и обеспечивает проведение санитарно –оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности Мурманской области, и в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (за исключением лесных участков, переданных в аренду).

Согласно Перечню организаций, подведомственных Комитету по лесному хозяйству Мурманской области, а также Уставу Государственного областного учреждения «Кировское лесничество» оно находится в ведомственной подчиненности Комитета лесного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1.2. Устава оно является государственной организацией, обеспечивающей территориальное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Целью деятельности Лесничества является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощимого использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Мурманской области (п.2.1).

Деятельность ГОУ «Кировское лесничество» в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляется на основании Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества (далее - Регламент), утвержденного 22 марта 2010 года приказом председателя Комитета по лесному хозяйству Мурманской области, согласно которому, видами негативного воздействия на окружающую среду являются загрязнение (в том числе радиоактивными веществами), истощение, деградация, порча, уничтожение и иное вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на окружающую природную среду относятся размещение отходов производства и потребления (пункт 3.1.13).

Пунктами 3.2.1, 3.2.5 Регламента установлено, что в своей деятельности по защите лесов ответчик руководствуется приведенным выше Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414 и Руководством по проведению санитарно – оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.12.2007г. № 523. В качестве меры обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно – оздоровительные мероприятии (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Судом принято во внимание также то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Мурманской области следует, что земельный участок, расположенный в квартале ... выдел ... Кировского лесничества, находится в границах земельного участка, отнесенного к категории земель лесного фонда, собственником земельного участка является Российская Федерация. Обстоятельства, связанные с передачей земельного участка в аренду, судом не установлены.

В силу статьи 13 части 1 пункта 2 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На основе анализа приведенного законодательства в его системном толковании суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов, расположенных на землях лесного фонда в квартале 149 выдел 23 Кировского участкового лесничества, должна быть возложена на ГОУ «Кировское лесничество».

Установив, что ответчиком не предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов, и это влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора.

Судом дана правильная оценка и возражениям ответчика против иска, основанных на положениях Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, как несостоятельным, поскольку при разрешении данного дела применению подлежат нормы материального права, которые приведены в решении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

Изложенные в кассационной жалобе доводы не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кировского городского суда Мурманской области от 27 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГОУ «Кировское лесничество» Лебедева В.А. – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: