Судья Шуминова Н.В. № 33-2971 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 19 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Пырч Н.В. судей Истоминой И.В. Кузнецовой Т.А. при секретаре Федотовой В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Селиванова А.А. к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» по кассационной жалобе Селиванова А.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 августа 2011 года, по которому постановлено: «В иске Селиванова А.А. к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» - отказать». Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., представителя Селиванова А.А. - Иванова С.Е., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Министерства труда и социального развития Мурманской области Ю.Г., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: Селиванов А.А. обратился в суд с иском к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда». Заявленное требование мотивировал тем, что решением ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» от _ _ года ему незаконно отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда. В период прохождения службы в органах внутренних дел с _ _ года по _ _ года он награжден ведомственными наградами: медалями «За отличие в службе» 2 и 3 степени, юбилейной медалью «90 лет Мурманской милиции», медалью ЭКЦ МВД России «90 лет экспертно-криминалистическим подразделениям», нагрудным знаком «За верность долгу». Селиванов А.А. просил суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика принять документы для получения удостоверения «Ветеран труда» и выдать данное удостоверение. Селиванов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Представитель Селиванова А.А. - Иванов С.Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленного требования. Представитель ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Сидорова Н.А. иск не признал, считая, что у истца отсутствует необходимый смешанный стаж для присвоения звания «Ветеран труда», а именно, не менее 25 лет для мужчин, из которого военная служба должна составлять не менее 20 лет. В то время как у истца на момент подачи заявления смешанный стаж составил *** лет *** дня, в том числе стаж военной службы – *** лет *** дня. Дело рассмотрено в отсутствие представителя привлеченного судом в качестве третьего лица - Министерства труда и социального развития Мурманской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, предоставившего письменный отзыв о несогласии с иском по аналогичным основаниям. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Селиванов А.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым его иск удовлетворить. В судебное заседание кассационной инстанции не явились Селиванов А.А. и представитель ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска», извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены. Суд правильно установил обстоятельства дела, тщательно исследовал их и к возникшим отношениям надлежащим образом применил нормы материального права. На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Мурманской области от 24 июня 2009 года № 264-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Мурманской области, которым было предусмотрено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, функции по контролю в этой сфере, а также функции по оказанию государственных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 08 сентября 2009 года № 421-ПП «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 года № 421 утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда». Постановлением Правительства Мурманской области от 10 ноября 2010 года № 506-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 22 октября 2010 № 124-ПГ» Министерство здравоохранения Мурманской области реорганизовано в форме выделения из его состава Министерства труда и социального развития Мурманской области с соответствующим распределением функций между этими исполнительными органами государственной власти. С 01 марта 2011 года в связи с вступлением в действие постановления Правительства Мурманской области от 11 февраля 2011 года № 55-ПП «Об утверждении положения о Министерстве труда и социального развития Мурманской области» функция по организации работы по присвоению званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Мурманской области» передана в ведение Министерства труда и социального развития, что предусмотрено подпунктом 2.2.3.64 Положения. Осуществление данной функции производится Министерством труда и социального развития Мурманской области в соответствии с вышеуказанным выше и действующим по настоящее время Административным регламентом. Пунктом 3.1.1. Административного регламента установлено, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов от заявителей; подготовка списков лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и направление их в Министерство; подготовка проектов распоряжений Губернатора Мурманской области «О присвоении звания «Ветеран труда»; направление проектов распоряжений Губернатора Мурманской области «О присвоении звания «Ветеран труда» в Правительство Мурманской области и их подписание; выдача удостоверений ветерана труда. Пунктом 1.5 Административного регламента предусмотрено, что заявителями на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения ветерана труда являются: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами, и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); лица, насажденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в службе (труде) и получающие пенсии по иным основаниям, чем это предусмотрено Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (например, по линии государственных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), при наличии смешанного стажа (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, военная служба из которых менее 20 лет). Таким образом, согласно пункту 1.5 Административного регламента для признания гражданина ветераном труда необходимо наличие одновременно двух условий, а именно наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, а также наличие необходимого трудового стажа. Как усматривается из материалов дела, истец с _ _ года проходил службу в Управлении внутренних дел МВД России по *** области, уволен _ _ года в соответствии с пунктом «***» статьи *** Положения о службе в органах внутренних дел по *** (л.д. 11). Из приказа Управления внутренних дел по *** области от *** года № * л/с видно, что выслуга лет на день увольнения истца составила в календарном исчислении – *** лет *** месяцев, в льготном – *** лет *** месяцев (л.д. 11). _ _ года истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждено удостоверением, выданным _ _ года (л.д. 10). Письмом ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» от _ _ № * Селиванов А.А. уведомлен ответчиком об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с отсутствием у него необходимого общего стажа работы, не менее 25 лет для мужчин, при наличии общей продолжительности стажа службы в органах внутренних дел менее 20 лет (л.д. 5). Трудовой книжкой истца подтверждено, что на день подачи заявления о присвоении звания «Ветеран труда» непосредственно стаж службы истца в органах внутренних дел в календарном исчислении составил *** лет *** дня, трудовой стаж – *** месяцев *** дней, общий смешанный стаж работы истца составил *** лет *** дня (л.д. 8-9). Разрешая дела, суд учитывая нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» и действующего в Мурманской области Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда», пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Положениями федерального законодательства и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации предусмотрено условие о наличии у гражданина необходимого общего трудового стажа работы. Вместе с тем, имеющийся у истца стаж работы в календарном исчислении является недостаточным для присвоения ему данного звания. Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» льготное исчисление выслуги лет не установлено, в связи с чем, общая продолжительность трудового стажа, влияющая на присвоение звания «Ветеран труда», должна определяться исходя из календарного исчисления. При этом необходимо учитывать, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно подпункту «б» статьи 13 данного Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом частью 2 статьи 18 Закона предусмотрено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона. При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 вышеприведенного Закона в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (статья 13). В связи с чем, обоснованно суд признал несостоятельным довод истца о том, что положения нормативного правового акта Мурманской области сужают круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда. Избрание срока смешанного стажа для мужчин в размере 25 лет, военная служба которых составляет менее 20 лет, не противоречит как специальному Закону, так и действующему в настоящее время общему пенсионному законодательству. При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе в иске основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы не влияют на правильность принятого решения, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда определила: решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Селиванова А.А. – без удовлетворения. председательствующий: судьи: