Судья Хмель М.В. №33-336-2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Мурманск 08 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Симакова А.В. судей Самойленко В.Г. Кузнецовой Т.А. при секретаре Блохиной Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чорного И.Н. к Открытому акционерному обществу «Славянка» о возложении обязанности принять служебное жилое помещение, по кассационной жалобе Чорного И.Н. на решение Ленинского районного суда *** от 05 декабря 2011 года, по которому постановлено: «Чорному И.Н. в удовлетворении исковых требований к Открытому Акционерному обществу «Славянка» о возложении обязанности выдачи уведомления о сдаче жилья по адресу: *** взыскании убытков в размере *** отказать.» Заслушав доклад судьи Симакова А.В. возражения против жалобы представителя ОАО «Славянка» Кузнецова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда установила: Чорный И.Н. обратился в суд с иском к Филиалу «Североморский» Открытого акционерного общества «Славянка» о возложении обязанности принять служебное жилое помещение. В обоснование требований указал, что до *** занимал служебное жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: н.*** на основании ордера *** от *** Согласно отметке в паспорте и листке убытия, *** он снялся с регистрационного учета по адресу: *** для последующего оформления договора социального найма на квартиру в городе Санкт-Петербурге. Истцу было отказано в приеме у него служебного жилья, в связи с выездом к новому месту жительства, что следует из справки от *** ***. Со стороны представителей филиала «Североморский» ОАО «Славянка» к нему предъявляются необоснованные требования по вывозу домашних вещей, несмотря на наличие нотариально заверенного обязательства от *** об освобождении служебного жилого помещения не позднее 2 месяцев после подписания договора социального найма. В связи с этим считает необходимым понудить ответчика в судебном порядке принять от него вышеуказанную квартиру и выдать справку установленного образца о сдаче служебного жилого помещения. При этом все вопросы по фактическому освобождению квартиры и окончательному расчету за коммунальные услуги и содержание жилья решить после заключения договора социального найма на новую квартиру согласно обязательству от ***. Просил суд: обязать филиал «Североморский» ОАО «Славянка» принять от него служебную *** в *** и выдать справку установленного образца о сдаче жилого помещения для оформления договора социального найма на другое жилье. ФГУ «Западрегионжилье» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. В судебном заседании истец уточнил исковые требования. Просил суд: обязать ОАО «Славянка» выдать ему на руки уведомление в адрес о сдаче жилья с указанием фактически исполненных действий в отношении служебной *** в ***. Взыскать с ОАО «Славянка» убытки в размере ***, понесенных вследствие выезда в *** для сбора доказательств и проверки доводов ответчика о возможности вселения (ввоза домашних вещей) в *** корпус 1 *** за уклонение от исполнения положений п. *** Договора ***-УЖФ от *** и нарушение его прав на получение документов в день обращения. Представитель ОАО «Славянка» с иском не согласилась. В настоящее время в жилом помещении по адресу н.*** находятся вещи истца, т.е. фактически квартира не освобождена. Полагала, что уведомление о сдаче жилья может быть выдано Чорному И.Н. только после фактической сдачи жилого помещения, т.е. освобождения от личных вещей и передачи ключей. Принять ключи от квартиры, в которой расположены вещи истца не представляется возможным, поскольку в указанном случае возникает обязанность по хранению вещей и ответственность за их утрату. Полагала, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что действиями ответчика ему причинены убытки. Представитель 4 отдела ФГУ «Западрегионжилье» полагал, что иск заявлен необоснованно и не подлежит удовлетворению. Обратил внимание суд на то, что в 2010 году изменился порядок предоставление жилых помещений военнослужащим и вместо ранее действующих документов, на которые ссылается истец, в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1280 от 30 сентября 2010 года введена в действие «Инструкция о предоставлении военнослужащим, гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма». Согласно п. 18 Указанной инструкции договор найма жилого помещения не может быть заключен до сдачи ранее занимаемого помещения. Для реализации решения о предоставлении жилого помещения гражданину предоставляется два месяца. Полагал, что ситуация в которой оказался истец не является исключительной, создана им искусственно и обусловлена тем, что Чорный И.Н. претендует на два жилых помещения в городе Санкт-Петербурге и *** одновременно. Обратил внимание суда на то, что арест на квартиру в *** наложен по заявлению истца, который имел реальную возможность заменить меры по обеспечению иска на иные, позволяющие ему перевезти в данное жилое помещение личные вещи. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Чорный И.Н. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм процессуального и материального права. Привлечение к участию в деле лиц повлекло за собой, существенное нарушение норм материального права при рассмотрении и разрешении данного дела, в связи с чем дело в соответствии с положениями ст. 361-363 ГПК РФ может быть пересмотрено в кассационном порядке. Суд не дал надлежащей оценки документам, указанным в п. 24, 25, 26, 27 приложений к исковому заявлению в уточенной редакции от *** ОАО Славянка согласно представленных суду документов не имеет каких либо полномочий, прав и обязанностей по договору с собственником жилья в лице Минобороны РФ по приему от нанимателей служебных жилых помещений, так как осуществляет управление переданным жилым фондом вне зависимости от его заселения ( пункты 2.2., 3.1., 3.2,3.3. Договора ***-УЖФ от ***). Кроме того, согласно п. 3.2.6. договора ***-УЖФ от ***, представленного суду со стороны ОАО Славянка, общество вправе ежемесячно уведомлять Заказчика (Минобороны РФ) о наличии пустующего жилого фонда и затратах, понесенных Управляющей компании по его содержанию, осуществлять совместно с Заказчиком сверку по пустующему жилищному фонду с составлением Акта и последующим выставлением счета Заказчику за понесенные расходы по пустующему жилищному фонду. В связи с данными положениями Договора суд в судебном решении от *** неправильно, указал, что законом не урегулирован порядок оплаты нанимателем жилого помещения после его сдачи уполномоченной организации, так как согласно вышеуказанного договора все реально понесенные затраты Управляющей компании либо оплачиваются Минобороны РФ либо взыскиваются с нанимателя. При этом, п. 3.1.7. вышеуказанного Договора обязанность взыскания платы с нанимателя возложена на ОАО Славянка. Из позиции и документов, представленный суду ОАО Славянка, а также устных пояснений представителя в судебном заседании, отказ принять ключи от служебной квартиры основан не на качественном состоянии квартиры ( Акт от ***), а в связи с нежеланием ответчика нести ответственность за оставленные в квартире вещи. Вместе с тем суду был предъявлен документ, *** адресованный в Отдел *** ФГУ Западрегионжилье о согласии истца заключить договор найма служебного жилья в виде той же ***, т.е. твердо выраженное намерение исполнять гражданско-правовые обязанности нанимателя служебного помещения в связи с исполнением депутатских обязанностей до *** года. Этим фактом еще раз подтверждается основной довод кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции не установил действительных обстоятельств, имеющих значение для дела и вынес неправильное решение. При правильном применении норм материального права и ст. 309-310, 431 ГК РФ, суд был обязан прийти к выводу об обязанности ответчика выдать истцу необходимую ему справку с учетом уточненных требований к форме документа в судебном заседании ***, а именно : обязать ОАО Славянка согласно п. ***. Договора ***-УЖФ от *** и п. 1 Временного регламента участия работников ОАО Славянка в сдаче ( приемке) от военнослужащих в связи с получением нового жилья выдать ему на руки уведомление в адрес ДЖО МО РФ о сдаче жилья с указанием фактически исполненных действий в отношении служебной *** в *** для принятия решения ДЖО МО РФ согласно извещения *** от *** и решения Полярнинского гарнизонного военного суда от *** На основании изложенного, кассатор просит отменить решение Ленинского районного суда от *** по делу *** в связи с нарушением норм материального права ( п. 3 приказа МО РФ № 1455 от 03.11.2010 г.) при привлечении к участию в деле Отдел *** ФГУ Западрегионжилье, неуполномоченного принимать какие либо решения в отношении гражданских лиц, не имеющих статуса военнослужащего, а также в связи с неправильным толкованием п. *** Договора ***-УЖФ от *** по обязанности ответчика исполнять требования истца по выдаче ему необходимых справок, а также в связи с отказом в возмещении убытков, вызванных отказом ответчика исполнять обязанности по договору; передать дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание И.Н. и представителя 4 отдела ФГУ «Западрегионжилье» т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон. Согласно преамбуле ФЗ « О статусе военнослужащих» настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Согласно ст. 2 указанного закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств -участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; Статьей 3 ФЗ « О статусе военнослужащих» определено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. В соответствии с пунктом 2.1 Статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до *** были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1 данного Федерального закона. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, указанным в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определен «Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра Обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280. Пунктом 3 Указанной инструкции предусмотрено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов ( п. 5). Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке *** к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу (пункт 13) При отсутствии права собственности Российской Федерации на жилые помещения, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением на основании которого, уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения, на основании которого в заявителем заключается договор о пользовании. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложение 10 к настоящей Инструкции (пункт 17). В соответствии с пунктом 18 Указанной инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции. Закон Мурманской области «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы и приравненных к ним лицам и совместно проживающим членам их семей» № 1321-01-ЗМО от 01 марта 2011 года регулирует порядок предоставления жилых помещений на территории Мурманской области и предусматривает, что обязательство о сдаче жилья является документом, необходимым для постановки гражданина на учет нуждающихся в получении жилья органом местного самоуправления, аналогично, как и Постановление Правительства Мурманской области от 10 июня 2011 года № 288-ПП. Кроме того, вышеуказанные нормативные акты не регулируют порядок сдачи жилья уполномоченным организациям. В соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления помещений по договорам социального найма в соответствии со ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих», установленным вышеуказанной Инструкцией гражданину предоставляется два месяца на заключение договора социального найма с момента выдачи решения о предоставлении жилого помещения. Указанный срок предоставляется, в том числе и для разрешения вопроса об освобождении ранее занимаемого жилого помещения и его передачи уполномоченной организации. При этом Инструкцией, не признанной в установленном законом порядке недействительной прямо установлено, что заключение договора найма, до сдачи ранее занимаемого помещения не допускается. Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению. Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными. В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, что *** в *** не освобождена им от личных вещей, т.е. фактически занята. Законом не урегулирован порядок оплаты нанимателем жилого помещения после его сдачи уполномоченной организации, не установлена ответственность нанимателя за техническое состояние жилого помещения после подписания документов о его передаче. Учитывая то обстоятельство, что жилое помещение по адресу *** настоящее время не освобождено истцом от личных вещей и ключи от нее не переданы уполномоченной организации, т.е. не состоялась фактическая передача жилого помещения уполномоченной организации, суд правомерно не нашел оснований для понуждения ответчика к выдаче уведомления о сдаче жилого помещения и удовлетворения требований истца в указанной части. Кроме того, суд правильно указал, что то обстоятельство, что в 2009 году ответчиком было оформлено обязательство об освобождении жилого помещения в ***, так же не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку с указанного времени изменен порядок предоставления жилых помещений, военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Кроме того, в указанном документе обязанность Черного И.Н. и членов его семьи освободить занимаемое жилое помещения возникает только после предоставления жилого помещения в собственность. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вопрос об оформлении квартиры в собственность оставлен на усмотрение самого гражданина и может находиться в стадии разрешения длительный период времени, кроме того обязательством не урегулированы вопросы о несении расходов по содержанию жилого помещения и не указано кто будет нести ответственность за техническое состояние помещения и находящегося в нем сантехнического оборудования, после подписания документов о его приеме-передаче. Так же правомерно суд оставил без удовлетворения требования истца о взыскании с ОАО «Славянка» убытков в размере ***, понесенных вследствие выезда в *** для сбора доказательств и проверки доводов ответчика о возможности вселения (ввоза домашних вещей) в *** корпус 1 ***. Доказательств того, что до настоящего судебного заседания ответчик был надлежащим образом уведомлен о том, что на квартиру в ***, распределенную истцу по его заявлению наложен арест суду не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что его выезды в Санкт-Петербург были вызваны необходимостью сбора доказательств и получения документов, необходимых для разрешения настоящего гражданского дела, либо разрешением вопроса о возможности вселения в выделенную квартиру. Из пояснений истца следует, что он выезжал в *** в том числе и для участия в судебных заседаниях по вопросу предоставления ему жилых помещений по вновь избранному месту жительства. Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам. Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка. При этом истец ссылается на Временный регламент участия работников ОАО «Славянка» при сдаче (приемке жилого помещения нанимателями (в том числе) военнослужащими при их убытии к новому месту службы или при получении постоянного жилья) от ***. Однако, указанным Регламентом, предусмотрено, что уведомление оформляется в случае фактической приемки жилого помещения, ключи от которого при подписании документов передаются представителю РЭУ. Доводы истца о том, что ранее оформленное обязательство об освобождении квартиры является основанием для направления уведомления о ее приемке уполномоченной организацией без фактической сдачи жилья, не основаны на законе. Так в частности проверяя доводы истца о том, что сложившая у него ситуация является исключительной, а, следовательно, имеются основания для отступления от существующих правил и норм, суд правомерно признал их несостоятельными. Из представленных суду материалов усматривается, что истцом одновременно разрешается вопрос о предоставлении ему двух жилых помещений, при этом арест на квартиру в *** был наложен по его заявлению и не был снят в связи с возражениями с его стороны. Начиная с 2009 года, истец не был лишен возможности обратиться в суд с заявлением об изменении мер по обеспечению иска. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А решение Ленинского районного суда *** от *** года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи