о признании Положения `О порядке обеспечения жильем граждан...` недействующим



Судья Косачев И.В.

№ 33-654

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

16 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Пырч Н.В.

судей

Самойленко В.Г.

Сергус Г.В.

при секретаре

Уховой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. к администрации муниципального образования ЗАТО Александровск, Совету депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск о признании Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства РФ», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Полярный от 07.06.2002 года № 50 недействующим полностью с 01 января 2010 года

по кассационной жалобе истцов Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. на решение Полярного городского суда Мурманской области от 03 февраля 2011 года которым постановлено:

«Заявление Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. к администрации муниципального образования ЗАТО Александровск, Совету депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск о признании Положения ЗАТО г. Полярный «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства РФ» недействующим полностью с 01 января 2010 года - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Сергус Г.В., возражения против жалобы представителя объяснения представителя, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила

Щербанов Е.С., Щербанова Е.В., Щербанова О.Е и Щербанова Т.Е. обратились в суд с заявлением в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ о признании Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства РФ», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Полярный от 07.06.2002 года № 50 недействующим полностью с 01 января 2010 года (далее Положение об отселении из ЗАТО г. Полярный).

По мнению заявителей, Положение об отселении из ЗАТО г. Полярный утверждено решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Полярный от 07.06.2002 года № 50 с 01 января 2010 года не должно применяться и действовать на территории ЗАТО Александровск.

Совет депутатов ЗАТО Александровск на основании ч. 5 ст. 62 Устава ЗАТО Александровск и п. 2 ч. 4 закона Мурманской области «О муниципальном образовании закрытое административно-территориальное образование Александровск» не принимал и не опубликовывал решение о продлении действия оспариваемого Положения № 50 с 01 января 2010 года на территории г. Полярный, не соблюден порядок опубликования нормативного правового акта, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Оспариваемое Положение в настоящее время вошло в противоречие с Уставом ЗАТО Александровск, законом Мурманской области «О муниципальном образовании ЗАТО Александровск», с ч. 3 статьи 15 Конституции РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В связи с изменением структуры органов местного самоуправления ЗАТО Александровск Положение невозможно применять на территории города Полярный, входящего в состав ЗАТО Александровск, что также вступает в противоречие со ст. 8 Устава ЗАТО Александровск. Поэтому Положение об отселении ЗАТО г. Полярный в настоящее время является нелегитимным и юридически незаконным, а также не является определенным и вызывает неоднозначное толкование и в соответствии с п. 25,28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» должно быть признано недействующим с 01 января 2010 года.

Кроме того, пунктом 40 ч. 2 ст. 28 Устава ЗАТО Александровск установление порядка обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Александровск на новое место жительства или выплате компенсации этим гражданам, отнесено к исключительной компетенции Совета депутатов ЗАТО Александровск. В нарушение пунктов 2 и 5 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» Главой ЗАТО Александровск до настоящего времени не утверждена комиссия по формированию очереди и обеспечения жильем граждан по переселению, а также не утверждено новое Положение для применения этой комиссией (л.д.4,5).

Представитель заинтересованных лиц Совета депутатов ЗАТО Александровск и Главы ЗАТО Александровск Николаев С.В. считал заявление не подлежащим удовлетворению.

С согласия Щербанова Е.С, Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е., Щербановой О.Е. дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Щербанов Е.С, Щербанова Е.В., Щербанова Т.Е. и Щербанова О.Е. просят решение суда отменить в виду нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которым удовлетворить их требования.

В обоснование жалобы приведены те же доводы, послужившие основанием подачи заявления.

Обращается внимание на то, что их семья уже четвёртый год стоит в очереди на отселение, но жилья не получила до настоящего времени.

Оспариваемое Положение «О порядке обеспечения жильём граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства РФ» нарушило их право на получение жилья по отселению из г. Полярного, а потому подлежит отмене как незаконное и необоснованное.

Судом первой инстанции незаконно отклонено их ходатайство об отводе всех судей Полярного городского суда.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились заявители, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представившие заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание заявителей, поскольку в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела в суде кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон, рассмотрел данное заявление в порядке главы 24 ГПК РФ.

Пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актам, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Полярный от 07 июня 2002 года № 50 утверждено Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства в РФ», подписанное Главой муниципального образования - Глава ЗАТО Полярный.

Согласно преамбуле данного Положения об отселении из ЗАТО г. Полярный оно разработано на основании Жилищного кодекса РФ, закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 года «О закрытом административно- территориальном образовании», Указа Президента РФ № 584 от 07.06.1995 года «О преобразовании города Полярный Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование», Постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (л.д. 104-107, том №1).

В первоначальной редакции Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства в РФ» опубликовано в газете «Полярный вестник» № 25 (115) от 21 июня 2002 года.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовавшим на момент принятия оспариваемого положения) к вопросам местного значения относятся принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 7 Устава муниципального образования город Полярный, принятого Советом депутатов ЗАТО Полярный 17.11.1996 года, органы местного самоуправления муниципального образования г. Полярный состоят из представительного и исполнительного органов местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления муниципального образования г. Полярный состоит из 13 депутатов Совета и Главы муниципального образования (л.д.97-103 том №1).

В силу ст. 20 Устава в исключительном ведении городского Совета находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных федеральными законами, законами Мурманской области, настоящим Уставом.

Статья 16 Устава предусматривает, что правовые акты Совета депутатов оформляются в виде решений Совета депутатов. Правовые акты подписывает Глава муниципального образования - Глава ЗАТО.

Глава муниципального образования подписывает решения Совета депутатов муниципального образования и осуществляет контроль за их исполнением (ст. 27 Устава).

Из анализа вышеприведенных положений нормативных актов следует, что Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства РФ», утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Полярный от 07.06.2002 года № 50, принято строго в пределах предоставленных органам местного самоуправления г. Полярный полномочий и его органам представительной власти и не противоречит федеральному законодательству – Закону Российской Федерации от 14.07.1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», а также Постановлению Правительства РФ 11 января 2001 г. № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам».

Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 857 на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» преобразованы закрытые административно-территориальные образования город Полярный, город Скалистый и город Снежногорск Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск.

При этом Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти Мурманской области поручено до 1 января 2010 года провести организационно-правовые мероприятия, связанные с преобразованием прежних ЗАТО в закрытое административно-территориальное образование Александровск.

Правовое регулирование преобразований муниципальных образований в закрытых административно-территориальных образованиях установлено Федеральными законами от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Пунктом 1 ст. 2 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании» предусмотрено, что решение о создании (преобразовании), реорганизации закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. В случае, если создание (преобразование), реорганизация закрытого административно-территориального образования влекут создание вновь образованного муниципального образования, решение вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования и формирование органов местного самоуправления данного муниципального образования осуществляются в соответствии с абзацами пятым -одиннадцатым части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 год № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем восьмым пункта 5 ст. 34 закона ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Абзац 9 ст. 34 этого же закона предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектам Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Аналогичное правило действия нормативных актов при создании ЗАТО закреплено в статье 28 Устава муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.05.2009 года № 31, в соответствии с которой муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания ЗАТО Александровск осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Мурманской области, законам и иным нормативным правовым актам Мурманской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления ЗАТО Александровск (л.д. 111-143 том №1).

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 68 от 25 ноября 2009 года утверждено Положение «О правопреемстве ЗАТО Александровск».

Как следует из пункта 1.2 приведенного Положения закрытое административно-территориальное образование Александровск является правопреемником по правам и обязательствам преобразуемых закрытого административно-территориального образования город Полярный, закрытого административно-территориального образования Скалистый и закрытого административно-территориального образования город Снежногорск (далее по тексту - преобразуемых ЗАТО), в том числе в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, органами государственной власти и иными организациями, юридическими и физическими лицами.

Пунктом 3.13. Положения № 68 определено, что уставы и иные нормативные правовые акты преобразуемых ЗАТО, принятые до дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 28.05.2008 года № 857, действуют на соответствующей территории в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Мурманской области, Уставу ЗАТО Александровск, нормативным правовым актам органов местного самоуправления ЗАТО Александровск.

Таким образом, приведенные законоположения допускают действие нормативных актов, к которому относится и оспариваемое Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства РФ», принятых органами местного самоуправления и осуществляющими полномочия на день создания вновь образованного муниципального образования, в части не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, поэтому оснований для признания Положения об отселении из ЗАТО г. Полярный недействующим и не подлежащим применения с 01.01.2010 года не имеется.

При этом правильно указал суд, что законодателем не предусматривается дополнительного порядка опубликования о продлении срока действия нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия на день создания нового муниципального образования, на территории вновь образованного муниципального образования.

Ссылки заявителей на несоблюдение статей 28,62 Устава ЗАТО Александровск обоснованно признаны судом не состоятельными, поскольку оспариваемое Положение принято в соответствии с порядком, установленным Уставом муниципального образования город Полярный от 1996 года и признано соответствующим требованиям законодательства.

Указанные статьи Устава ЗАТО Александровск подлежат исполнению при принятии правовых актов органами местного самоуправления ЗАТО Александровск, которые должны быть применены к новому разработанному Положению об отселении из ЗАТО.

Мотивы принятого судом решения приведены в нем полно и подробно, они согласуются с изложенной позицией в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом установленных по делу обстоятельств и положений данной нормы суд обоснованно отказал Щербановым в удовлетворении заявленного требования о признании недействующим Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Полярный на новое место жительства в РФ».

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.

Заявление об отводе всех судей Полярного городского суда рассмотрено судом в соответствии с положениями ГПК РФ.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, ошибочному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, постановленное судом решение является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к его отмене, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Полярного городского суда Мурманской области от 03 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербанова Е.С., Щербановой Е.В., Щербановой Т.Е. и Щербановой О.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: