Дело № 12-82 Судья – Беляева В.В. Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении г. Мурманск 05 мая 2011 года Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу СПК РК «Северная звезда» на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, установил: Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 23 марта 2011 года СПК РК «Северная звезда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей. В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, СПК РК «Северная звезда» просит отменить постановление судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска в полном объеме и вынести новое постановление по делу об административном правонарушении, которым в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ освободить СПК РК «Северная звезда» от административной ответственности и ограничиться объявлением устного замечания. Обращает внимание, что в материалах административного дела не нашёл своего отражения тот факт, что 21.10.2010 приказом Росрыболовства № 880 «О внесении изменений в приказ Росрыболовства от 1 декабря 2009 г. № 1091» в приказ были внесены изменения в части увеличения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в Баренцевом и Норвежских морях на 2010 год пользователям Мурманской области. Кроме того, 02.11.2010 г. и 05.11.2010 г. по заявлению СПК РК «Северная звезда» были внесены в разрешение № *** изменения, в соответствии с которыми в разрешение была добавлена квота по треске и пикше. Одновременно ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления судьи по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ судья считает возможным удовлетворить ходатайство СПК РК «Северная звезда» о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Проверив материалы дела, выслушав представителя СПК РК «Северная звезда» Смирнова В.А., поддержавшего жалобу, представителя ПУ ФСБ РФ по Мурманской области Полторацкую Т.И., полагавшую жалобу, не подлежащей удовлетворению, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу. В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии с ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении регламентирующих деятельность добычи (вылова) водных биологических ресурсов правил рыболовства. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 05 марта 2010 года по 20 октября 2010 года рыбопромысловое судно *** «***», под управлением капитана судна ***., в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов по разрешению № ***, выданному 25.02.2010 г. Баренцево - Беломорским территориальным управлением ФАР пользователю водными биологическим ресурсами СПК РК «Северная звезда» (л.д.16 том 1). В этот период, на основании заявлений СПК РК «Северная звезда» от 01.07.2010г., от 22.07.2010г., и от 28.09.2010г. в указанное разрешение были внесены изменения № *** от 06.07.2010г., № *** от 22.07.2010г. и № *** от 29.09.2010г. (л.д. 18, 19, 20 том 1). Согласно разрешению № *** квоты добычи (вылова) с учетом изменений № *** от 06.07.2010г. и № *** от 29.09.2010г. квоты добычи (вылова) судна составили: трески - ***., пикши - ***, что полностью соответствует количеству добытой (выловленной) судном *** «***» трески и пикши по состоянию на 25.04.2010 г. Как следует из материалов административного производства по делу, в период с 26.04.2010 г. по 03.10.2010 г. судно *** «***» не осуществляло рыболовство по разрешению № ***, пользователем по которому является СПК РК «Северная звезда». Добычу (вылов) по разрешению № *** судно *** «***» возобновило 04.10.2010 г. и продолжало осуществлять по 20.10.2010 г. включительно, тем самым, допуская превышение выделенной квоты по добыче (вылову) трески и пикши. Установлено, что по состоянию на 27 октября 2010 года, согласно записям в промысловом журнале, журнале судовых суточных донесений, а также данным, полученным из ЗФ ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» вылов судна *** «***» с начала года составил: трески – ***., пикши - ***. (л.д.25, 54 том 1). В результате, в период с 04.10.2010 г. по 20.10.2010 сверх выделенной судну *** «***» квоты были добыты водные биологические ресурсы в следующем видовом составе и количестве: треска – ***, пикша - *** т. Кроме того, 27 октября 2010 года по приходу судна *** «***» в порт Мурманск согласно акту осмотра судна от 27.10.2010г. № *** на судне имелось разрешение № *** от 25.02.2010г. и телеграфные отправления и внесении изменений к нему: № *** от 06.07.2010г. (о добавлении квоты трески - ***, пикши - ***) и № *** от 22.07.2010г. (об изменении Ф.И.О. капитана судна). Телеграфное отправление о внесении изменений № *** от 29.09.2010г. (о снятии квоты трески - ***, пикши – ***.) на судне отсутствовало (л.д.157-159 том 1). В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении, в том числе, и промышленного рыболовства. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство. Подлинники разрешений и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такие разрешения посредством телеграфной, электронной и иной связи в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) таких водных биоресурсов без использования судов. В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. В правилах рыболовства устанавливаются: 1) виды разрешенного рыболовства; 2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства; 4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Приказом Росрыболовства от 16 января 2009 г. N 13 утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Согласно п. 8 Правил рыболовства капитан судна, бригадир, звеньевой или иное лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе либо на борту судна, а также на каждом рыбопромысловом участке надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также телеграфные отправления о внесении изменений в такое разрешение. В силу п. 9.1 Правил пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с превышением выделенных им объемов и квот добычи (вылова) по районам добычи (вылова), а также видам водных биоресурсов и объемов разрешенного прилова. Порядок оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений установлен Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 г. № 775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановления действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений (вместе с «Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений»)». Согласно п.3 Правил, выдача разрешений производится на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации. На основании п. 20 Правил заявление о внесении изменения в разрешение подается в письменной форме непосредственно российским или иностранным пользователем либо посредством почтового отправления. Российские пользователи подают заявления на русском языке, иностранные пользователи - на русском языке и языке государства иностранного пользователя. В силу п. 22 Правил изменение вносится Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) непосредственно в подлинник разрешения или посредством телеграфной, электронной и иной связи и является неотъемлемой частью разрешения. В случае внесения изменения в разрешение посредством телеграфной, электронной и иной связи указанное телеграфное, электронное или иное отправление или уведомление о направлении такого отправления направляется российскому или иностранному пользователю. Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила добычи (вылова) водных биологических ресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов, своих обязанностей является нарушением Правил добычи (вылова) биоресурсов и влечет административную ответственность. Поскольку, перечисленные в п.п. 8, 9.1 Правил рыболовства возложены на пользователей водных биологических ресурсов, а, материалами дела достоверно установлено, что СПК РК «Северная звезда» на основании разрешения на добычу (вылов) № *** от 25.02.2010 г., внесении изменений к нему: № *** от 06.07.2010г. (о добавлении квоты трески - ***, пикши - ***) и № *** от 22.07.2010г. (об изменении Ф.И.О. капитана судна), а также телеграфного отправления о внесении изменений № *** от 29.09.2010г. (о снятии квоты трески - ***, пикши – ***.) является пользователем водных биоресурсов, судья пришел к правильному выводу о том, что, указанное юридическое лицо было обязано обеспечить соблюдение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Обоснованным является суждение судьи о том, что юридическое лицо СПК РК «Северная звезда», посредством судна *** «***», являясь пользователем водных биологических ресурсов, в период с 04 по 20 октября 2010 года нарушило требования, установленные частью 3 статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и пунктов 8, 9.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16.01.2009 г. № 13, а, именно: осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов без наличия на борту телеграфного отправления о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также, с превышением выделенных им квот добычи (вылова) по видам водных биоресурсов. По результатам административного расследования 10 февраля 2011 года должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по данному факту в отношении СПК РК «Северная звезда» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Признавая СПК РК «Северная звезда» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о том, что СПК РК «Северная звезда», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности капитана судна *** «***», а также имея возможности для контроля за соблюдением вышеуказанным лицом законодательства Российской Федерации, не предпринял всех необходимых мер по его соблюдению. При таких обстоятельствах действия СПК РК «Северная звезда» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении СПК РК «Северная звезда» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей Октябрьского районного суда г. Мурманска в пределах годичного срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено СПК РК «Северная звезда» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с расчетом стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Предметом административного правонарушения явились треска (в сырце) – *** кг, пикша (в сырце) – *** кг. При назначении размера административного штрафа, судья правомерно исходил из стоимости водных биологических (живых) ресурсов, являющихся предметом административного правонарушения, при этом, обоснованно принято во внимание и взято за основу заключение ООО «Департамент профессиональной оценки» № *** от 08.02.2011 г., согласно которому, расчет рыночной стоимости ВБР, составлял исходя из рыночной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения по делу, в октябре 2010 года на территории Мурманской области: треска (в сырце) - 1 кг - ***, пикша (в сырце) – 1 кг - *** (л.д. 52-57), что подтверждается материалами дела и, не противоречит ч.1 ст.3.5 КоАП РФ. Содержащиеся в жалобе доводы свидетельствуют о несогласии СПК РК «Северная звезда» с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении и не ставят под сомнение его законность и, обоснованность. Ссылки на недоказанность вины в совершении правонарушения, не состоятельны и опровергаются материалами дела. Так, в составленном уполномоченным должностным лицом ПУ ФСБ России по Мурманской области протоколе об административном правонарушении в отношении СПК РК «Северная звезда», отражены обстоятельства совершенного правонарушения. Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч.1 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Как усматривается из материалов дела, согласно договору фрахтования судна № *** от 04 февраля 2010 года ООО «***» (Судовладелец) передаёт СПК РК «Северная звезда» (Фрахтователь) во временное пользование рыболовное судно *** «***» с экипажем для осуществления деятельности по промышленному рыболовству в части добычи и переработки водных биологических ресурсов, пригодным для использования по прямому назначению, с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации (л.д.56-60 том 1). Пунктом 3.3.3 указанного договора предусмотрено, что Фрахтователь обязан обеспечить судно достаточными для нормальной работы в районе промысла подтверждающими документами (разрешениями) на вылов ВБР на период фрахта (л.д. 57-60 том 1). Согласно протоколу опроса свидетеля по делу "*"., СПК РК «Северная звезда» не известило капитана судна *** «***» об изменении № *** от 29.09.2010 г. (о снятии квоты трески – ***, пикши – ***) (л.д. 176-178,229-232 том 1). Показания указанного свидетеля по делу обоснованно являются как допустимые доказательства, поскольку получены в рамках административного расследования, в соответствии со статьёй 25.6 КоАП РФ, который, предварительно предупреждался об ответственности за дачу ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ, что позволяет в равной степени оценивать их правдивость, возможность объективно воспринимать обстоятельства дела. Оснований не доверять данным доказательствам по делу, у суда не имеется. Правильным, основанным на анализе положений норм Закона о рыболовстве, иных нормативных правовых актов (Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна) является вывод судьи о том, что добыча (вылов) водных биоресурсов при осуществлении всех видов рыболовства должен вестись с соблюдением установленных Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Ссылка заявителя на то, что 21.10.2010 приказом Росрыболовства № 880 «О внесении изменений в приказ Росрыболовства от 1 декабря 2009 г. № 1091» были внесены изменения в части увеличения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а 02.11.2010 года и 05.11.2010 по заявлению СПК РК «Северная звезда» были внесены в разрешение № *** изменения в соответствии с которыми в разрешение была добавлена квота по треске и пикше, не влияют на правильность принятого решения. Как следует из материалов дела СПК РК «Северная звезда» вменялось то, что посредством судна *** «***», являясь пользователем водных биологических ресурсов, в период с 04 по 20 октября 2010 года он нарушил требования, установленные частью 3 статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и пунктов 8, 9.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16.01.2009 г. № 13, а, именно: осуществлял добычу (вылов) водных биоресурсов без наличия на борту телеграфного отправления о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также, с превышением выделенных им квот добычи (вылова) по видам водных биоресурсов. В связи, с чем увеличение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, произведенное после указанного периода (с 04 по 20 октября 2010 года) не имеет правового значения для квалификации выявленного административного правонарушения. . Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Комментируемая статья не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. Принимая решение по делу об административном правонарушении, судьей обоснованно постановлен вывод о невозможности квалифицировать содеянное как малозначительное. При этом судьей учтено, что объектом противоправного посягательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, ее флоры и фауны, соблюдение экономических интересов Российской Федерации и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов. Несоблюдение юридическим лицом требований законодательства, регулирующего данные правоотношения по характеру деяния имеет высокую степень общественной опасности, поскольку подрывает основы экономической безопасности Российской Федерации и препятствует осуществлению контроля за рациональным использованием и сохранением водных биологических ресурсов в территориальном море Российской Федерации. Исходя из целей и общих правил назначения наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства данного дела, совершенное СПК РК «Северная звезда» административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Иные доводы жалобы также не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного постановления и не влекут его отмены. Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.3,30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил: Восстановить СПК РК «Северная звезда» срок на подачу жалобы на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу об административном правонарушении от 23 марта 2011 года. Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 23 марта 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении СПК РК «Северная звезда» оставить без изменения, жалобу СПК РК «Северная звезда» - без удовлетворения. Судья Мурманского областного суда Синица А.П.