Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования



Дело № 12-131

Судья – Свиридова Ж.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 07 июля 2011 года

Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу защитника Башкирова И.В - Шилейко Д.С. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 июня 2011 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 14 июня 2011 года Башкиров И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рубля.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Башкиров И.В. просит постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 июня 2011 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Приводит доводы о том, что нарушение им п. 9.3 Правил рыболовства является недоказанным, поскольку отклонение от заявленного веса рыбопродукции составило 1,57 %. Все необходимые коррективы были внесены в промысловые и технологические документы, подана сводка в ЗФ ФГУ «***» с уточненными данными о находящихся на борту биоресурсах. Однако эти обстоятельства судья при принятии постановления не учел. Кроме того, судья не дал оценки приводимым доводам о малозначительности допущенного нарушения.

Проверив материалы дела, выслушав Башкирова И.В., его защитника Шилейко Д.С., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя пограничного управления ФСБ Бучаевой О.Н., оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу.

На основании ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении регламентирующих деятельность добычи (вылова) водных биологических ресурсов правил рыболовства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы; добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания; рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

В силу ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении, в том числе, и промышленного рыболовства. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.

На основании ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В правилах рыболовства устанавливаются:

1) виды разрешенного рыболовства;

2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;

3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;

4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Приказом Росрыболовства от 16 января 2009 г. N 13 утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.

В соответствии с п. 9.3. Правил рыболовства, Пользователи водными биоресурсами не вправе вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий лова, сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова).

При выгрузке рыбопродукции допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбопродукции, находящейся на борту, в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректива в промысловый журнал и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов;

Не допускается иметь на борту судов и других транспортных средств, а также в местах обработки сырья водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале и/или технологическом журнале, приемо-сдаточных документах (квитанция, коносамент); ( пункт 9.4 Правил)

Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов, своих обязанностей является нарушением правил добычи (вылова) биоресурсов и влечет административную ответственность.

Разрешая вопрос об административной ответственности должностного лица, судья правильно применил приведенные положения закона и исходил из установленных по делу обстоятельств.

Материалами дела подтверждается, что промысловое судно *** «***», принадлежащее СПК РК «***», под управлением *** Башкирова И.В. в период с ***2010 года по ***2011 г. осуществляло добычу( вылов) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ Баренцевом море по разрешению *** от ***2010 г., *** от ***2010 г., *** от ***2010 *** от ***2010, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по Рыболовству Российской Федерации.

По приходу судна в порт *** «***» 26.02.2011 г. оно было осмотрено инспекторским составом Государственной морской инспекции ПУ ФСБ России по Мурманской области, в результате контрольно-проверочных мероприятий установлено, что на борту судна находится :

треска мороженная ПБГ – *** кг нетто (*** кг нетто в сырце – *** места,

Пикша мороженная ПБГ – *** кг нетто ( *** кг нетто в сырце) – *** мест,

Зубатка мороженная ПБГ - *** кг нетто( *** кг нетто в сырце) – *** места,

Камбала-ерш мороженная ПБГ – *** кг нетто ( *** кг нетто в сырце) – *** мест,

Филе трески на шкуре мороженное -*** кг нетто ( *** кг нетто в сырце – *** мест.

Между тем, согласно данным промыслового, технологического журналов, сводкам ССД, грузовой декларации судна на его борту находилась рыбопродукция в ином количестве:

треска мороженная ПБГ – *** кг нетто (*** кг нетто в сырце – *** места,

Пикша мороженная ПБГ – *** кг нетто ( *** кг нетто в сырце) – *** мест,

Зубатка мороженная ПБГ - *** кг нетто( *** кг нетто в сырце) – *** места,

Камбала-ерш мороженная ПБГ – *** кг нетто ( *** кг нетто в сырце) – *** мест,

Разница между заявленным и выгруженным количеством трески мороженной ПБГ составила – *** кг нетто (*** кг нетто в сырце – *** мест, пикши мороженной ПБГ – *** кг нетто ( *** кг нетто в сырце) – *** места,

камбалы-ерш мороженной ПБГ – *** кг нетто ( *** нетто в сырце) – *** места,

филе трески на шкуре мороженным -*** кг нетто ( *** кг нетто в сырце – *** мест.

Оценив указанные обстоятельства, судья пришел к правильному выводу о том, что *** судна Башкиров И.В. в период промысла допустил наличие на борту судна неучтенной рыбопродукции, поэтому в его действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Разрешая дело по существу, судья обоснованно принял в качестве допустимых доказательств по делу представленные акты о приеме-передаче материальных ценностей на хранение, акт регистрации объемов добычи(вылова при выгрузке в порту, учел содержание судовой документации.

Проанализировав содержание Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 года N 140, судья обоснованно учел, что *** судна возглавляет экипаж и является его руководителем, обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства международных, национальных и местных правил, правил промысла и других нормативных актов.

Между тем, указанные обязанности *** не выполнены.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

Установив, что *** судна допущено нарушение пунктов 9.3, 9.4 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.01.2009 года № 13, судья пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения.

Ненадлежащее осуществление *** судна Бакшировым И.В. контроля за ведением судовой документации также подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела в отношении <.>., рапортом <..>

Выводы судьи о виновности Бакширова И.В в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении. Данным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Башкирова И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определяя размер административного штрафа, судья учел разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» и принял заключение № *** от 14.04.2011 г. о рыночной стоимости биоресурсов.

Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены состоявшего по делу судебного постановления.

Ссылки на недоказанность вины в совершении административного правонарушения несостоятельны и, опровергаются представленными материалами дела, оцененными судьёй по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приводимые доводы о том, что в соответствие с абзацем вторым п.9.3 Правил рыболовства об отклонении от заявленного количества рыбопродукции направлено соответствующее уведомление ФГУ «***», а также внесены коррективы в судовую документацию, не могут быть обстоятельством, освобождающим от административной ответственности, поскольку указанные действия нарушителем были совершены уже после проведения контрольных мероприятий сотрудниками Государственной морской инспекции ПУ ФСБ России по Мурманской области.

Обсуждая доводы нарушителя о малозначительности допущенного правонарушения, судья исходил из того, что угроза охраняемым общественным отношениям является существенной, не усмотрев оснований для освобождения нарушителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Данный вывод постановлен с учетом конкретных обстоятельств дела. Несмотря на то, что процент неучтенной рыбопродукции составил менее 5 % от заявленного, количество неучтенных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, очевидно влияет на сохранение водных биоресурсов, поэтому оснований признать такой вывод судьи неправильным не имеется.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 14 июня 2011 в отношении должностного лица – *** судна «***», Башкирова И.В. оставить без изменения, жалобу защитника Башкирова И.В Шилейко Д.С. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда И.В.Истомина