Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования



Дело № 12-123

Судья – Жуганова Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 30 июня 2011 года

Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу представителя СПК РК «Всходы Коммунизма» Борзой Е.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01 июня 2011 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01 июня 2011 года СПК РК «Всходы Коммунизма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей *** копеек.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, представитель СПК РК «Всходы коммунизма» Борзая Е.В. просит постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01 июня 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Указывает на отсутствие в действиях «Всходы коммунизма» объективной стороны административного правонарушения.

Полагает, СПК РК «Всходы Коммунизма», являясь фрахтователем, должен отвечать только за коммерческую эксплуатацию судна.

Обращает внимание на то, что 27 сентября 2010 г. по приходу в порт, судно *** не находилось во владении СПК РК «Всходы Коммунизма», так как было возвращено судовладельцу ООО «***» в территориальные воды до 27.09.2010 г., и краб камчатский уже принадлежал ООО «***» (договор доставки краба сырца с ООО «***»), поскольку краб был продан на борту судна в момент вылова по договору поставки.

Также указывает на нарушения, допущенные со стороны сотрудников ГМИ ПУ при взвешивании и транспортировке биоресурсов.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу.

В соответствии с ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении регламентирующих деятельность добычи (вылова) водных биологических ресурсов правил рыболовства.

Cогласно ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы; добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания; рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

В силу ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении, в том числе, и промышленного рыболовства. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.

Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов, своих обязанностей является нарушением правил добычи (вылова) биоресурсов и влечет административную ответственность.

В силу ст.43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими липами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Согласно разделу 7 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16.01.2009 № 13, при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства пользователи осуществляют контроль за осуществлением капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов требований, установленных п. 7.6 Правил.

В силу п. 7.6 Правил, капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов ежедневно подают в установленном порядке судовые суточные донесения (ССД) о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам. Заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения);

обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых капитанами судов в региональные центры (РИЦы).

Согласно п. 9.3 Правил пользователи, не вправе вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий лова, сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова).

В силу п. 9.4 Правил рыболовства пользователи, не вправе иметь на борту судов и других транспортных средств, а также в местах обработки сырья водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале и/или технологическом журнале, приемосдаточных документах (квитанция, коносамент).

Решая вопрос о привлечении СПК РК «Всходы Коммунизма» к административной ответственности, судья исходил из установленных данных о том, что СПК РК «Всходы Коммунизма» как пользователь водными биологическими ресурсами осуществлял прибрежное рыболовство- посредством судна ***, под управлением *** Р.., : разрешен вылов (добычу) краба камчатского в объеме *** т. (л.а.м. 15).

10 сентября 2010 г. в указанное разрешение внесено изменение № ***, согласно которому *** судна, осваивающем квоту по разрешению № ***, является Р. (л.а.д.16).

25 августа 2010 г. между ООО «***» (судовладелец) и СПК РК «Всходы Коммунизма» (фрахтователь) был заключен договор фрахтования судна время (тайм-чартер), согласно п.п.1.1.,1.2 которого судовладелец предоставляет фрахтователю на время судно ***, а также оказывать услуги членов экипажа судна для осуществления промышленного рыболовства в целях освоения квоты вылова ВБР: краб камчатский в количестве – *** т. (л.а.д.66-70).

Согласно п.1.6 указанному договору, капитан и члены экипажа зафрахтованного судна обязаны подчиняться распоряжениям Фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации судна (т.е., освоения квоты добычи (вылова) ВБР, указанной в п.1.1 настоящего договора) (л.а.д.67).

Как следует из материалов дела, в период с *** 2010 г. по *** 2010 г. судно ***, под управлением *** судна Р.., в территориальном море Российской Федерации, осуществляло добычу (вылов) краба камчатского по разрешению № ***.

Согласно записям в промысловом журнале № *** от 04.08.2009 г., журнале судовых суточных донесений судна *** за рейс *** Р. был добыт (выловлен) краб камчатский живой *** кг.

27 сентября 2010 г. по приходу судна *** в морской рыбный порт инспекторским составом ГМИ ПУ ФСБ России по Мурманской области, был произведен комплекс контрольно-проверочных мероприятий (осуществлен осмотр судна и, впоследствии, судно поставлено на контроль выгрузки) (л.а.д.1-3).

По результатам контрольного взвешивания краба камчатского живого было установлено, что его фактический вес составляет *** кг.

Указанное обстоятельство подтверждается актом № *** регистрации объемов добычи (вылова) при выгрузке в порту (пункте выгрузки) от 27 сентября 2010 г., товарно-транспортной накладной *** от 27 сентября 2010 г. (л.а.д.5-8).

Согласно материалам дела, *** судна *** Р. акт № *** регистрации объемов добычи (вылова) при выгрузке в порту (пункте выгрузки) от 27 сентября 2010 г., получил на руки лично, претензий по составлению документа не предъявил (л.а.д.5-6).

Таким образом, фактический вес водных биоресурсов доставленных в порт Мурманск и добытых (выловленных) по разрешению № *** превышает заявленный *** судна *** Р.., на *** кг.

Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установленные по делу фактические обстоятельства объективно подтверждаются пояснениями свидетеля Р. (л.д.83-85).

Показания указанного свидетеля по делу обоснованно приняты как допустимые доказательства, поскольку получены в рамках административного расследования, в соответствии со статьёй 25.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

25 августа 2010 года между ООО «***» (судовладелец) и СПК РК «Всходы коммунизма» (фрахтователь) был заключен договор фрахтования судна время (тайм-чартер) № *** (л.д.66-70).

Вывод судьи о том, что СПК РК «Всходы коммунизма» является пользователем водных биологических ресурсов, обязанным обеспечить соблюдение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, является правильным.

Такой вывод постановлен в соответствии со ст.ст. 8, 198, 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, из содержания которых следует, что судовладельцем признается и фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени при производстве промысла водных биологических ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из установленного и анализируя приведенные правовые нормы, судья пришел к правильному выводу, свидетельствующему о том, что добыча судном *** водных биоресурсов в территориальном море РФ в Баренцевом море осуществлялась с ведома и по прямому указанию фрахтователя судна. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Совершение таким должностным лицом противоправных виновных действий (бездействия) не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.

При этом, судьей учтено и то, что доказательств, свидетельствующих о принятии ответственными должностными лицами СПК РК «Всходы Коммунизма» всех необходимых и достаточных мер направленных на предупреждение нарушений приведенных выше положений Правил рыболовства, суду не представлено.

Обоснованно принято судом во внимание и письменные пояснения свидетеля Р.., опрошенного в ходе проведения административного расследовании, который пояснил, что перед каждым выходом в рейс инструктаж с ним не проводился (л.д.85).

Поскольку, перечисленные в п.п. 7.6, 9.3, 9.4 Правил рыболовства возложены на пользователей водных биологических ресурсов, к числу которых относится СПК РК «Всходы Коммунизма» является пользователем водных биоресурсов, судья пришел к правильному выводу о том, что, указанное юридическое лицо было обязано обеспечить соблюдение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Обоснованным является суждение судьи о том, что СПК РК «Всходы Коммунизма», посредством судна ***, нарушило требования, установленные статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и пунктов 7.6,9.3,9.4 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16.01.2009 г. № 13.

Так, в период с *** 2010 г. по *** 2010 г. не обеспечена целостность и полнота базы судовых донесений о результатах работы судна за прошедшие отчетные сутки, передавамых *** судна *** Р. в региональный информационный центр, то есть, допущено нарушение пункта 7.6 Правил рыболовства, п. 5.5. Приказа Госкомрыболовства РФ от 10.10.1996 № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции»;

В нарушение. 9.3 Правил рыболовства не обеспечено ведение учета и представление сведений о добыче (вылове) биоресурсов без искажения фактических размеров улова.

На борту судна *** имелись водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале и/или технологическом журнале, что является нарушением требований, установленных п. 9.4 Правил рыболовства.

По результатам административного расследования 30 марта 2011 года должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по данному факту в отношении СПК РК «Всходы Коммунизма» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая СПК РК «Всходы Коммунизма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о том, что СПК РК «Всходы Коммунизма», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности *** судна ***, а также имея возможности для контроля за соблюдением вышеуказанным лицом законодательства Российской Федерации, не предприняло всех необходимых мер по его соблюдению.

При таких обстоятельствах действия СПК РК «Всходы Коммунизма» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении СПК РК «Всходы Коммунизма» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей Октябрьского районного суда г. Мурманска в пределах годичного срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено СПК РК «Всходы Коммунизма» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с расчетом стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

В соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях кратность, применяемая к исчислению суммы административного штрафа, определяется от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Предметом административного правонарушения явились: краб камчатский живой (сырец) – *** кг.

При назначении размера административного штрафа, судья правомерно исходил из стоимости водных биологических (живых) ресурсов, являющихся предметом административного правонарушения, при этом, обоснованно принято во внимание и взято за основу заключение ООО «***» № *** от 30 марта 2011 г., согласно которому, расчет рыночной стоимости ВБР, составляет исходя из рыночной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения по делу, на сентябрь 2010 года на территории Мурманской области: краб камчатский (сырец) - 1 кг – *** (***) рублей *** коп, что подтверждается материалами дела (л.д.123-127).

Оснований сомневаться в обоснованности данного экспертного заключения, у суда не имеется.

Ссылки на недоказанность вины в совершении правонарушения, не состоятельны и опровергаются материалами дела.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01 июня 2011 года в отношении СПК РК «Всходы Коммунизма» оставить без изменения, жалобу представителя СПК РК «Всходы Коммунизма» Борзой Е.В. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда Истомина И.В.