Незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ



Дело № 21-261

Судья – Кабанов М.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 16 сентября 2010 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу должностного лица – заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Мурманской области Корнилова В.А. на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 12 августа 2010 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № *** заместителя начальника ОИК УФМС по Мурманской области от *** Шомуродова Ш.К. признана виновной в том, что являясь гражданкой Узбекистана, нарушила правила осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации, регламентированные пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

Считая постановление незаконным, Шомуродова Ш.К. обратилась в суд с жалобой об его отмене. В обоснование жалобы указывала на отсутствие ее вины в совершении административного правонарушения, на незаконность проведения сотрудниками УФМС проверки ИП ***. Также ссылалась на нарушения требований действующего законодательства при доставлении её для составления протокола, на нарушения процессуальных прав, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник Шомуродовой Ш.К. – Волик В.И. поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 12 августа 2010 года постановление заместителя начальника ОИК УФМС по Мурманской области Корнилова В.А. от 12 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шомуродовой Ш.К. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной в суд, должностное лицо - – заместитель начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Мурманской области Корнилов В.А. просит решение судьи, принятое по жалобе Шомуродовой Ш.К. на постановление по делу об административном правонарушении отменить, жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на не исследованность представленных материалов административного дела.

Проверив материалы дела, выслушав заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Мурманской области Корнилова В.А., поддержавшего доводы жалобы, защитника Шомуродовой Ш.К. – Волик В.И., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях Шомуродовой Ш.К. состава административного правонарушения.

В соответствии со статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Объективная сторона правонарушения данной нормы закона выражается в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключении им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя.

Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме, как умысла, так и неосторожности.

Статьёй 2 Федерального закона от 25.07.2020 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

В силу пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2020 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

На основании пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2020 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Согласно пункту 6 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2020 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2020 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.

В соответствии со статьёй 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Системное толкование приведенных норм права, позволяет сделать вывод о том, что иностранный гражданин, используя свое право свободно распоряжаться своими способностями к труду, обязан получить разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, при этом, заключение письменного трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) может и не оформляться, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Поэтому нарушение правил осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации, регламентированных пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что *** г. начальником отделения ОИК УФМС по Мурманской области в отношении Шомуродовой Ш.К. - *** года рождения, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.10 КоАП РФ, согласно которому *** г. в *** часов *** минут по адресу: *** в торговом центре «***» выявлена гражданка Узбекистана Шомуродова Ш.К., которая, не имея разрешения на трудовую деятельность на территории Российской Федерации, работала в качестве уборщицы в торговом павильоне по продаже обуви ИП *** (осуществляла влажную уборку пола), тем самым Шомуродова Ш.К. нарушила правила осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации, регламентированные пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Деяние, совершенное гражданкой Республики Узбекистана Шомуродовой Ш.К., выразившееся в осуществлении ею трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По общему правилу, установленному в статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении могут служить протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

В соответствии с положениями статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из источников доказательств по делам об административных правонарушениях являются документы.

Согласно части 2 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 настоящего Кодекса).

Разрешая дело об административном правонарушении в отношении Шомуродовой Ш.К., судья в обосновании своей позиции указывал на обязанность соблюдения законодательства в части получения разрешения на работу иностранного гражданина только работодателем.

Однако данный вывод не является правильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2020 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Имеющаяся в судебном решении ссылка на положения пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ошибочна, поскольку приведенная норма напрямую относятся к иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получение визы, тогда как, граждане Республики Узбекистан к такой категории лиц не причислены.

В обоснование своих суждений судья указывает на то, что должностными лицами УФМС единичный факт влажной уборки пола Шомуродовой Ш.К. в торговом павильоне неправильно расценен как осуществление ею трудовой деятельности.

Это позволило суду придти к выводу об отсутствии в действиях Шомуродовой Ш.К. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, имеющаяся в материалах дела и подтверждающая вину Шомуродовой Ш.К. видеозапись, где согласно доводам представителей УФМС, зафиксирован факт осуществления Шомуродовой Ш.К. трудовой деятельности, не имеющей на нее разрешения, на территории Российской Федерации, судом не исследовалась и анализу не подвергалась. Сотрудники УФМС установившие факт административного правонарушения судом не опрашивались.

Работодатель ИП ***., где Шомуродова Ш.К. работала в качестве уборщицы в торговом центре «***», не вызывалась и не опрашивалась по обстоятельствам дела.

Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что требования ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ (проверить на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, исследовать иные доказательства, проверить дело в полном объеме) судом не выполнены.

С учетом изложенного, постановленное судьёй решение нельзя признать законным и обоснованным, а поскольку по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то оно в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 12 августа 2010 года отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении гражданки Узбекистана Шомуродовой Шозоды Каримовны возвратить на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Мурманска.

Жалобу должностного лица – заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Мурманской области Корнилова В.А. удовлетворить.

Судья

Мурманского областного суда /Синица А.П./