по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ



Дело № 21-93

Судья – Бойко Л.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 14 апреля 2011 года

Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу защитника Карамова Ф.М. – Тюкавина А.С. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 24 марта 2011 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № *** заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности – старшего дознавателя Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от *** 2011 года должностное лицо – капитан судна *** «***» Карамов Ф.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * (*) рублей.

Считая постановление незаконным, Карамов Ф.М. обратился в суд с жалобой об его отмене и о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что судно *** «***» ***.2010 в указанный в постановлении временный интервал в указанных географических координатах остановку не производило, поэтому в связи с полученным разрешением на пересечение Государственной границы РФ на *** мск ***2010 следовало малым ходом переменными курсами, что подтверждается данными судового журнала, а также сведениями ФГУ «***».

Указывает, что из оспариваемого постановления следует, что в *** мск ***.2010 судно прервало (прекратило) движение, снизив скорость с 8,8 до 2,0 узлов, затем изменило рекомендованный путь и в течение 5 часов до *** мск ***.2010 двигалось переменными (противоположными) курсами и ходами вдоль линии Государственной границы РФ, что также свидетельствует о том, что судно остановку не производило, из чего следует, что органом административной юрисдикции не доказан факт нарушения порядка следования судна от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ, выразившегося в остановке судна ***.2010 в указанном в протоколе временном интервале, то есть наличия события административного правонарушения.

Полагал, что при указанных выше обстоятельствах правовых оснований для привлечения его (Карамова Ф.М.) к административной ответственности по причине отсутствия в его действиях события и состава административного правонарушения, не имелось.

В судебном заседании защитник Карамова Ф.М. – Тюкавин А.С., представитель Дрембач Н.В. поддержали доводы жалобы.

Представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в судебном заседании с жалобой не согласился, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 24 марта 2011 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба – Тюкавина А.С. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Карамова Ф.М. – Тюкавин А.С. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Также ссылается на отсутствие вины Карамова Ф.М. в совершении административного правонарушения.

Считает, что судом не были оценены доказательства, имеющие существенное значение для спора, выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Обращает внимание на неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены решения не нахожу.

В соответствии с ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Статьёй 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом, охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или Уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Согласно ст. 7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.

В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу запрещается остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

На основании ч.2 ст. 10 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» предусматривает, что капитан судна в случае вынужденного несоблюдения определенных законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего Российского морского порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении № ** от *** 2011 г. и материалов административного производства, *** 2010 года должностное лицо ООО «***» капитан судна *** «***» Карамов Ф.М. нарушил порядок следования судна *** «***» из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации, осуществив в период времени с *** мск до *** мск остановку в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря в средних географических координатах 69°29"СШ, 34°03"ВД. Разрешение на остановку в указанных координатах судно *** «***» от Пограничного управления не получало.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно анализу позиционирования и скоростного режима судна *** «***», произведенного ***.2010 года Западным филиалом ФГУ «***» судно в период времени с *** мск до *** мск *** 2010 года производило маневрирование в территориальных водах в средних географических координатах 69°29"СШ, 34°02"ВД со скоростью буксировки донного трала, либо работы с крабовыми ловушками (адм. дело л.д. 22).

Из анализа спутниковых и расчетных данных скоростного режима между всеми последовательными позициями судна *** «***», произведенного ***.2011 г. Западным филиалом ФГУ «***» следует, что во временном интервале с *** мск по *** мск ***.2010 года судно *** «***» могло остановиться и лежать в дрейфе, так как его расчетная скорость составляет 0,55 узлов (адм. дело л.д. 26).

При этом, расчет скоростного режима судна *** «***» показывает, что в период с *** мск до *** мск ***.2010 года движение судна к Государственной границе Российской Федерации было прервано, так как судно в течение 5 часов не перемещалось по направлению к Государственной границе Российской Федерации, а маневрировало по трекам, характерным для работы с крабовыми ловушками (адм. дело л.д. 26).

Согласно рапорту начальника Координационного отдела ПУ ФСБ России по Мурманской области по данным интеграционного глобального мониторинга и анализа было выявлено, что судно *** «***» *** 2010 года в *** мск, при следовании из порта Мурманск в РИЭЗ произвело остановку в территориальных водах Российской Федерации (адм. дело л.д.1, 20).

Согласно п. 5.1.1 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, уточняет порядок осуществления военными кораблями и другими судами, эксплуатируемыми в коммерческих и некоммерческих целях мирного прохода через территориальное море, определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В силу п. 5.4.5 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, все суда, в том числе и иностранные, при плавании во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Пунктом 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути в Баренцевом море, в том числе, из Кольского залива на север (№ 3), на северо-восток (№ 5), на восток (№ 7).

Учитывая установленные обстоятельства дела и анализируя вышеприведенные нормы закона, судья пришел к правильному выводу том, что пребывание и следование в территориальном море Российской Федерации всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов, непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ и обратно, быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом, не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Исходя из установленного, обоснованным является суждение судьи о том, что капитаном судна *** «***» Карамовым Ф.М. нарушены правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, выразившееся в остановке судна *** «***» ***.2010 года в территориальном море Российской Федерации в средних географических координатах 69°29"СШ, 34°03"ВД в период с *** мск по ***, что является нарушением пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-11 «О Государственной границе Российской Федерации».

Также капитан судна нарушил порядок следования судна *** «***» ***2010 года от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации, выразившиеся в том, что судно *** «***» в *** мск ***.2010 года прервало (прекратило) движение от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации, снизив скорость с 8,8 до 2,0 узлов, затем изменило рекомендованный Режимом плавания путь № 5 из Кольского залива на северо-восток до Государственной границы Российской Федерации и в течение 5 часов до *** мск ***.2010 года двигалось переменными (противоположными) курсами и ходами (от 0,78 до 0,55 узлов) вдоль линии государственной границы Российской Федерации, что является нарушением требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

При этом, судьёй учтено, что капитан судна *** «***» Карамов Ф.М., направляя уведомление в ПУ ФСБ России по Мурманской области о времени пересечения Государственной границы РФ, имел возможность спланировать следование судна *** «***» по территориальному морю РФ от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации таким образом, чтобы исключить остановку судна, а также смену курса и снижение скорости в территориальном море РФ в течение пяти часов для ожидания указанного им же времени выхода из территориального моря РФ.

Выводы судьи о виновности капитана судна *** «***» Карамова Ф.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения Карамова Ф.М. административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № ** от *** 2011 г., распечаткой спутниковых данных о позиции и скорости судна *** «***», предоставленной ЗФ ФГУ «***» от ***.2011 г. № **, рапортом начальника Координационного отдела Пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области полковника В С.Е. и приложенной схемой маневрирования судна *** «***» за *** 2010 года.

Правильным, основанным на анализе положений норм Закона о Государственной границе Российской Федерации, является вывод судьи о том, что совершенное должностным лицом капитаном судна *** «***» Карамовым Ф.М. административное правонарушение, препятствует осуществлению защиты Государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Убедительным является суждение судьи и о том, что Карамов Ф.М., являясь капитаном судна, предвидел наступление вредных последствий своего действия, но не принял должных мер к его предотвращению.

Действиям Карамова Ф.М., являющегося на момент совершения административного правонарушения капитаном судна *** «***» судьёй дана правильная юридическая оценка.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции применяемого закона.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Приведенные в жалобе доводы проверялись судом и были отклонены с приведением в судебном постановлении мотивов.

Ссылки на отсутствие вины Карамова Ф.М. в совершении административного правонарушения и недоказанность события административного правонарушения, несостоятельны, и опровергаются представленными материалами дела.

Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены принятых по делу решений.

Иные доводы жалобы также не опровергают выводов судьи о наличии в действиях Карамова Ф.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 24 марта 2011 года оставить без изменения, а жалобу защитника Карамова Ф.М. – Тюкавина А.С. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда Н.В. Пырч