Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации



Дело № 21- 158

Судья – Свиридова Ж.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 09 июня 2011 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Бурдейного О.А. – Глинской Е.Г. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 12 мая 2011 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением пограничного управления ФСБ России по Мурманской области № *** от 11 марта 2011 года *** судна *** «***» Бурдейный О.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Считая постановление незаконным, Бурдейный О.А. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что административный орган необоснованно не принял во внимание его довод о необходимости маневрирования судна при следовании к пункту пропуска через Государственную границу РФ к месту укрытия от шторма с учётом погодных условий. Кроме того, довод о том, что судно при следовании от пункта пропуска через Госграницу произвело остановку в территориальном море без соответствующего на то разрешения Пограничного управления не соответствует действительности, так как фактические обстоятельства дела подтверждают обратное, а именно что судно находилась на ходу, остановку в территориальных водах не совершало. Ссылка на Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях книга 4140 также ошибочна, поскольку к данным правоотношениям данный документ не применим.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании защитник заявителя жалобу поддержала по основаниям, в ней изложенным.

Представитель пограничного управления ФСБ России по Мурманской области с жалобой не согласилась, просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 12 мая 2011 года постановление органа административной юрисдикции оставлено без изменения, жалоба Бурдейного О.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Бурдейного О.А. – Глинская Е.Г. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить.

В обоснование жалобы приводите же доводы, которые послужили основанием для обращения в суд с жалобой на постановление органа административной юрисдикции. Указывает на неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание не явились Бурдейный О.А. и его защитник Глинская Е.Г. извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа Полторацкую Т.И., полагавшую жалобу, не подлежащей удовлетворению, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

Закон Российской Федерации от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает понятие Государственной границы Российской Федерации, её защиты и охраны, режима Государственной границы и определяет порядок её пересечения.

В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Согласно ст.7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.

В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу запрещается остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

На основании ч.2 ст. 10 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает, что капитан судна в случае вынужденного несоблюдения определенных законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении № *** от 11 марта 2011 г. и материалов административного производства 16.01.2011 года в *** мск судно *** «***» (судовладелец ООО «***»), под управлением *** судна Бурдейного О.А. при следовании от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ (место укрытия от шторма) снизило скорость с *** до *** узлов, прервало движение в направлении места укрытия от шторма, и в период с *** мск по *** мск 16 января 2011 года произвело остановку и маневрирование в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря в средних географических координатах – ***СШ, ***ВД путем движения переменными (противоположными) курсами и ходами вдоль линии Государственной границы Российской Федерации.

Анализ позиционирования, скоростного режима и ССД судна *** «***», произведенный 11 февраля 2011 года ФГУ Западного филиала «***» показал, что указанное судно в *** мск 16.01.2011 года полным ходом вошло в территориальное море РФ из исключительной экономической зоны и последовало в юго-западном направлении в сторону берега к месту укрытия от шторма. Во временном интервале с *** мск по *** мск 16 января 2011 года в средних географических координатах ***СШ, ***ВД судно снизило скорость с *** до ***, а затем и до *** узлов и в период с *** по *** 16 января 2011 года судно перемещалось в территориальном море РФ с расчётной скоростью *** узлов, характерной для осуществления траления донным тралом, путём движения переменными курсами и ходами вдоль Государственной границы РФ.

В *** мск 16 января 2011 года судно останавливалось в территориальных водах РФ в точке с координатами ***СШ, ***ВД и в период с *** мск по *** мск на участке между точками, координаты которых ***СШ, ***ВД и ***СШ, ***ВД.

В *** мск 16 января 2011 года судно, добавив скорость до *** узлов, последовало в район мыса ***.

Согласно рапорта начальника координационного отдела Пограничного управления от 20.01.2011 года судно *** «***» 16 января 2011 года при следовании в укрытие от шторма и выходе из укрытия от шторма 18.01.2011 г. допустило остановки в территориальном море.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период времени с *** мск по *** мск 16 января 2011 года в течение *** часов *** минут, в средних географических координатах - ***СШ, ***ВД судно *** «***» без соответствующего на то разрешения Пограничного управления вело иную деятельность, а именно, производило маневрирование путем движения переменными (противоположными) курсами и ходами с расчетной скоростью *** узлов, характерными для траления донным тралом, вдоль линии государственной границы РФ, а в период с *** мск по *** мск 16 января 2011 года произвело остановку в территориальном море РФ.

Пункт.5.1.1 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, уточняет порядок осуществления военными кораблями и другими судами, эксплуатируемыми в коммерческих и некоммерческих целях мирного прохода через территориальное море, определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В силу п. 5.4.5 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Пунктом 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути в Баренцевом море, в том числе, из Кольского залива с севера (№ ***), с северо-востока (№ ***), с востока (№ ***).

С учетом изложенного и, анализируя вышеприведенные нормы закона, судья пришел к правильному выводу том, что пребывание и следование в территориальном море Российской Федерации всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов, непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ и обратно, быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Принимая во внимание, установленное и, исходя из анализа собранных по делу доказательств, правильным является суждение судьи о нарушении должностным лицом *** судна *** «***» Бурдейным О.А. пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», выразившимся в остановке и осуществлении деятельности - маневрирования с элементами движения (курсы, скорости), характерными для буксировки донного трала судном *** «***» при следовании от Государственной границы РФ до пропуска через Государственную границу РФ (к месту укрытия от шторма) в территориальном море РФ в средних географических координатах *** CIII ***ВД в период с *** мск по *** мск 16 января 2011 года, т.е. о нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, также требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», выразившимся в том, что судно *** «***» в *** мск по *** мск 16 января 2011 года прервало (прекратило) движение от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ (к месту укрытия от шторма), снизив скорость с *** до ***, а затем и до *** узлов, затем изменило рекомендованный Режимом плавания путь от Государственной границы РФ и двигалось переменными (противоположными) курсами и ходами вдоль линии Государственной границы РФ, т.е. о нарушении порядка следования судна *** «***» 16 января 2011 года от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ (к месту укрытия от шторма).

Выводы судьи о виновности *** судна *** «***» Бурдейного О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения Бурдейным О.А. административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № *** от 09 марта 2011 года., ответом из ЗФ ФГУ «***» от 11.02..2011г. № *** и приложенной распечаткой спутниковых данных о позиции и скорости судна *** «***» за указанный период; рапортом начальника Координационного отдела ПУ ФСБ по Мурманской области полковника "***" от 20.01.2011 0 года, и приложенной схемой маневрирования судна *** «***» за 16 января 2011 года.

Правильным, основанным на анализе положений норм Закона о государственной границе Российской Федерации, является вывод судьи о том, что совершенное должностным лицом *** судна *** судна *** «***» Бурдейным О.А. административное правонарушение, препятствует осуществлению защиты Государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Действиям Бурдейного О.А. являющегося на момент совершения административного правонарушения должностным лицом - *** судна *** «***» судьёй дана правильная юридическая оценка.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции применяемого закона.

Приведенные в жалобе доводы проверялись судом и были отклонены с приведением в судебном акте мотивов их отклонения. Ссылки на недоказанность вины Бурдейного О.А. в совершении административного правонарушения, несостоятельны, и опровергаются представленными материалами дела.

Кроме того, доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены принятых по делу постановления и решения.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 12 мая 2011 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу защитника Бурдейного О.А. – Глинской Е.Г. без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда Синица А.П.