Дело № 21- 162 Судья – Кулдыкин А.В. Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении г. Мурманск 16 июня 2011 года Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Амплеева В.И. – Глинской Е.Г. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, У С Т А Н О В И Л: Постановлением № *** старшего специалиста по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от 22 февраля 2011 года должностное лицо – *** судна *** «***» Амплеев В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей. Считая постановление незаконным, Амплеев В.И. обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование указал, что вывод представителей органа административной юрисдикции о том, что в его (Амплеева В.И.) действиях имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является необоснованным. Указывает, что законодательство, на которое ссылается административный орган, не содержит определений «маневрирование» и не подлежит применению ссылка административного органа на часть 2 статьи 10 Закона № 155-ФЗ, поскольку данное положение законодательства устанавливает требования к проходу через территориальное море, который должен быть непрерывным и быстрым. Ограничений по маневрированию судов данная норма не устанавливает. Довод административного органа о том, что материалами дела об административном правонарушении установлено, что судно *** «***» 24 декабря 2010 года при следовании от пункта пропуска через Государственную границу до Государственной границы Российской Федерации произвело остановку в территориальном море Российской Федерации без соответствующего на то разрешения Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, не соответствует действительности. Согласно *** термин «на ходу» означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели. Изложенные в постановлении фактические обстоятельства дела, как раз подтверждают, что судно *** «***» весь период времени находилось на ходу, то есть, не допускало остановку в территориальных водах. Полагал, что из документа - Режим плавания - не следует, что он издан во исполнение требований Закона о Государственной границе, Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а значит, применяться к указанным правоотношениям не может. В судебное заседание Амплеев В.И. и его защитник не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. Представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Бучаева О.Н. в судебном заседании с жалобой не согласилась. Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 мая 2011 года постановление старшего специалиста по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от 22 февраля 2011 года о привлечении *** судна *** «***» Амплеева В.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере *** рублей оставлено без изменения, жалоба Амплеева В.И. - без удовлетворения. В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Амплеева В.И. – Глинская Е.Г. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении признать незаконными и отменить, настаивает на обоснованности и удовлетворении жалобы, приводит те же доводы, что и в первоначальной жалобе. Ссылается на отсутствие вины Амплеева В.И. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения. Считает, что судьёй не были оценены доказательства, имеющие существенное значение для спора, выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также указывает на неправильное применение и толкование норм материального права. В судебное заседание Амплеев В.И. и его защитник Глинская Е.Г, представитель административного органа не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу. В соответствии с ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении. В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Статьёй 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В соответствии со ст.30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или Уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Согласно ст.7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами. В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу запрещается остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения. На основании ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. Статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» предусматривает, что капитан судна в случае вынужденного несоблюдения определенных законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего Российского морского порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося. Как следует из постановления по делу об административном правонарушении № *** от 22 февраля 2011 г. и материалов административного производства, 24 декабря 2010 года судно *** «***», принадлежащее ООО «***», под управлением *** Амплеева В.И., при следовании от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации в период времени с *** мск по *** мск маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах ***СШ, ***ВД. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что, согласно информации, представленной Западным филиалом *** от 04.02.2011 г. № ***, судно *** «***» при следовании к линии Государственной границы РФ изменило курс в сторону от Государственной границы и далее в течение *** двигалось переменными курсами самым малым ходом. При этом за период с *** мск по *** мск 24 декабря 2011 года судно не продвигалось к линии Государственной границы РФ, а маневрировало переменными курсами, продвигалось в обратном направлении от Государственной границы РФ. Так, анализ скоростного режима и характера маневрирования, произведенный ЗФ *** показал, что указанное судно в период времени с *** мск по *** мск 24 декабря 2010 г. двигалось с расчетной скоростью *** узла. О причинах остановки в территориальном море РФ *** судна *** «***» уведомление в Пограничное управление ФСБ РФ по Мурманской области не направлял. Порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)» книга 4140, изданное по материалам, представленным Гидрографической службой Краснознаменного Северного флота, откорректировано по извещениям мореплавателям Управления навигации и океанографии Министерства обороны по выпуск № 30 от 22 июля 2006 года (далее Режим). Согласно п.5.1.1 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, уточняет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах военных кораблей и других судов, эксплуатируемыми в коммерческих и некоммерческих целях, и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности. Пункт 5.4.5 Режима плавания определяет, что все суда, в том числе и иностранные, при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов. Пунктом 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути в Баренцевом море. Исходя из установленного и совокупности приведенных правовых норм, обоснованным является суждение судьи о том, что пребывание и следование в территориальном море России всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов. При этом учтено, что непрерывность в данном случае обозначает, в том числе, непрерывность следования курсом после (либо до) пересечения Государственной границы РФ, по установленным путям движения судом в пункт пропуска через Государственную границу РФ или обратно. Кроме того, быстрота обозначает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. В соответствии с ч.1 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Рассматривая дело по существу, судья обоснованно принял в качестве допустимых доказательств по делу следующие документы: выписку из судового журнала судна *** «***» за 24.12.2010 года, согласно которой в *** был остановлен главный двигатель, судно легло в дрейф (л.а.д.***); объяснения Амплеева В.И., из которых следует, что судно легло в дрейф по eго команде, но, при этом, в связи с отсутствием угрозы судну и членам экипажа, уведомления в контролирующие органы не подавались (л.а.д.***); ответ ЗФ ФГУ *** от 04.02.2011 г. № *** (л.а.д. ***); рапорт заместителя начальника координационного отдела ПУ ФСБ России по Мурманской области от 25 декабря 2010 года, из которого следует, что при следовании от пункта пропуска до Государственной границы *** «***» совершило остановку в территориальном море. Остановка в территориальном море, не была вызвана форс-мажорными обстоятельствами (л.а.д. ***). Приняв в обоснование представленные документы по делу, судья пришел к убедительному выводу, свидетельствующему о нарушении должностным лицом – *** судна *** «***» Амплеевым В.И. при следовании из пункта пропуска через Государственную границы Российской Федерации до Государственной границы РФ: пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», выразившимся в остановке судна *** «***» 24 декабря 2010 года в территориальном море РФ в средних географических координатах ***СШ, ***ВД в период с *** мск до *** мск, т.е. о нарушении порядка следования от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации, а также требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», выразившимся в том, что судно *** «***» 24 декабря 2010 года с *** мск до *** мск прервало (прекратило) движение от пункта пропуска через Государственную границу РФ, до Государственной границы РФ снизив скорость с *** до *** узлов, затем изменило рекомендованный Режимом плавания путь от Государственной границы РФ и в течение *** часа двигалось переменными (противоположными) курсами и ходами, т.е. о нарушении порядка следования от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации. При этом судьёй обоснованно принято во внимание положение статьи 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», которой предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Правильным, основанным на анализе положений норм Закона о Государственной границе Российской Федерации, является и вывод судьи о том, что совершенное должностным лицом *** судна *** «***» Амплеевым В.И. административное правонарушение, препятствует осуществлению защиты Государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Выводы судьи о виновности *** судна *** «***» Амплеева В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 26.11 КоАП РФ. Также судьёй принято во внимание и то, что в ходе производство по делу и при рассмотрении жалобы каких-либо доводов, указывающих на случаи, возникшие вследствие непреодолимой силы или бедствия, а, равно, подтверждающих наличие объективных причин невозможности соблюдения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации ни Амплеевым В.И., ни его защитником, не представлено. Действиям Амплеева В.И., являвшегося на момент совершения административного правонарушения *** судна *** «***» судьёй дана правильная юридическая оценка. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции применяемого закона. Доводы, содержащиеся в жалобе, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении судьи основаниям. Ссылки на недоказанность вины Амплеева В.И. в совершении административного правонарушения, несостоятельны, и опровергаются представленными материалами дела. Представленные в жалобе доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены принятых по делу решений. Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу защитника Амплеева В.И. – Глинской Е.Г. - без удовлетворения. Судья Мурманского областного суда Синица А.П.