Дело № 21 - 182 Судья – Бырина Д.В. Решение по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении г. Мурманск 07 июля 2011 года Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу должностного лица – и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области – Главного государственного санитарного врача по Мурманской области Опря Т.В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, установил: постановлением № *** заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области – Главного государственного санитарного врача по Мурманской области Опря Т.В. от 27 апреля 2011 года должностное лицо – *** Муниципального общеобразовательного учреждения г. Мурманска гимназии № *** (далее - МОУ г. Мурманска гимназия № ***) Скворцова М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей. Указанное постановление Скворцова М.Н. обжаловала в судебном порядке. Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 10 июня 2011 года постановление Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 27 апреля 2011 года о привлечении Скворцовой М.Н. к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения. В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области – Главный государственный санитарный врач по Мурманской области Опря Т.В. просит отменить решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 10.06.2011 г. и принять новое решение, которым постановление Управления Роспотребнадзора по Мурманской области № *** от 27.04.2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Скворцовой М.Н. признать законным. Приводит доводы о неправильном применении закона, ошибочности выводов судьи. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене. На основании ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Состав правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является формальным. Целью приведенной нормы является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность как промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих, так и иных предприятий (объектов). Как видно из материалов дела, основанием для привлечения Скворцовой М.Н. к административной ответственности послужили установленные в ходе проведения проверки данные о том, что в МОУ г. Мурманска гимназия № *** отработанные перегоревшие люминесцентные лампы, являющиеся отходами I класса опасности, хранятся в отдельном вспомогательном помещении, с отдельным входом, в картонных перевязанных коробках, на деревянных стеллажах. Между тем, в соответствии с положениями пунктов п. 3.5, п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» для хранения отходов I класса опасности должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах, в герметичных оборотных (сменных) ёмкостях (контейнеры, бочки, цистерны); хранение твердых отходов I класса разрешается в герметичных оборотных (сменных) ёмкостях (контейнеры, бочки, цистерны). Отменяя постановление о привлечении Скворцовой М.Н. к административной ответственности и прекращая производство по данному делу, судья исходил из того, что МОУ гимназия № ***, *** которого является Скворцова М.Н., не занимается производственной деятельностью, поэтому отсутствует обязанность по соблюдению требования пункта 3.6 Сан Пин 2.1.7.1322-03. Судья пришел к выводу о том, что должностным лицом не допущено нарушения закона, поскольку в процессе деятельности МОУ гимназия № *** соблюдаются требования «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.02010 года. Такие выводы судьи основаны на ошибочном толковании норм материального права. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", В силу части 6 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с 1 по 5 класс.( статья 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления») В силу статьи 11 этого же Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.( часть 1 статьи 22 приведенного Закона) В силу Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, отходы, содержащие ртуть (35310700 02 01 1); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (35330100 13 01 1) относятся к 1 классу опасности Условия хранения таких отходов определены в пунктах 3.2, 3.5 и 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года. Из преамбулы указанного нормативного акта следует, что санитарно-эпидемиологические правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МОУ гимназия № *** не занимается производственной деятельностью, вместе с тем, данным образовательным учреждением в процессе своей деятельности эксплуатируется здание по адресу: *** Поэтому данное образовательное учреждение, являясь потребителем ртутьсодержащих ламп, обязано соблюдать требования санитарных норм и правил об условиях хранения отработанных люминесцентных ламп. Является ошибочным высказанное судьей в обжалуемом решении суждение о том, что хранение отработанных ламп ГОУ гимназия № *** соответствует порядку, предусмотренному пунктом 15 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде», утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681. Указанные Правила приняты Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ» и имеют определенный предмет регулирования. Содержание Правил не свидетельствуют об установлении иного порядка и условий хранения отработанных люминесцентных ламп. Положения раздела П данных Правил о порядке сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не противоречат Санитарным нормам и правилам 2.1.7.1322-03, и не исключают необходимости соблюдения установленного этими нормами порядка хранения опасных отходов потребления. Пунктом 15 Правил допускается возможность хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. Между тем, указанный пункт Правил регламентирует деятельность специализированных организаций, осуществляющих сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, однако ГОУ гимназия № *** к таким организациям не относится. С учетом изложенного вывод судьи о том, что временное хранение отработанных ламп осуществляется в установленном законом порядке, нельзя признать правильным. Поэтому решение судьи подлежит отмене. Оснований для отмены постановления о привлечении к административной ответственности Скворцовой М.Н. не имеется. Установив, что МОУ гимназия № *** нарушаются условия хранения отработанных люминесцентных ламп, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – *** ГОУ гимназии № *** Скворцовой М.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей. Выводы о вине должностного лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от 13.04.2011 г., актом обследования от 15.03.2011 года, экспертным заключением № *** от 24.03.2011 года ФГУЗ «***». Скворцова М.Н., как *** гимназии, осуществляя полномочия *** учреждения образования, обязана выполнять возложенные на нее в силу занимаемой должности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе и в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. Выводы административного органа о вине Скворцовой М.Н. соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, оценка которым дана по правилам ст. 26.11. КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, административное взыскание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции применяемого закона. Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. Доводы жалобы Скворцовой М.Н. не могут быть основанием для отмены постановлении административного органа, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья р е ш и л : Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 10 июня 2011 года отменить. Постановление Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 27 апреля 2011 года о привлечении Скворцовой М.Н. к административной ответственности, по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Скворцовой М.Н. – без удовлетворения. Судья Мурманского областного суда Истомина И.В.