по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ



Дело № 21-148

Судья – Жуганова Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 19 мая 2011 года

Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу защитника Амплеева в.и. по доверенности Глинской Е.Г. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № ** старшего специалиста по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области (далее – ПУ ФСБ по МО) от *** 2011 года должностное лицо – капитан судна *** «***» Амплеев в.и. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.

Считая постановление незаконным, Амплеев В.И. обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указывал, что в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения судном *** «***» траления в территориальных водах РФ и, как следствие, ведение судном промысловой, исследовательской, изыскательной или иной деятельности в территориальных водах РФ, в связи с чем, капитан судна не нарушил режим пересечения Государственной границы Российской Федерации при маневрировании судна от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу (в место укрытия от шторма) в территориальном море РФ.

Просил отменить постановление от *** 2011 года о наложении штрафа и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании Амплеев В.И. и его защитники по доверенности Глинская Е.Г. и Тененбаум В.А. жалобу поддержали.

Представитель Государственной морской инспекции (далее – ГМИ) ПУ ФСБ России по Мурманской области Полтарацкая Т.И., полагая постановление законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 апреля 2011 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Амплеева В.И. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Амплеева В.И. – Глинская Е.Г. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по делу по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить, в связи с недоказанностью события административного правонарушения.

В обоснование жалобы ссылается на отсутствие вины Амплеева В.И. в совершении административного правонарушения. Так, в штормовых условиях капитан судна *** «***» выполнял особый вид плавания – штормование, способ которого определяется судоводителем с учетом конструктивных особенностей судна, его загрузки, устойчивости и района плавания.

Обращает внимание, что место укрытия от шторма не является пунктом пропуска через госграницу.

Считает, что ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ограничений по маневрированию судов и скорости движения не устанавливает, а указание судом на совершение судном «недопустимого маневрирования» носит неопределенный характер.

Полагает, что проход судном района тервод со скоростью буксировки донного трала, не образует состав вмененного Амплееву В.И. правонарушения, которое предусмотрено ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Утверждает, что судно промысловой деятельности не вело, укрывалось от шторма, контактов с другими судами не имело. О пересечении Государственной границы РФ для укрытия от шторма и следовании на промысел из укрытия капитан судна Амплеев В.И. уведомлял контролирующий орган, путь следования отражал в судовых журналах.

Обращает внимание, что фактов совершения действий, перечисленных в ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», административным органом не установлено.

Считает, что в силу ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, должны толковаться в его пользу.

В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, Амплеев В.И. и его защитники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно. О причинах неявки суд не уведомили.

Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц не имеется.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа по доверенности Бугаева В.В., считавшего постановление о наложении административного штрафа и решение судьи законными и обоснованными, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Статьёй 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или Уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Согласно ст. 7 названного Закона режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.

В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу запрещается остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» предусматривает, что капитан судна в случае вынужденного несоблюдения определенных законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего Российского морского порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режимом плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)», согласно п. 5.1.1 которого, режим плавания уточняет порядок осуществления военными кораблями и другими судами, эксплуатируемыми в коммерческих и некоммерческих целях мирного прохода через территориальное море, определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Пунктом 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути, при плавании по которым суда должны следовать по самой линии пути или справа от нее.

Как установлено материалами административного дела, капитан судна *** «***» Амплеев В.И. является должностным лицом, уполномоченным обеспечивать порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Из протокола об административном правонарушении № ** от ***.2011 года следует, что *** 2010 года судно *** «***», принадлежащее ООО «***». Под управлением капитана Амплеева В.И. при следовании от пункта Государственной границы Российской Федерации в место укрытия от шторма в период времени с *** мск ***.2010 года до *** мск ***.2010 года маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах 70?01?00??СШ, 32?10?00??ВД.

Так, анализ позиционирования и скоростного режима судна *** «***» за период с *** UTC ***.2010 по *** UTC ***.2010, произведенный ***.2011 ФГУ Западного филиала «***» свидетельствует о том, что судно *** «***» в период времени с *** UTC ***.2010 по *** UTC ***.2010 маневрировало в терводах РФ со скоростью буксировки донного трала, по скоростному режиму могло выполнять траления в терводах РФ. О деятельности в территориальном море РФ капитан судна *** «***» Амплеева В.И. пограничное управление ФСБ России по Мурманской области не уведомлял.

Согласно рапорту заместителя начальника координационного отдела ПУ ФСБ России по Мурманской области от ***.2010 года, судно *** «***» при следовании в место укрытия от шторма пересекало государственную границу без подачи уведомления, в уведомлениях сроки стоянки указаны неверно, фактически судно после стоянки из тервод не вышло, а последовало в порт Мурманск.

Как следует из распечатки позиций судна *** «***» за период с *** UTC ***.2010 по *** UTC ***.2010 по данным спутникового мониторинга, судно двигалось с расчетной скоростью от 6 до 0.6 узла в средних географических координатах 70?01?00??СШ, 32?10?00??ВД.

Согласно справке по судну «Фортуна» его спецификационная скорость составляет 10 узлов.

В силу п. 5.4.5 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Анализируя вышеприведенные нормы закона, судья пришел к правильному выводу о том, что пребывание и следование в территориальном море Российской Федерации всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов. Непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ и обратно, быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Исходя из установленного, обоснованным является суждение судьи о том, что судно *** «***», под управлением капитана судна Амплеева В.И. в период времени с *** мск ***.2010 года по *** мск ***.2010 года, прервало (прекратило) движение от границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ ((места укрытия от шторма), то есть снизив скорость при следовании до пункта пропуска через Государственную границу РФ изменило курс и далее двигалось переменными (противоположными) курсами и ходами с расчетной скоростью от 6 до 0.6 узла в средних географических координатах 70?01?00??СШ, 32?10?00??ВД, в нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», согласно которой проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на ведение промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности в указанный промежуток времени в нарушение пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-11 «О Государственной границе Российской Федерации».

Выводы судьи о виновности капитана судна *** «***» Амплеева В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения Амплеевым В.И. административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № ** от ***2011 г., копией материалов по движению судна *** «***» в период с *** по *** 2010 года, копиями диаграмм изменения скорости определенной приемником GPS судна за период c *** по *** 2010 года, ответом гидрометеорологического центра о прогнозе погоды и фактической погоде на *** и *** 2010 года,

Проанализировав действующее законодательство и положения норм Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», прихожу к выводу, что совершенное должностным лицом - капитаном судна *** «***» Амплеевым В.И. административное правонарушение, препятствует осуществлению защиты Государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Действиям Амплеева В.И., являющегося на момент совершения административного правонарушения капитаном судна *** «***», судьёй дана правильная юридическая оценка.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции примененного закона.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Приведенные в жалобе доводы проверялись судом и были отклонены с приведением в судебном акте соответствующих мотивов. Ссылки на недоказанность вины Амплеева В.И. в совершении административного правонарушения несостоятельны, и опровергаются представленными материалами дела.

Иные доводы жалобы выводы судьи о наличии в действиях Амплеева В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, не опровергают.

При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 апреля 2011 года оставить без изменения, жалобу защитника Амплеева В.И. – Глинской Е.Г. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда Н.В. Пырч