Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации



Дело № 21-216

Судья – Беляева В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 18 августа 2011 года

Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу Терентьева В.Ю. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июля 2011 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением специалиста по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от 15 июня 2011 года № *** *** судна *** «***» Терентьев В.Ю. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подвергнут наказанию виде штрафа в размере *** рублей.

Указанное постановление обжаловано Терентьевым В.Ю. в районный суд.

Решением судьи Октябрьского районного суда от 25 июля 2011 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба Терентьева В.Ю. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Терентьев В.Ю. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить и прекратить производство по делу.

Приводит доводы о том, что судно не осуществляло остановку, а снизило скорость движения. Выводы административного органа основаны на предположениях, факт остановки судна не доказан. Судьей не учтено, что снижение скорости и маневрирование в территориальных водах РФ не образует состав административного правонарушения. Полагает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку допущенное нарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены решения не нахожу.

В соответствии с ч.1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Статьёй 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом, охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или Уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Согласно ст. 7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.

В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу запрещается остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» предусматривает, что капитан судна в случае вынужденного несоблюдения определенных законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего Российского морского порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)»

Проверяя правомерности привлечения *** Терентьева В.Ю к административной ответственности, судья учел приведенные положения закона и исходил из установленных по делу данных о том, что *** судна *** «***» Терентьев допустил нарушение требований федерального законодательства.

Как видно из материалов дела, указанное судно при следовании от пункта пропуска через Государственную границу РФ (порта Мурманск) до Государственной границы РФ снизило скорость с *** узлов до *** узла, прервало движение в направлении Государственной границы РФ, и в период времени с *** UTC( *** мск) 24 апреля 2011 года по *** UTC ( *** мск) 25 апреля 2011 года произвело остановку, находилось в дрейфе со скоростью *** до *** узлов в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря без соответствующего на то разрешения уполномоченных органов.

Между тем, не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Вывод судьи о допущенном *** Терентьевым В.Ю. нарушении Правил пересечения Государственной границы Российской Федерации является правильным и подтверждается собранными по делу доказательствами, которые суд оценил в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Терентьев В.Ю., являясь *** судна, предвидел наступление вредных последствий своего действия, но не принял должных мер к их предотвращению.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции применяемого закона.

Доводы, содержащиеся в жалобе, были предметом проверки судьи и обоснованно отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Ссылки на недоказанность вины Терентьева В.Ю. в совершении административного правонарушения и на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несостоятельны, поскольку опровергаются представленными материалами дела.

Решение о привлечении виновного к административной ответственности принято уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Оснований признать допущенное нарушение малозначительным судья не установил, учитывая характер допущенного нарушения и конкретные обстоятельства данного дела, такое решение является правильным.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таком положении решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июля 2011 года оставить без изменения, жалобу Терентьева В.Ю. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда Истомина И.В.