Приговор по ч. 1 ст. 111 УК РФ оставлен без изменения



Судья Цурун А.В.Дело №22-1154/10

КАССАЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Магадан08 декабря 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лапшина П.В.

судей Бесчастной И.Е., Жиделева Д.Л.,

при секретаре Будниковой Т.А.,

рассмотрела в судебном заседании 08 декабря 2010г. уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Лошманова В.А. на приговор Магаданского городского суда Магаданской области от 19 октября 2010 года, которым

Лошманов В.А., ..., ранее судимый:

- 14.02.2008г. Магаданским городским судом по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ, с применением ст.73 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года, условно, с испытательным сроком 3 года;

- 30.06.2008г. Магаданским городским судом по ст.73 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев, условно, с испытательным сроком 2 года. Постановлением Магаданского городского суда от 29.09.2009г. испытательный срок продлен на 5 месяцев,

осужден по ч.1 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года.

В соответствии с ч.5 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение по приговорам от 14.02.2008г. и от 30.06.2008г. и на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговорам от 14.02.2008г. и от 30.06.2008г., окончательно назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 3 года 6 месяцев, без штрафа, с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока с 19 октября 2010 года. В срок наказания зачтено время содержания под стражей с 12 сентября 2010 года по 18 октября 2010 года.

Лошманов В.А. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего Г.А.В. Преступление совершено 01 марта 2010 года в г. Магадане при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.

В судебном заседании виновным себя Лошманов В.А. признал частично.

Заслушав доклад судьи Лапшина П.В., пояснения осужденного Лошманова В.А., данные с использованием систем видеоконференц-связи, а также выступление адвоката Харламовой И.Е., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Хомутова А.А. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия

установила

В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Лошманов В.А. указывает, что судом не учтено, что Г.А.В. спровоцировал происшедший конфликт. Зайдя ночью в их квартиру, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения, Г.А.В. беспричинно стал применять насилие в отношении его матери, удерживая рукой за воротник одежды, нанес ей удар по щеке. Поэтому он, опасаясь за жизнь и здоровье матери, вынужден был заступиться за нее, чтобы предотвратить преступление. Кроме того полагает, что в этот момент находился в состоянии аффекта, поскольку такое поведение Г.А.В. вызвало у него «помутнение сознания», вследствие чего он не помнит сами обстоятельства нанесения им ударов ножом потерпевшему и последующие события. Просит переквалифицировать его действия на ст. 113 УК РФ.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения приговора суда.

Виновность Лошманова В.А. в совершении преступления при изложенных в приговоре обстоятельствах установлена достаточной совокупностью собранных по делу доказательств, каждое из которых тщательно проверено и оценено на предмет его соответствия требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Сам осужденный Лошманов В.А. в судебном заседании не оспаривал того обстоятельства, что именно он нанес Г.А.В. сначала два удара кулаком в лицо, потом два удара пустой пятилитровой банкой по голове, а затем два удара ножом в область правого бока. При этом он также утверждал, что не помнит, как у него в руках оказался нож, помнит только, как бросил его на пол и пошел в ванную комнату.

Факт причинения Лошмановым В.А. тяжкого вреда здоровью потерпевшему Г.А.В. подтверждается и иными доказательствами.

Так, потерпевший Г.А.В. пояснил, что 28 февраля 2010 года у него дома на поминках жены присутствовала Лошманова Е.С. В ходе распития спиртного он заснул за столом, проснувшись около 01 часа ночи 01 марта 2010 года, обнаружил пропажу мобильного телефона. Решив, что телефон взяла Лошманова, отправился к ней домой. В квартире Лошмановой у них произошел словесный конфликт, в ходе которого он взял ее одной рукой за одежду, а другой рукой ударил по щеке, выражаясь при этом нецензурной бранью и продолжая держать за воротник в области шеи. В это время подбежал Лошманов и ударил его два раза кулаком по лицу, потом Лошманов ударил его пустой банкой по голове, но банка не разбилась и тогда он (Лошманов) вновь ударил его по голове банкой, отчего она разбилась. Почувствовав боль в теменной области головы он на несколько минут потерял сознание, когда пришел в себя, то увидел, что из головы течет кровь, а перед ним стоит Лошманов с ножом в руке. Он сказал, чтобы Лошманов бросил нож, после чего вышел из квартиры. Дома обнаружил в области правого бока две резаные раны, из которых текла кровь, и тогда понял, что Лошманов ударил его ножом.

Допрошенная в качестве свидетеля очевидец происшедшего- Л.Е.С. подтвердила, что около 1 часа ночи 01 марта 2010 года вернулась домой от Г.А.В. Спустя некоторое время к ней в квартиру пришел Г.А.В., который стал предъявлять претензии по поводу того, что она забрала с собой водку и его мобильный телефон, выражаясь при этом нецензурно в ее адрес. Потом Г.А.В. схватил ее за одежду в области шеи и начал трясти. Свидетелем происходящего была знакомая ее сына- С.А.Д., на крик последней из своей комнаты вышел сын, который потребовал, чтобы Г.А.В., прекратил свои действия и два раза ударил его кулаком в лицо. От этих ударов Г.А.В. присел на стул и стал выражаться нецензурной бранью в адрес сына. Тогда Лошманов выхватил из ее рук пятилитровую пустую банку и ударил ею Г.А.В. по голове, но банка не разбилась, вслед за этим сын еще раз ударил Г.А.В. банкой по голове. На этот раз банка разбилась и из головы Г.А.В. потекла кровь. Сын стал прогонять Г.А.В., однако последний в ответ продолжал выражаться нецензурной бранью и тогда Лошманов схватил со стола кухонный нож и ударил им два раза Г.А.В. в область правого бока и бросил нож на пол. После этого Г.А.В. ушел домой, а она вызвала милицию.

Из показаний свидетеля С.А.Д. следует, что ночью 01 марта 2010 года Л.Е.С. вернулась домой от Г.А.В. в состоянии алкогольного опьянения и принесла с собой полбутылки водки, которую распила на кухне с М.О.П. Через некоторое время пришел Г.А.В. и стал конфликтовать с Лошманов В.А., выражаясь при этом нецензурно. Потом он схватил Лошманов В.А. руками за шею и стал тормошить. На ее крик вышел Лошманов и ударил Г.А.В. два раза кулаком в лицо, отчего тот присел на стул. Потом Лошманов дважды ударил Г.А.В. пятилитровой банкой по голове. Далее она (С.А.Д.) ушла в ванную комнату, туда же через 2 минуты зашел Лошманов и сказал, что ударил Г.А.В. 2 раза ножом в область печени.

Свидетель М.О.П., показания которой на предварительном следствии были оглашены в порядке ст.281 УПК РФ, пояснила, что 01.03.2010 года, ночью ее разбудила Лошманов В.А. и предложила выпить водки. Позже, когда они уже легли спать, в квартиру пришел мужчина, и она слышала шум, ругательства нецензурной бранью и как Лошманов пошел на кухню, после чего был слышен звук разбившегося стекла.

Свидетели Г.А.А. и Г.Е.А. по обстоятельствам дела пояснили, что 28 февраля 2010 года у них дома на поминках присутствовала Л.Е.С. Позже ночью их разбудил отец – Г.А.В., у которого на теле справой стороны были две резаные раны. Отец пояснил, что в квартире Лошманов В.А. у него произошел конфликт с ее сыном – Лошмановым В.А., который два раза ударил его банкой по голове и нанес два удара ножом в правый бок.

Подтверждают вину осужденного Лошманова В.А.: рапорт о поступлении в дежурную часть управления по линии «02» информации от Л.Е.С. о конфликте с неизвестным лицом (т.1 л.д.8); сообщение из медицинского учреждения о факте доставления Г.А.В. с двумя проникающими колото-резаными ранами грудной клетки справа, ушибленными ранами теменной области головы, при этом доставленный пояснил, что телесные повреждения причинены знакомым (т.1 л.д.10); протоколы осмотра места происшествия (т.1 л.д.11-13, 14-18); заключение судебно-медицинской экспертизы №... от 19.03.2010г., проведенной в отношении потерпевшего Г.А.В., согласно выводам которой, ему была причинена колото-резаная рана грудной клетки справа в области 9 межреберья по средней подмышечной линии, колото-резаная рана грудной клетки справа в области 10 межреберья, одна из которых проникает в грудную полость справа и брюшную полость, с повреждением по ходу раневого канала диафрагмы, ткани печени и квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью; раны в области левой надбровной дуги и теменной области справа вреда здоровью не причинили (т.1 л.д.135-137); заключение экспертизы вещественных доказательств №... от 19.03.2010г. по поводу предметов, следов крови, обнаруженных в ходе двух осмотров места происшествия (т.1 л.д.111-119), а также иные доказательства, подробный анализ которых приведен в приговоре.

Оценив доказательства в их совокупности, суд правильно квалифицировал действия Лошманова В.А. по ч.1 ст.111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни.

Не могут быть признаны обоснованными доводы кассационной жалобы осужденного, относительно того, что в момент совершения преступления он находился в состоянии аффекта, вызванного противоправными действиями потерпевшего в отношении его матери, защищая ее от преступного посягательства со стороны Г.А.В..

Как признал сам осужденный и это подтвердили свидетели Л.Е.С. и С.А.Д., увидев, что Г.А.В. совершает противоправные действия в отношении его матери, Лошманов потребовал прекратить их, а затем ударил Г.А.В. два раза кулаком в лицо, отчего тот присел на стул. С этого момента противоправные действия со стороны Г.А.В. были прекращены. Однако Лошманов схватил пустую пятилитровую банку и ударил ею потерпевшего по голове, от этого удара банка не разбилась, и тогда, Лошманов В.А. еще раз ударил банкой по голове Г.А.В., а затем взял нож и нанес им потерпевшему два удара в область правого бока.

Оценив повод и обстоятельства происшедшего конфликта, суд обосновано признал, что даже при наличии факта первоначального противоправного поведения со стороны потерпевшего Г.А.В., такое поведение не создавало неминуемой и неотвратимой угрозы для жизни и здоровья Лошманова и его матери, а значит и не было повода наносить потерпевшему удары банкой, а затем ножом в жизненно важный орган.

При этом, об отсутствии реальной угрозы жизни и здоровью Л.Е.С. от действий Г.А.В., свидетельствуют показания самого осужденного, который пояснил, что уже от первых двух его ударов в лицо Г.А.В. присел на стул, каких-либо агрессивных действий в отношении матери либо него самого не совершал, а только выражался нецензурной бранью (т.2 л.д.123).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что первоначальное противоправное поведение со стороны потерпевшего не достигло того уровня интенсивности и общественной опасности, которые могли вызвать у Лошманова состояние сильного душевного волнения. Поэтому обстоятельством, определяющим поведение Лошманова в момент нанесения ударов ножом, обоснованно признано чувство личной неприязни, возникшей у Лошманова в связи с предшествующим поведением потерпевшего.

Доводы осужденного о том, что не помнил как наносил удары, поскольку находился в состоянии аффекта опровергаются показаниями свидетеля С.А.Д., согласно которым, сразу после происшедшего Лошманов зашел к ней в ванную комнату и сказал, что ударил Г.А.В. два раза ножом в область печени, собственными пояснениями Лошманова В.А. на предварительном следствии, в которых он рассказывал об обстоятельствах нанесения ударов ножом Г.А.В. (т.1 л.д.80- 84, 190-193), а также выводами судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой в момент совершения инкриминируемого деяния действия Лошманова были последовательными и целенаправленными, он сохранял ориентировку в окружающем, о содеянном имеются достаточные воспоминания, соответственно, признаков временного психического расстройства (патологического аффекта) не обнаруживал (т.1 л.д.128).

В кассационной жалобе не приведены какие-либо новые существенные обстоятельства, не получившие оценки со стороны суда первой инстанции, которые давали бы основание ставить под сомнение сделанные им выводы.

Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований ставить под сомнение вывод суда первой инстанции об умышленном причинении Лошмановым В.А. ножевых ранений потерпевшему.

При назначении Лошманову А.В. наказания судом, в соответствии с требованиями закона, учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденного, наличие смягчающих обстоятельств – признание вины в ходе предварительного следствия, наличие на иждивении малолетнего ребенка, молодой возраст, признание исковых требований, противоправное поведение потерпевшего, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание.

Утверждение кассационной жалобы о том, что судом не было принято во внимание противоправное поведение потерпевшего, послужившее поводом к конфликту, является неосновательным, поскольку прямо опровергается содержанием приговора.

Назначенное Лошманову В.А. наказание соответствует требованиям закона и является соразмерным содеянному.

Нарушений норм уголовного и уголовно–процессуального законов, могущих служить основанием для отмены либо изменения постановленного приговора, при проверке материалов дела не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия,

определила

Приговор Магаданского городского суда Магаданской области от 19 октября 2010 года в отношении Лошманова В.А. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия вернаСудьяП.В. Лапшин