МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 3-14/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский областной суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Магаданского областного суда Кошак А.А.,
с участием прокурора
Магаданской области Умриха А.В.,
при секретаре Дзюбенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2010 года в городе Магадане гражданское дело по заявлению Шамиряна Г. Л. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Магаданской областной Думы пятого созыва от 2 сентября 2010 года № 9/22 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого в порядке самовыдвижения,
у с т а н о в и л:
Шамирян Г.Л. обратился в Магаданский областной суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Магаданской областной Думы пятого созыва (далее по тексту - ОИК № 6) от 2 сентября 2010 года № 9/22 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
В обоснование своего требования указал, что оспариваемое решение ОИК № 6 является незаконным и необоснованным, поскольку заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и приложенные к нему документы соответствуют требованиям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На представленном в ОИК № 6 заявлении заверительная надпись: «Доверенность подписана Шамиряном Г. Л.», удостоверенная начальником ФГУ ИЗ-77/4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по городу Москве Х. А. А., в котором содержится под стражей кандидат, является опиской, поскольку администрацией данного учреждения удостоверена подпись кандидата, а не доверенность, выданная им 1 августа 2010 года представителю Фарзалиеву Р.С.
Ссылка в решении ОИК № 6 на пункт 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 (состав реквизита «Подпись») несостоятельна. Данный стандарт, согласно его пункту 1, распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации», в котором отсутствует заявление кандидата о согласии баллотироваться.
Представитель заявителя - Фарзалиев Р.З. на основании доверенности от 1 августа 2010 года, выданной заявителем в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса РФ, уточнил сведения о кандидате, просил в заявлении о согласии баллотироваться в графе «род занятий» вместо «предприниматель» указать «временно неработающий».
На основании этой же доверенности представитель заявителя Фарзалиев Р.З. заверил от имени кандидата подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата Шамиряна Г.Л., что не противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя Шамиряна Г.Л. - Фарзалиев Р.З. поддержал заявленные требования и пояснил, что документы, представленные для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Шамиряна Г.Л., оформлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем оспариваемое решение ОИК № 6 как незаконное и необоснованное подлежит отмене.
Представители заинтересованных лиц ОИК № 6 Е. Е. А., П. Н. В., избирательной комиссии Магаданской области Б. И. Л., П. Н. В. возражали против удовлетворения заявления Шамиряна Г.Л., ссылаясь на то, что решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Магаданской областной Думы пятого созыва от 2 сентября 2010 года № 9/22 принято в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Магаданской области от 26.03.2007 № 829-ОЗ «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» (в редакции от 23.04.2010 № 1258-ОЗ).
Выслушав объяснения представителя заявителя Шамиряна Г.Л. - Фарзалиева Р.З., представителей заинтересованных лиц ОИК № 6 Е. Е. А., П. Н. В., избирательной комиссии Магаданской области Б. И. Л., П. Н. В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Магаданской области Умриха А.В., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Шамиряна Г.Л.
В соответствии со статьей 32 (части 1 и 2) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.
Согласно статье 34 (часть 1) Федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, постановлением избирательной комиссии Магаданской области от 28 мая 2010 года № 1898 утверждена Схема образования одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Магаданской областной Думы пятого созыва, в том числе избирательного округа № 6, которое опубликовано в приложении к газете «Магаданская правда» № 61 (20181) от 9 июня 2010 года л.д. 32; 42).
Постановлением избирательной комиссии Магаданской области от 10 июня 2010 года № 69/215 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 возложены на окружную избирательную комиссию № 1, которая сформирована постановлением той же избирательной комиссии от 6 июля 2010 года № 73/228 (опубликовано в газете «Магаданская правда» № 63 от 16 июня 2010 года; № 74 от 13 июля 2010 года;л.д. 35-36; 37-39; 43-44).
Постановлением избирательной комиссии Магаданской области от 6 июля 2010 года № 73/229 председателем окружной избирательной комиссии № 1 назначена Е. Е. А. л.д. 40-41; 43-44).
Постановлением Магаданской областной Думы от 8 июля 2010 года № 1957 выборы депутатов Магаданской областной Думы пятого созыва назначены на 10 октября 2010 года (опубликовано в газете «Магаданская правда» № 74 от 13 июля 2010 года;л.д. 31; 42).
Шамирян Г.Л. 13 августа 2010 года выдвинут кандидатом в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 в порядке самовыдвижения.
Представитель Шамиряна Г.Л. - Фарзалиев Р.З. 24 августа 2010 года на основании доверенности, выданной Шамиряном Г.Л. 1 августа 2010 года, представил в ОИК № 6 документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 119 л.д. 51-62).
Решением ОИК № 6 от 2 сентября 2010 года № 9/22 в регистрации кандидата в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 Шамиряна Г.Л., выдвинутого в порядке самовыдвижения, отказано л.д. 71-74).
Основаниями для отказа в регистрации кандидата Шамиряна Г.Л. послужили следующие обстоятельства:
- подпись Шамиряна Г.Л. в заявлении о согласии баллотироваться от 1 августа 2010 года не удостоверена администрацией учреждения, в котором содержатся подозреваемые и обвиняемые (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
- кандидатом Шамиряном Г.Л. не представлены документы, подтверждающие род занятий (подпункт «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
- 20 % подписей избирателей признаны недействительными, поскольку подписные листы не заверены собственноручно кандидатом Шамирянов Г.Л. (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона).
Суд находит, что оспариваемое кандидатом Шамиряном Г.Л. решение ОИК № 6 принято в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Магаданской области от 26.03.2007 № 829-ОЗ «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» (в редакции от 23.04.2010 № 1258-ОЗ), в пределах полномочий ОИК № 6, и не нарушает пассивное избирательное право кандидата.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Условия выдвижения кандидата предусмотрены статьей 33 названного Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документы для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Как следует из заявления Шамиряна Г.Л. от 1 августа 2010 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Магаданской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутым в порядке самовыдвижения, подлинность его подписи на заявлении не удостоверена администрацией учреждения ФГУ ИЗ-77/4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по городу Москве, в котором он содержится под стражей, что в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата л.д. 50).
Заверительная надпись на представленном в ОИК № 6 заявлении кандидата следующего содержания: «Доверенность подписана Шамиряном Г. Л.», удостоверенная начальником ФГУ ИЗ-77/4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по городу Москве Х. А. А., в котором содержится под стражей Шамирян Г.В., не свидетельствует об удостоверении его подписи на заявлении в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона л.д. 50).
В силу подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона для целей данного Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
ОИК № 6 в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона 29 августа 2010 года (исх. № 11) известила кандидата Шамиряна Г.Л. о том, что в нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона в пакете документов, представленных в ОИК № 6, отсутствует копия документа, подтверждающая род занятий «предприниматель», а заявление кандидата о согласии баллотироваться оформлено с нарушением пункта 5 статьи 33 Федерального закона. Кандидату предложено не позднее 31 августа 2010 года (включительно) представить в ОИК № 6 копию документа, подтверждающую род занятий, и надлежащим образом оформленное заявление о согласии баллотироваться л.д. 63-64).
Данное извещение получено представителем заявителя - Фарзалиевым Р.З. 29 августа 2010 года л.д. 64). В этот же день он был извещен о том, что заседание ОИК № 6 по вопросу о регистрации кандидата Шамиряна Г.Л. назначено на 2 сентября 2010 года в 18 часов 30 минут л.д. 64).
31 августа 2010 года в ОИК № 6 представителем кандидата Шамиряна Г.Л. - Фарзалиевым Р.З. было представлено заявление об изменении в данных о кандидате, в котором предлагалось заменить сведения о роде занятий «предприниматель» на «неработающий». Однако документов, подтверждающих род занятий кандидата «неработающий», в ИОК № 6 представлено не было л.д. 65).
Кроме того, уточнения и дополнения в документы для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона Магаданской области от 26.03.2007 № 829-ОЗ «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» (в редакции от 23.04.2010 № 1258-ОЗ) при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Несоблюдение указанного требования закона является основанием для признания подписей избирателей, внесенных в подписной лист, недействительными.
Согласно пункту 44 статьи 2 Федерального закона недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, и (или) оформления подписного листа.
В силу подпункта «и» пункта 8 статьи 16 Закона Магаданской области «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата.
В нарушение пункта 7 статьи 15 Закона Магаданской области «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» представленные в ОИК № 6 подписные листы с подписями избирателей (119) заверены не кандидатом Шамиряном Г.Л. собственноручно, а его представителем Фарзалиевым Р.З., действующим от имени кандидата на основании доверенности, выданной 1 августа 2010 года, в связи с чем все подписи признаны недействительными.
Ссылка заявителя на доверенность, выданную им 1 августа 2010 года представителю Фарзалиеву Р.З., в которой специально оговорено право представителя на заверение подписных листов, не может быть принята во внимание, поскольку действующим избирательным законодательством не предусмотрена возможность передоверия такого права.
Федеральный закон (пункт 5 статьи 33) предписывает кандидату, выдвинутому по избирательному округу, представить уведомление о выдвижении, заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах в избирательную комиссию лично, а Закон Магаданской области «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» предписывает кандидату также собственноручно заверять подписные листы.
Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовал представитель кандидата Шамиряна Г.Л. - Фарзалиев Р.З., не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случае болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием заверения подписи кандидата руководителем указанных учреждений, а также представления подтверждения факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Магаданской области «О выборах депутатов Магаданской областной Думы», суд признает решение ОИК № 6 от 2 сентября 2010 года № 9/22 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 Шамиряна Г.Л., выдвинутого в порядке самовыдвижения, законным и обоснованным.
Доводы заявителя Шамиряна Г.Л. несостоятельны и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии является законным.
С учетом изложенного заявление Шамиряна Г.Л. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Магаданский областной суд
р е ш и л:
Заявление Шамиряном Г. Л. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Магаданской областной Думы пятого созыва от 2 сентября 2010 года № 9/22 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Магаданской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого в порядке самовыдвижения, отказать.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись А.А. Кошак
Верно: судья Магаданского областного суда А.А. Кошак