В удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству п.1.1 ст.2 Закона Магаданской области `О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц...` отказано.



МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 3-16/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский областной суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Магаданского областного судаКошак А.А.,

с участием прокурора прокуратуры

Магаданской областиШайкиной Э.Л.,

при секретареФроловой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2010 года в городе Магадане гражданское дело по заявлению Клочко Э.Ф. о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 519-ОЗ(в редакции от 09.11.2007 № 911-ОЗ) «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области»,

у с т а н о в и л:

Клочко Э.Ф. обратился в Магаданский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 519-ОЗ(в редакции от 09.11.2007 № 911-ОЗ) «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области»(далее – Закон Магаданской области № 519-ОЗ).

Заявление мотивировано тем, что Клочко Э.Ф. на основании статьи 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» заключением прокуратуры Магаданской области от 23 мая 2002 года был признан подвергшимся политическим репрессиям и реабилитирован.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области№ 519-ОЗ (в редакции от 09.11.2007 № 911-ОЗ) реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в порядке, установленном администрацией Магаданской области. Реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, вставшие на учет с 1 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, однако реабилитированные лица и члены их семей к данной категории не отнесены.

Считает неправомерным разделение лиц одной категории (реабилитированные лица, вставшие на учет до 01 декабря 2007 года, и реабилитированные лица, вставшие на учет с 01 декабря 2007 года), имеющих право на получение такой меры социальной поддержки как предоставление субсидий на приобретение жилых помещений.

Факт постановки заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 декабря 2007 года не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.

По мнению заявителя, оспариваемая норма Закона Магаданской области противоречит части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 1 марта 2005 года), нарушает его конституционное право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации, право на обеспечение жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании заявитель Клочко Э.Ф., его представитель Грачева Л.Л. поддержали заявление.

Представители заинтересованных лиц Магаданской областной Думы Замощ И.М., администрации Магаданской области Татаренкова Е.В. возражали против удовлетворения заявления Клочко Э.Ф., ссылаясь на то, что оспариваемая норма Закона Магаданской области соответствует федеральному законодательству, принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации – Магаданской области и не нарушает права заявителя.

Выслушав объяснения заявителя Клочко Э.Ф., его представителя Грачевой Л.Л., представителей заинтересованных лиц Замощ И.М.,Татаренковой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Магаданской области Шайкиной Э.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Клочко Э.Ф.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки некоторых категорий граждан, в том числе лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

В соответствии со статьи 16 Закона Российской Федерации от18 октября 1991 года № 1761-1 (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ)«О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон РФ№ 1761-1), вступившей в силу с 1 января 2005 года, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование вопросов социального обеспечения данной категории лиц осуществляется на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление мер социальной поддержки, форм предоставления социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, находится в компетенции субъекта Российской Федерации.

Магаданской областной Думой 17 декабря 2004 принят Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 519-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области».

Данный Закон подписан губернатором Магаданской области28 декабря 2004 года, опубликован в приложении к газете «Магаданская правда» № 146 (19370) от 29 декабря 2004 года, вступил в силу с 1 января 2005 года (л.д. 26-29; 59).

Пунктом 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области № 519-ОЗ(в редакции от 05.12.2006 № 773-ОЗ) было установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, проживающие на территории Магаданской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение социального жилья в порядке, установленном законодательством Магаданской области.

Законом Магаданской области от 09.11.2007 № 911-ОЗ в статью 2 Закона Магаданской области № 519-ОЗ внесены изменения, пункт 1.1 изложен в новой редакции: «Реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в порядке, установленном администрацией Магаданской области. Реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, вставшие на учет с 1 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Данный Закон принят Магаданской областной Думой 30 октября2007 года, подписан губернатором Магаданской области 9 ноября 2007 года, опубликован в приложении к газете «Магаданская правда» № 127 (19795) от 13 ноября 2007 года, вступил в силу с 1 декабря 2007 года (л.д. 55, 135).

Таким образом, субъект Российской Федерации – Магаданская область в пределах компетенции Законом от 09.11.2007 911-ОЗ изменил порядок обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, что не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав данной категории лиц, в том числе заявителя Клочко Э.Ф.

Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 519-ОЗ не нарушены права лиц, имевших право на получение жилых помещений, по основаниям, предусмотренным ранее действующим законодательством Российской Федерации. Данным Законом расширен круг таких лиц, поскольку право реабилитированных лиц и членов их семей, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Магаданской области № 519-ОЗ возможно при условии их постановки на учет с 1 декабря 2007 года, а не с 1 марта2005 года, как это предусмотрено Федеральным законом № 189-ФЗ.

Что касается соответствия оспариваемой нормы Закона области положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, то согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона«О Конституционном Суде Российской Федерации», пункту 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение данного вопроса относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

На основании статьи 253 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оспариваемый пункт 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 519-ОЗ (в редакции от 09.11.2007№ 911-ОЗ) «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области» не противоречит федеральному законодательству, суд отказывает в удовлетворении заявления Клочко Э.Ф.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Магаданский областной суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Клочко Э.Ф. о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 519-ОЗ (в редакции от 09.11.2007 № 911-ОЗ) «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области» отказать.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором, участвующим вделе, - принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий:подписьА.А. Кошак

Верно: судья Магаданского областного судаА.А. Кошак