Судья Головчанская Л.А. Дело № 2-1277/10
№ 33-1031/10
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Гаджиевой С.А.,
судей: Лобыкина С.Н., Смирнова В.В.,
при секретаре: Дзюбенко О.В.,
рассмотрев 28 сентября 2010 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане в помещении Магаданского областного суда (гор. Магадан, ул. Якутская, д.49) дело по кассационной жалобе Собрания Представителей муниципального образования «Поселок Палатка» на решение Хасынского районного суда от 19 августа 2010 года, которым постановлено:
заявление прокурора Хасынского района Магаданской области удовлетворить.
Признать противоречащим законодательству, недействующим со времени принятия Решение Собрания Представителей муниципального образования «Поселок Палатка» от 14 мая 2010 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования «Поселок Палатка».
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя Собрания Представителей муниципального образования «Посёлок Палатка» Орловой Е.И., настаивавшего на доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора Коростыленко Ю.Е., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Хасынского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия Решение Собрания Представителей муниципального образования «Поселок Палатка» от 14 мая 2010 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования «Поселок Палатка».
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое Положение регулирует вопросы предоставления жилых помещений не на условиях социального найма, а по иным основаниям, в соответствии с гражданским законодательством. Однако, правовое регулирование вопросов гражданского законодательства относится к предмету ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), в связи с чем полагал, что представительный орган местного самоуправления вышел за пределы предоставленных полномочий.
По результатам рассмотрения дела 19 августа 2010 года Хасынским районным судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Собранием Представителей постановлен вопрос об отмене указанного судебного постановления и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. В качестве оснований к отмене судебного решения Собрание Представителей указывает, что судом оставлено без внимания то, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено законом (ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года) к вопросам местного значения. Поскольку муниципальный жилищный фонд находится в собственности муниципального образования «Поселок Палатка», т.е. фактически является муниципальным имуществом, установление порядка предоставления жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Поселок Палатка» по договорам найма, находится в компетенции представительного органа местного самоуправления. Полагает, что отношения в сфере коммерческого использования муниципального жилищного фонда урегулированы Гражданским кодексом РФ (ст. 671 ГК РФ), в связи с чем представительный орган местного самоуправления, уполномоченный на передачу муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, а также на совершение с ним сделок, был вправе осуществить правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений по договорам найма. Кроме того, указывает на допущенное судом нарушение норм процессуального права, в связи с рассмотрением дела в отсутствие представителя заинтересованного лица - Собрания Представителей муниципального образования «Поселок Палатка».
В отзыве на кассационную жалобу прокурор полагает постановленное судом решение законным и обоснованным не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В соответствии с частью 1 статью 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 24,28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Собрания Представителей муниципального образования «Поселок Палатка» от 14 мая 2010 года № 9 утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования «Поселок Палатка» (далее Положение), обнародованное в этот же день, согласно акту от 14 мая 2010 года л.д. 7).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения, оно разработано в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью, более эффективного использования муниципального жилищного фонда, обеспечения конституционных прав граждан на жилище, путем развития договорных отношений в жилищной сфере, упорядочения системы управления и рационального использования жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что органы местного самоуправления не имеют права на регулирование порядка предоставления жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, по договорам найма, а также о том, что в собственности поселений может находиться только социальный жилищный фонд, порядок предоставления жилых помещений из которого урегулирован федеральным законодательством.
Вместе с тем, данный вывод суд является ошибочным, основанном на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии с положениями статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам по договорам найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит в т.ч. и из нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, который в зависимости от целей использования подразделяется и на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Жилые помещения фонда коммерческого использования подлежат предоставлению по договору найма, регламентация которого осуществляется нормами гл. 35 ГК РФ.
Договор коммерческого найма жилого помещения являет собой правовую форму использования жилищных фондов всех форм собственности, в т.ч. и муниципальной.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений в ЖК РФ является открытым, поскольку согласно п. 10 ч. 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции этих органов в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 7 указанного Федерального закона предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
При этом статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно статье 51 данного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность нахождения в собственности муниципальных образований жилищного фонда коммерческого использования, а также право органов местного самоуправления на распоряжение указанным имуществом, в т.ч. путем предоставления по возмездным договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, не отнесенных к жилищному фонду социального использования или специализированному жилищному фонду.
Ссылка прокурора на то, что правовое регулирование вопросов гражданского законодательства относится к предмету ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), не может быть принята во внимание, поскольку оспоренный муниципальный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, фактически направлен на установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, т.е. в пределах компетенции и полномочий, установленных для данного органа Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а непосредственно порядок предоставления жилых помещений фонда коммерческого использования по договору найма, регламентирован главой 35 Гражданского кодекса РФ.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что содержание оспоренного прокурором муниципального правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По изложенным причинам постановленное судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела установлены на основании представленных доказательств, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Хасынского районного суда от 19 августа 2010 года отменить и постановить новое решение, которым:
в удовлетворении заявления прокурора Хасынского района Магаданской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со времени принятия Решения Собрания Представителей муниципального образования «Поселок Палатка» от 14 мая 2010 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования «Поселок Палатка», - отказать.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья Магаданского областного суда С.Н.Лобыкин 28 сентября 2010 года