О признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания



Судья Грубова А.В. Дело № 2-2042/10

№ 33-1021/10

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДК А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего: Гаджиевой С.А.,

судей: Лобыкина С.Н., Смирнова В.В.,

при секретаре: Дзюбенко О.В.,

рассмотрев 28 сентября 2010 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области на решение Магаданского городского суда от 13 августа 2010 года, которым постановлено:

исковые требования Фоменко Ю.Н. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания от 19 марта 2010 года № ... и его отмене удовлетворить.

Признать приказ о применении дисциплинарного взыскания к Фоменко Ю.Н. от 19 марта 2010 года № ... незаконным и отменить его.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя Управления ФССП по Магаданской области Скорицкой Д.Л., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, объяснение представителя истца Кашапова Р.Р., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

Фоменко Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее - УФССП по Магаданской области) о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания от 19 марта 2010 года № ... и его отмене.

В обоснование заявленных требований указал, что с 15 марта 2005 года состоит в трудовых отношениях с УФССП по Магаданской области и работает в должности ... группы противодействия коррупции, обеспечения работы ... и вопросов безопасности. На основании приказа от 19 марта 2010 года № ... за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Полагал, что данный приказ вынесен незаконно и необоснованно. Решение принималось конкурсной комиссией, которая является коллегиальным органом. Нести ответственность за принимаемые коллегиальные органом решения член комиссии не может. Дисциплинарное взыскание фактически наложено за результаты его личного голосования. Кроме того, обжалуемый приказ вынесен с нарушением требований статьи 58 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ» поскольку при наложении дисциплинарного взыскания не были учтены тяжесть дисциплинарного проступка, степень вины истца, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Магаданский городской суд 13 августа 2010 года постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области просит решение Магаданского городского суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Полагает, что решение суда является незаконным и необоснованным, судом неправильно применены нормы материального права, а именно неправильно истолкован закон. Выводы суда о том, что участие истца в единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области не является его основной служебной обязанностью, а осуществлялось истцом как дополнительное поручение, не соответствуют материалам дела. В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», должностным регламентом, Фоменко Ю.Н. был обязан соблюдать и обеспечивать исполнение требований Федерального закона РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно Положению о группе противодействия коррупции, обеспечения работы ... и вопросов безопасности УФССП России по Магаданской области, разработанного и подписанного Фоменко Ю.Н., последний в составе комиссии участвует в проведении аукционов, конкурсов и котировок.

В своих возражениях на кассационную жалобу истец полагает её не подлежащей удовлетворению по причине пропуска срока на её подачу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражений истца, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В соответствии со статьей 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить такое дисциплинарное взыскание как замечание (часть 1 статьи 57 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

На основании пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Фоменко Ю.Н. на основании приказа УФССП России по Магаданской области от 12 августа 2005 года № ... принят на государственную службу и с 15 августа 2005 года назначен на должность ... группы государственной службы и кадров собственной безопасности Управления. Приказом УФССП России по Магаданской области от 06 мая 2009 года № ... Фоменко Ю.Н. был назначен на должность ... группы по обеспечению работы с ... и вопросов безопасности Управления, впоследствии переведен на ту же должность в группу противодействия коррупции, обеспечения работы с ... вопросов безопасности Управления.

Приказом от 07 мая 2009 года № ... Фоменко Ю.Н. включен в состав единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области.

02 февраля 2010 года в УФССП России по Магаданской области поступил акт № ... от 01 февраля 2010 года, вынесенный по результатам контрольного мероприятия - плановой проверки, проведенной инспекцией Магаданского Управления Федеральной антимонопольной службы. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области была проведена проверка соблюдения УФССП России по Магаданской области требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, в ходе которой были установлены нарушения требований указанного закона при проведении единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области открытых аукционов и рассмотрении котировочных заявок в 2009 году.

По результатам проверки УФАС по Магаданской области истец был привлечен к административной ответственности на основании постановлений от 30 марта 2010 года.

На основании приказа УФССП России по Магаданской области от 11 февраля 2010 года № ... в отношении Фоменко Ю.Н. была проведена служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины. По результатам проверки за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к Фоменко Ю.Н. на основании приказа от 19 марта 2010 года № ... за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В соответствии с должностным регламентом главный специалист-эксперт группы противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по Магаданской области обязан, в частности, исполнять основные обязанности гражданского служащего РФ, предусмотренные ст.ст. 15-18 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами л.д. 63).

Участие лица в работе единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области в должностном регламенте не предусмотрено.

Как указано в служебном контракте от 15 августа 2008 года, заключенном с Фоменко Ю.Н., гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего РФ, предусмотренные статьей 15, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.

Представитель нанимателя вправе требовать от гражданского служащего исполнение должностных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего РФ, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа л.д. 38-39).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должностным проступком признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 30.12.2008 N 308-ФЗ) при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).

Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец до его включения ответчиком в состав единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области, а также и после включения в состав данной комиссии проходил профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

Положения частей 6-8 статьи 7 указанного Федерального закона предусматривают, что конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе (далее также - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе), отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочной комиссией осуществляются предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Таким образом, все действия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных положений закона, производятся коллегиальным органом - конкурсной (аукционной или котировочной) комиссией.

При таком положении, деятельность истца, как члена единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области, в составе данной комиссии, в т.ч. и участие в принятии указанным коллегиальным органом решений по результатам рассмотрения и оценки (сопоставления) конкурсных, аукционных и котировочных заявок, признанных в последующем незаконными, не образует состав дисциплинарного проступка, т.е. виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей, т.к. они (решения) принимались, действия совершались не персонально истцом, а коллегиальным органом.

Наличие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях норм, предусматривающих ответственность членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не может безусловно свидетельствовать о возможности привлечения работника, являющегося членом указанных комиссий, за совершение указанного нарушения, к дисциплинарной ответственности в рамках трудовых отношений, в силу различной правовой природы административных и трудовых правоотношений.

Учитывая, что решения единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФССП России по Магаданской области являются решением коллегиального органа, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

То обстоятельство, что пункты 20 Разделов 3 Положения о группе по обеспечению работы с ... и вопросов безопасности УФССП по Магаданской области, а также Положения о группе противодействия коррупции, обеспечения работы с ... и вопросов безопасности УФССП по Магаданской области, предусматривает участие группы в составе комиссии в проведении аукционов, конкурсов и котировок по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления, не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения по тем же основаниям.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению и разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, принимая во внимание, что полномочиями по применению к государственным служащим и работникам территориального органа Федеральной службы судебных приставов России мер поощрения и дисциплинарного взыскания обладает его руководитель (подп. 16, п.9 Раздела III Положения о территориальном органе ФССП), решение вопроса об отмене оспоренного истцом приказа не находится в компетенции суда.

По изложенным причинам из мотивировочной и резолютивной части решения подлежит исключению указание суда об отмене приказа руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о применении дисциплинарного взыскания от 19 марта 2010 года № ....

Руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда от 13 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области - без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание суда об отмене приказа руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области от 19 марта 2010 года № ... «О применении дисциплинарного взыскания к главному специалисту-эксперту группы противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Управления Ю.Н. Фоменко».

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Верно:

Судья Магаданского областного суда С.Н.Лобыкин

28 сентября 2010 года