Судья Мирошниченко С.Л. Дело № 2-1705/10
№ 33-884/10
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Гаджиевой С.А.,
судей: Лобыкина С.Н., Кошкиной М.Г.
при секретаре: Дзюбенко О.В.,
рассмотрела 17 августа 2010 года в г. Магадане в здании Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, 47 в зале № 2 в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области и государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 29 июня 2010 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области от 01 февраля 2010 года № 4 (Ш) об отказе в назначении Сорокиной Н. И. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием на дату обращения 02 ноября 2009 года требуемого 25 летнего стажа работы лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области обязанность включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности Сорокиной Н. И., период работы: с 10 июля 1984 года по 29 августа 1985 года старшей пионервожатой школы № *** Магаданского гороно; с 30 августа 1985 года по 13 августа 1986 года старшей пионервожатой школы № *** Магаданского гороно; период исполнения обязанностей присяжного заседателя в 2006 и 2007 году в количестве 16 календарных дней.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области обязанность назначить Сорокиной Н. И., *** года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости со 02 ноября 2009 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской в пользу Сорокиной Н. И., судебные расходы, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 700 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек. Всего взыскать 10 900 рублей 00 копеек.
Сорокиной Н. И. в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периодов работы в стаж педагогической деятельности, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со 02 ноября 2009 года, взыскании судебных расходов, расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины, - отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., выслушав объяснения представителя Сорокиной Н. И. - Шишовой А И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ... суда
У С Т А Н О В И Л А:
Сорокина Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, отдельных периодов трудовой деятельности.
В обоснование иска указала, что работает в системе образования Магаданской области с 12.07.1984 года по настоящее время. В ноябре 2009 года обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Магадане за досрочным назначением трудовой пенсии по старости как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, общий трудовой стаж которой составляет 25 лет.
В назначении пенсии ей отказано в связи с исключением из специального стажа периодов работы с 10 июля 1984 года по 29 августа 1985 года старшей пионервожатой школы № *** Магаданского гороно; с 30 августа 1985 года по 13 августа 1986 года старшей пионервожатой школы № *** Магаданского гороно; 16 календарных дней в 2006 и 2007 г.г., в течение которых она исполняла обязанности присяжного заседателя.
Полагала, что исключение данных периодов является необоснованным, поскольку указанные виды работ соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).
Просила включить вышеуказанные периоды трудовой деятельности в льготный стаж педагогической деятельности.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области.
Магаданским городским судом Магаданской области 29 июня 2010 года постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане подали на него кассационные жалобы, в которых просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судом норм материального права, повлекшее вынесение незаконного решения.
По мнению ГУ - ОПФ РФ по Магаданской области, периоды работы истицы в качестве пионервожатой в 1984-1986 г.г. могли быть включены в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с п.п. 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и на должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, и эти 2/3 стажа педагогической деятельности в соответствующих должностях и учреждениях, подлежащих зачету в педагогический стаж, должны быть выработаны до отмены указанного нормативного правового акта, то есть до 1 октября 1993 года, а не на момент обращения за назначением пенсии, как ошибочно решил суд.
На указанную дату стаж педагогической деятельности истцы составлял 7 лет 7 месяцев 17 дней, что менее 2/3 от необходимых 25 лет педагогической деятельности.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Магадане указывает, что ссылка на постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П несостоятельна, так как указанная правовая позиция применяется только в отношении лиц, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, и у них сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями т нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Из этого следует, что для установления статуса лица, приобретшего пенсионные права (право на включение периодов работы в специальный стаж) до введения нового правового регулирования, то есть до 01.10.1993 г. истец обязан выполнить все предусмотренные законодательством, действовавшим на момент приобретения права, условия, в том числе о выработке не менее 2/3 специального стажа.
Однако судом при подсчете продолжительности 2/3 специального стажа неправомерно включены периоды работы истца после 01.10.1993г. Также в силу п. 4 постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 из подсчета специального стажа должны быть исключены периоды работы истицы в качестве пионервожатой.
В соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение об удовлетворении требований Сорокиной Н. И. о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов ее работы в должности старшей пионервожатой с 10 июля 1984 года по 29 августа 1985 года школы № *** Магаданского гороно; с 30 августа 1985 года по 13 августа 1986 года в школе № *** Магаданского гороно, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им в решении оценку и пришел к правильному выводу о наличии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела видно, что истица в период с 10 июля 1984 года по 29 августа 1985 года работала старшей пионервожатой школы № *** Магаданского гороно; с 30 августа 1985 года по 13 августа 1986 года старшей пионервожатой школы № *** Магаданского гороно.
Решением комиссии по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане от 01 февраля 2010 года № 4 (Ш) Сорокиной Н. И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен вышеназванный период ее работы.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп.19 п.1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы Сорокиной Н. И. с 10 июля 1984 года по 29 августа 1985 года школы № *** Магаданского гороно; с 30 августа 1985 года по 13 августа 1986 года в школе № *** Магаданского гороно действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
Таким образом, Сорокиной Н. И. имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Доводы в кассационных жалобах о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953 с 1 октября 1993 года утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а истица на эту дату не выработала 2/3 педагогического стажа, поэтому периоды работы пионервожатой не подлежат включению в специальный стаж, несостоятельны. Учитывая, что на момент работы Сорокиной Н. И. в должности пионервожатой Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось включение данной работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Других доводов кассационные жалобы не содержат.
При этом ответчики каких-либо новых доводов со ссылками на находящиеся в деле и не исследованные судом материалы не привели.
Учитывая приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, установлены судом первой инстанции, решение судом принято при правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам кассационных жалоб не имеется.
С учетом изложенного постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы кассационных жалоб - необоснованными.
Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 29 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Гаджиева
Судьи: С.Н. Лобыкин
М.Г.Кошкина
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно.
Судья Магаданского областного суда Кошкина М.Г.