Судья Грубова А.В. Дело № 2-1470/10
№ 33-903/10
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДК А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И ЕСудебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Гаджиевой С.А.,
судей: Лобыкина С.Н., Кошкиной М.Г.,
рассмотрев 24 августа 2010 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане дело по кассационной жалобе Устиновой С.П. на решение Магаданского городского суда от 15 июня 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Устиновой С.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Магаданской области о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о регистрации Комарищенко Л.В. председателем правления товарищества собственников жилья «Квартал» - отказать.
Заслушав доклад судьи Лобыкина С.Н., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Устинова С.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Магаданской области (далее Инспекция), просила суд обязать Инспекцию устранить допущенное нарушение её прав, путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что она является председателем правления товарищества собственников жилья «Квартал».
В обоснование заявленных требований указала, что 15 февраля 2010 года общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ «Квартал» был избран новый состав правления данного ТСЖ, куда вошла и она. На заседании членов правления, состоявшемся в этот же день, она была избрана председателем правления ТСЖ «Квартал». 27 февраля 2010 года на основании её заявления и представленных документов Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения. Однако, в апреле 2010 года узнала о том, что Инспекцией в Реестр внесены сведения о том, что председателем правления ТСЖ «Квартал» вновь является Комарищенко Л.В. Полагала, что Инспекцией было допущено нарушение её прав на осуществление деятельности в качестве председателя правления указанного ТСЖ и созданы предпосылки для необоснованного расходования средств с расчётного счёта ТСЖ неуполномоченным лицом. Просила суд приостановить действие оспариваемого решения Инспекции.
В ходе рассмотрения дела 28 мая 2010 года уточнила требования и просила признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о регистрации Комарищенко Л.В. председателем правления товарищества собственников жилья «Квартал» л.д.111, 117-118).
По результатам рассмотрения дела 15 июня 2010 года Магаданский городской суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Полагает, что суд при разрешении спора неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также неверно применил закон, регулирующий спорные правоотношения. Полагает, что при обращении в Инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ТСЖ «Квартал», не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Комарищенко Л.В. не имела предусмотренных законом полномочий на такого рода обращение, т.к. не являлась в силу закона (ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.) лицом, уполномоченным действовать от имени данного юридического лица.
В своем отзыве на кассационную жалобу Инспекция полагает постановленное судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным в кассационной жалобе заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствие с ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу частей 1, 2 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
В судебном заседании установлено, что решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области от 27 февраля 2010 года № ..., на основании заявления Устиновой С.П., избранной 15 февраля 2010 года членом правления ТСЖ «Квартал» на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов, входящих в состав указанного ТСЖ, а в последующем и председателем правления ТСЖ «Квартал», произведена государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся изменения сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица. Согласно указанным изменениям таким лицом налоговым органом зарегистрирована Устинова С.П. л.д. 66-81).
Решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области от 13 апреля 2010 года № ..., на основании заявления Комарищенко Л.В. произведена государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице (ТСЖ «Квартал»), содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся изменения сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица. Таким лицом после совершения регистрирующим органом оспариваемых заявителем действий зарегистрирована Комарищенко Л.В. л.д. 83,85-92).
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Так, в силу подп. «л» пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Пункт 4 той же нормы предусматривает, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ установлен порядок представления документов при государственной регистрации.
Так, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (подп. 1.2. ст.9).
Пункт 4 той же нормы предписывает, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, а также не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (пункт 2 статьи 17).
Статья 24 Федерального закона № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ) предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации.
Так, за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Помимо этого указанным законом за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 25).
Таким образом, данный нормативный правовой акт предусматривает, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в т.ч. о лице имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган уполномоченным лицом предоставляется заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые заявителем действия регистрирующего органа совершены на основании заявления Комарищенко Л.В., соответствующего форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212.
При этом, требования закона о нотариальном свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица (заявителя) Комарищенко Л.В. были соблюдены.
Так, согласно записи, выполненной нотариусом Магаданского городского нотариального округа М.Б.Т. 05 апреля 2010 года № ..., последняя свидетельствует о подлинности подписи председателя правления Товарищества собственников жилья «Квартал» Комарищенко Л.В., которая сделана в её (нотариуса) присутствии. Личность представителя установлена, полномочия его проверены л.д. 92).
Поскольку в силу закона регистрирующий орган не вправе требовать у заявителя представления других документов кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ, а также не наделен полномочиями по осуществлению проверки содержащихся в представленных документах сведений, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что получив заявление Комарищенко Л.В. установленной формы, нотариально удостоверенное, регистрирующий орган не имел права отказать в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Квартал», т.е. сведений не связанных с внесением изменений в учредительные документы указанного юридического лица.
При таком положении, ответственность за регистрацию 13 апреля 2010 года в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о лице имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Квартал», - Комарищенко Л.В., несет лицо, представившее такие сведения, а не регистрирующий орган.
По изложенным причинам доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену постановленного судом решения.
Ссылка на то, что при обращении в Инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ТСЖ «Квартал», не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Комарищенко Л.В. не имела предусмотренных законом полномочий на такого рода обращение, т.к. не являлась в силу закона (ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.) лицом, уполномоченным действовать от имени данного юридического лица, не может быть принята во внимание, поскольку у регистрирующего органа имелось свидетельство нотариуса о полномочиях Комарищенко Л.В. действовать от имени ТСЖ «Квартал», в связи с чем при рассмотрении её заявления оснований полагать, что последняя является неуполномоченным лицом, у Инспекции не имелось.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда от 15 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Устиновой С.П., - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Гаджиева
Судьи М.Г. Кошкина
С.Н. Лобыкин