Судья Петренко Л.П. Дело № 2-1862/10
№ 33-848/10
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДК А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И ЕСудебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:Председательствующего: Лобыкина С.Н.,
судей: Кошкиной М.Г., Назина В.И.,
при секретаре: Грибовой Т.В.,
рассмотрев 10 августа 2010 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане дело по кассационной жалобе Обращенко Н.Н. на решение Магаданского городского суда от 17 июня 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Обращенко Н.Н. к Администрации Магаданской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области о признании незаконным решения комиссии от 26 февраля 2010 года об отказе во включении в список получателей жилищной субсидии и список лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, включенных в резерв на получение жилищных субсидий Администрации Магаданской области, включении её в список получателей жилищных субсидий на 2010 год, утверждении списка получателей жилищной субсидии и предоставления жилищной субсидии на приобретение жилой площади в 2010 году, - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Лобыкина С.Н., объяснения Обращенко Н.Н., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Магаданской области Татаренковой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Обращенко Н.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области о признании незаконным решения комиссии от 26 февраля 2010 года об отказе во включении в список получателей жилищной субсидии и список лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, включенных в резерв на получение жилищных субсидий Администрации Магаданской области, включении её в список получателей жилищных субсидий на 2010 год, утверждении списка получателей жилищной субсидии и предоставления жилищной субсидии на приобретение жилой площади в 2010 году.
В обоснование своих требований указала, что с 14 февраля 2002 года по день обращения в суд работает в ГУЗ «Магаданский областной ...» (ГУЗ «...) в должности ... ... отделения, т.е. в организации, финансируемой из бюджета Магаданской области. 15 декабря 2008 года по месту работы обратилась с заявлением на получение жилищной субсидии, предусмотренной законом Магаданской области «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА» № 940-ОЗ от 17.12.2007 года (в ред. Закона Магаданской области от 06.06.2008 N 1007-ОЗ) и представила все необходимые документы. В декабре 2009 года была включена в список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии по ГУЗ «МООД». 25 февраля 2010 года комиссией уполномоченного органа - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, по результатам рассмотрения её заявления было принято решение об отказе в предоставлении субсидии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства или пребывания в гор. Магадане. Полагала отказ во включении её в списки получателей субсидии и выдаче жилищной субсидии не соответствующим требованиям областного закона № 940-ОЗ от 17.12.2007 года, а также разработанного в его исполнение Положения «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, НУЖДАЮЩИМСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ», утвержденного постановлением администрации Магаданской области 01 февраля 2008 года № 27-па (в ред. Постановлений администрации области от 08.12.2008 N 493-па, от 04.06.2009 N 256-па, от 24.12.2009 N 690-па, далее Положения), т.к. в указанных нормативных правовых актах не содержится императивных требований о наличии регистрации, как обязательном условии для постановки на учёт для получения жилищной субсидии. Ссылаясь на положения Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. № 5242-1 (с посл. измен. и дополн.), полагала, что отсутствие регистрации в гор. Магадане не может служить основанием ограничения или условием реализации её прав и свобод.
Определением Магаданского городского суда от 11 июня 2010 года к участию в деле привлечена администрация Магаданской области.
По результатам рассмотрения дела Магаданским городским судом 17 июня 2010 года постановлено приведенное выше решение.
Заявитель подал на указанное решение суда кассационную жалобу, в которой просит его отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом допущено нарушение норм материального права, а также неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что судом оставлено без внимания и должной оценки то, что в гор. Магадане, т.е. по месту своей работы и фактическому месту жительства, она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Данные обстоятельства в силу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ являются основанием для отнесения её к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем она соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на получение жилищной субсидии (п. 2.1 Положения).
В своих возражениях на кассационную жалобу заинтересованные лица полагают постановленное судом решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Поверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствие с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Законом Магаданской области «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА» № 940-ОЗ от 17.12.2007 года (в ред. Закона Магаданской области от 06.06.2008 N 1007-ОЗ, далее Закон) предусмотрено право лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление один раз за все время работы в указанных организациях, жилищных субсидий для приобретения жилья на территории Магаданской области, соответствующего требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям.
В соответствие со статьей 5 данного Закона порядок и условия предоставления жилищных субсидий в части, не урегулированной настоящим Законом, устанавливаются администрацией Магаданской области.
Положением «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, НУЖДАЮЩИМСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ», утвержденным постановлением администрации Магаданской области 01 февраля 2008 года № 27-па (в ред. Постановлений администрации области от 08.12.2008 N 493-па, от 04.06.2009 N 256-па, от 24.12.2009 N 690-па, далее Положения) предусмотрено, что предоставление жилищных субсидий осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области (далее - Уполномоченный орган) в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 1.4).
Согласно пунктам 2.1-2.2 Положения право на жилищную субсидию имеют лица, указанные в статье 1 Закона, имеющие непрерывный стаж работы в организациях, финансируемых из областного бюджета, не менее 5 лет непосредственно перед постановкой на учет, нуждающиеся в жилых помещениях по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом членов семьи. Применительно к условиям настоящего Положения к членам семьи лица, имеющего право на получение жилищной субсидии, относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители.
Пункты 5.1.- 5.2 Положения предусматривают, что после формирования сводного списка лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии Уполномоченный орган представляет его в Комиссию, состав которой утверждается постановлением администрации Магаданской области (далее Комиссия), которая в 5-ти дневный срок проверяет и согласовывает представленный список, после чего направляет списки в Уполномоченный орган.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела заявитель с 14 февраля 2002 года по день обращения в суд (т.е. более пяти лет) работает в ГУЗ «Магаданский областной ...» (ГУЗ «...) в должности ... отделения, т.е. в организации, расположенной на территории муниципального образования «гор. Магадан» и финансируемой из бюджета Магаданской области.
Нанимателем (членом его семьи) или собственником (членом его семьи) жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования «гор. Магадан» заявитель не является, что подтверждается представленными документами.
Таким образом, отсутствие у заявителя жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма или приобретенного в собственность на территории муниципального образования «гор. Магадан», т.е. по месту её работы и фактическому месту жительства, свидетельствует о нуждаемости заявителя в жилом помещении в данном муниципальном образовании по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ (пункт 1 часть 1 статьи 51 ЖК РФ).
Между тем, письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области от 05 марта 2010 года исх. № ... заявитель был проинформирован об отказе комиссии уполномоченного органа на включение в список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с регистрацией по месту жительства в пос. Сеймчан Среднеканского района, а не в гор. Магадане и отсутствием подтверждения факта регистрации по месту жительства в гор. Магадане л.д. 9).
Однако, ни Закон, ни Положение в качестве условия предоставления жилищной субсидии не предусматривают необходимость постановки лица, претендующего на получение жилищной субсидии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по правилам статьи 52 ЖК РФ.
То обстоятельство, что заявитель и член его семьи (малолетний ребенок) зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: пос. Сеймчан, Среднеканского района, Магаданской области, ул. ..., д...., кв...., не могло является основанием для отказа во включении заявителя в список получателей жилищной субсидии по следующим причинам.
Так, в судебном заседании установлено, что фактическим местом жительства заявителя является территория муниципального образования «город Магадан», где последняя на протяжении более чем восьми лет осуществляет трудовую деятельность, вопрос её нуждаемости в жилом помещении находится в зависимости от его наличия именно в этом муниципальном образовании, в связи с чем наличие у заявителя, как члена семьи нанимателя жилого помещения, права пользования жилым помещением, расположенном в муниципальном образовании «пос. Сеймчан», удаленном от фактического места жительства заявителя более чем на 500 километров, правового значения не имеет.
Кроме того, исходя из количества лиц, зарегистрированных по адресу: пос. Сеймчан, Среднеканского района, Магаданской области, ул. ..., д...., кв...., в качестве нанимателя и членов его семьи - пять человек л.д. 99), общей площади этого жилого помещения - 42,7 кв.м., а также учётной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «поселок Сеймчан» - 9 кв. м. общей площади на одного человека л.д. 88), фактическая обеспеченность заявителя и члена его семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, что является дополнительным и самостоятельным основанием для отнесения заявителя к категории нуждающейся в жилом помещении по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
При таком положении, суд первой инстанции неправильно определив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, пришёл к необоснованному выводу о том, что заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на получение жилищной субсидии, установленным Разделом II Положения, утвержденного постановлением администрации Магаданской области 01 февраля 2008 года № 27-па (в ред. Постановлений администрации области от 08.12.2008 N 493-па, от 04.06.2009 N 256-па, от 24.12.2009 N 690-па), в связи с чем признал правомерным отказ комиссии по рассмотрению списка получателей жилищной субсидии во включении заявителя в указанный список (согласовании этого списка).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, не передавая его на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда от 17 июня 2010 года отменить и постановить по делу новое решение, которым:
признать незаконным отказ комиссии администрации Магаданской области по рассмотрению списка получателей жилищной субсидии и списка лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, включенных в резерв на получение жилищной субсидии, состав которой утвержден постановлением администрации Магаданской области № 151-па от 02.05.2007 г. (в ред. постановлений № 63-па от 22.02.2008 г., № 636-па от 10.12.2009 г.), в согласовании 26 февраля 2010 года сводного списка получателей жилищных субсидий на 2010 год, представленного департаментом жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, где в качестве лица, имеющего право на получение жилищной субсидии, указана Обращенко Н.Н.
Обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области в течение двух недель со дня принятия настоящего решения включить Обращенко Н.Н., с учётом члена её семьи - Колосова М.О. ... года рождения, в сводный список лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, имеющих право на получение жилищной субсидии на 2010 год и представить его на согласование в комиссию администрации Магаданской области по рассмотрению списка получателей жилищной субсидии и списка лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, включенных в резерв на получение жилищной субсидии, состав которой утвержден постановлением администрации Магаданской области № 151-па от 02.05.2007 г. (в ред. постановлений № 63-па от 22.02.2008 г., № 636-па от 10.12.2009 г.).
Обязать администрацию ..., в лице комиссии администрации ... по рассмотрению списка получателей жилищной субсидии и списка лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, включенных в резерв на получение жилищной субсидии, состав которой утвержден постановлением администрации Магаданской области № 151-па от 02.05.2007 г. (в ред. постановлений № 63-па от 22.02.2008 г., № 636-па от 10.12.2009 г.), в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения согласовать сводный список получателей жилищных субсидий на 2010 год, где в качестве лица, имеющего право на получение жилищной субсидии указана Обращенко Н.Н., с учётом члена её семьи - Колосова М.О. ... года рождения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Магаданского областного суда С.Н.Лобыкин
10 августа 2010 г.