КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
В составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Марченко Е.Г., Пономаренко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Тюриной Л.М., поданной в ее интересах Колесниковым И.В., на решение Магаданского городского суда от 26 июля 2010 года, которым постановлено:
Тюриной Л.М. в иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Магаданской области, товариществу собственников жилья «Чайка» о признании недействительной записи от 09 апреля 2010 года № ..., внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что Карайчев С.В. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени товарищества собственников жилья «Чайка», отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Мирошниковой С.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Тюрина Л.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Магаданской области о признании регистрационной записи недействительной.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 августа 2008 года на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах г. Магадана (в том числе в доме № ... по улице ..., собственником квартиры № ... в котором она является), создано товарищество собственников жилья «Чайка», которое зарегистрировано в налоговом органе 03 сентября 2008 года.
На общем собрании было избрано правление ТСЖ «Чайка», в качестве председателя правления избран Карайчев С.В.
Решением общего собрания членов данного ТСЖ 19 августа 2009 года правление переизбрано, Карайчев С.В. выведен из его состава; решением членов правления его полномочия, как председателя правления, прекращены.
Впоследствии, 04 декабря 2009 года и 12 января 2010 года, правление товарищества и его председатель переизбирались.
09 февраля 2010 года в законную силу вступило решение Магаданского городского суда от 28 января 2010 года по делу № 2-40/10, которым было признано незаконным решение общего собрания ТСЖ «Чайка» от 19 августа 2009 года.
05 мая 2010 года решением членов правления ТСЖ «Чайка» Карайчев С.В. освобожден от должности председателя правления.
Вместе с тем, после вступления в законную силу вышеназванного решения суда Карайчев С.В. подал заявление в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области, которая внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что он является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Чайка».
Указывая, что данная запись внесена ответчиком без подтверждающих документов, а именно документа, подтверждающего избрание Карайчева С.В. председателем правления ТСЖ «Чайка», истица с учетом уточнения от 20 июля 2010 года л.д.36-37) просила признать недействительной внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц на основании решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 09 апреля 2010 года № 779 запись № ... о том, что Карайчев С.В. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Чайка».
В ходе подготовки дела к судебном разбирательству определением судьи от 04 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Карайчев С.В.
Определением суда, вынесенным в ходе судебного заседания 05 июля 2010 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТСЖ «Чайка» (том 2л.д. 31).
26 июля 2010 года Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Тюриной Л.М. поставлен вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм процессуального права.
Как указано в жалобе, суд формально подошел к разрешению заявленных требований, не рассмотрел их по существу, чем нарушил требования части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ. В подтверждение ссылается на отсутствие в резолютивной части решения указания на решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 09 апреля 2010 года № 779.
Кроме того, исходя из заявленных истицей требований, полагает необоснованным суждение суда о том, что решение Межрайонной ИФНС России по Магаданской области от 09 апреля 2010 года № 779 в установленном порядке истицей не оспорено.
В возражениях относительно кассационной жалобы Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу Тюриной Л.М. - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в ней и в возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина, организации не были нарушены.
Судом установлено и не оспаривалось заявителем и заинтересованными лицами, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальный орган), осуществляющим на территории Магаданской области государственную регистрацию юридических лиц, в том числе путем внесения в государственный реестр сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федеральный закон).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт «л» пункт 1).
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4).
Порядок представления документов при государственной регистрации установлен статьей 9 Федерального закона.
Так, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (подпункт 1.2 пункта 1).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, а также не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Статья 24 Федерального закона предусматривает ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации.
Так, за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вместе с этим за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).
Таким образом, данный нормативный правовой акт предусматривает, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган уполномоченным лицом предоставляется заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
По делу установлено, что 16 августа 2008 года общим собранием собственников жилых помещений создано товарищество собственников жилья «Чайка», утвержден его Устав (том 1л.д. 128).
03 сентября 2008 года Межрайонной ИФНС России №1 по Магаданской области принято решение о государственной регистрации ТСЖ «Чайка» (том 1л.д. 236, 222-227).
Согласно пункту 9.12 Устава ТСЖ «Чайка» лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Товарищества, является председатель его правления (том 2л.д.51).
Из протокола заседания правления ТСЖ «Чайка» от 16 августа 2008 года следует, что председателем правления избран Карайчев С.В. (том 1л.д. 247).
В последующем председатель правления неоднократно переизбирался.
Так, 19 августа 2009 года председателем правления была избрана Тюрина Л.В. (том 1л.д. 215-216), 04 декабря 2009 года - К.В.П. (том 1л.д. 186-187), 12 января 2010 года - М.Л.В. (том 1л.д. 155-156). При этом в каждом случае на основании заявления ТСЖ «Чайка» Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области вносились соответствующие изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Товарищества.
Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 09 апреля 2010 года № 779, на основании заявления Карайчева С.В. произведена государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице (ТСЖ «Чайка»), содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся изменения сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица. Таким лицом после совершения регистрирующим органом оспариваемых заявителем действий зарегистрирован Карайчев С.В. (том 1л.д. 112-113).
Как следует из материалов дела, оспариваемые заявителем действия регистрирующего органа совершены на основании заявления Карайчева С.В., которое соответствовало форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 (том 1л.д.114-120).
При этом требования закона о нотариальном свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица (заявителя) Карайчева С.В. были соблюдены.
Так, согласно записи, выполненной нотариусом Магаданского городского нотариального округа М.Б.Т. 01 апреля 2010 года № ..., последняя свидетельствует о подлинности подписи председателя правления Товарищества собственников жилья «Чайка» Карайчева С.В., которая сделана в её (нотариуса) присутствии, личность представителя установлена, полномочия его проверены л.д. 120).
Поскольку в силу закона регистрирующий орган не вправе требовать у заявителя представления других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ, а также не наделен полномочиями по осуществлению проверки содержащихся в представленных документах сведений, то, получив заявление Карайчева С.В. установленной формы, нотариально удостоверенное, регистрирующий орган не имел права отказать в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Чайка», то есть сведений не связанных с внесением изменений в учредительные документы указанного юридического лица.
В соответствии с положениями Федерального закона ответственность за регистрацию 09 апреля 2010 года в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Чайка», в случае их недостоверности, несет лицо, представившее такие сведения, а не регистрирующий орган.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области при внесении записи от 09 апреля 2010 года № ... в единый государственный реестр юридических лиц не был нарушен установленный Федеральным законом порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с учредительными документами и, как следствие, отказал в удовлетворении требований Тюриной Л.М.
Доводы жалобы об отсутствии в резолютивной части решения суда указания на решение налогового органа № 779 от 09 апреля 2010 года не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.
Как следует из материалов дела (том 2л.д. 37), Тюриной Л.М. оспаривалась законность внесенной в единый государственный реестр 09 апреля 2010 года записи № ... о том, что Карайчев С.В. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Чайка». При этом указанное решение налогового органа заявителем не оспаривалось. Таким образом, дело рассмотрено судом в соответствии с заявленными Тюриной Л.М. требованиями.
Иные доводы жалобы также не ставят под сомнение законность принятого судом решения.
С учетом изложенного постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - необоснованными.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда от 26 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюриной Л.М., поданную в ее интересах Колесниковым И.В., - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Мирошникова
Судьи Е.Г. Марченко
М.В. Пономаренко