№ 33-1059/2010
05 октября 2010 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Гаджиевой С.А.
судей Бобылев С.В., Лобыкина С.Н.
при секретаре Соиной О.А.
с участием прокурора Гучановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области»
на решение Ягоднинского района суда от 20 августа 2010 года,
которым постановлено:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области в интересах Набатовой И. В. о признании распоряжения главы администрации Ягоднинского района от 22 июня 2010 года № 166-р об отказе в признании Набатовой И.В. имеющей право на получение социальных выплат для приобретения жилья и об отказе в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконным и об обязании администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» признать Набатову И. В. и членов ее семьи - Н.В.Н. и Н.Б.В. участниками указанной подпрограммы как жителей с. Эльген, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным распоряжение главы администрации Ягоднинского района от 22 июня 2010 года № 166-р об отказе в признании Набатовой И.В. имеющей право на получение социальных выплат для приобретения жилья и об отказе в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Обязать администрацию МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в 3-хдневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав Набатовой И.В., а именно признать Набатову И. В. и членов ее семьи - Н.В.Н. и Н.Б.В. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» как жителей с.Эльген.
Разъяснить администрации МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», что в соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и Набатовой И.В. не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., выступление Устинович Т.С. представителя Набатовой И.В., прокурора Гучановой Т.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Исполняющий обязанности прокурора Ягоднинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Набатовой И.В. обратился в суд с заявлением о признании распоряжения главы администрации Ягоднинского района от 22 июня 2010 года № 166-р года об отказе в признании Набатовой И.В. участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», как жительницы с. Эльген, незаконным и об обязании главы МО «Ягоднинский муниципальный район» признать Набатову И.В. (в составе семьи из 3-х человек) участником указанной программы как жительницы с. Эльген.
В обоснование требований указал, что решением Ягоднинского районного суда от 15 апреля 2010 года за Набатовой И.В. и членами ее семьи признано право на постановку на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с признанием с. Эльген закрывающимся.
Суд указанным решением обязал администрацию МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» включить Набатову И.В. в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с признанием с. Эльген закрывающимся с 30.06.2009 года. Указанное решение суда в кассационном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 25.04.2010 года и распоряжением главы района № 110-р от 11 мая 2010 года решение было исполнено.
Однако, 22.06.2010 года и.о. главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» издано распоряжение № 166-р, согласно которому на основании подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Набатовой И.В. отказано в праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья и признании ее участником указанной программы, в связи с постоянным проживанием с 2002 года в г. Магадане и представившей заявление и документы, не соответствующие требованиям указанной подпрограммы. Полагал, что указанное распоряжение главы района незаконно, поскольку, по его мнению, Набатова И.В. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в признании ее участником федеральной целевой программы, как жительницы с. Эльген.
Просил суд признать распоряжение главы района от 22 июня 2010 года № 166-р незаконным, обязать главу МО «Ягоднинский муниципальный район» признать Набатову И.В. (в составе семьи из 3-х человек) участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», как жительницы с. Эльген.
Ягоднинским районным судом 20 августа 2010 года постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» подала на него кассационную жалобу, в которой указывает, что для получения выплат на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.202 г. № 125-ФЗ первоначально граждане должны встать на очередь. Впоследствии граждане должны быть включены в Подпрограмму в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153. Из представленных Набатовой И.В. документов следует, что она имеет собственное жилье, проживает в г. Магадане, ул. ..., ... кв. .... С регистрационного учета в селе Эльген Набатова И.В. снята в 2002 году. Члены ее семьи также проживают в г. Магадане, сын с 2002 года, муж с 1998 года. Представленные Набатовой И.В. документы не соответствуют требованиям подпрограммы. Полагает, что Набатова И.В. не имеет законных оснований для признания ее участником подпрограммы. Просит отменить решение суда и принять новое решение.
В возражениях на жалобу Набатова И.В. указывает, что с решением суда согласна, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленные на нее возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования и признавая распоряжения главы района от 22 июня 2010 года № 166-р незаконным, суд пришел к выводу о том, что Набатова И.В. имеет право на участие подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», как жительница с. Эльген и право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
С таким выводом суд согласиться нельзя, так как такой вывод не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.202 г. № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
Согласно ст. 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Согласно ст. 1 Закона Магаданской области от 28.12.2009 г. № 1220-ЗО органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 2 настоящей статьи наделены государственными полномочиями Магаданской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - государственные полномочия).
Государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований: "Город Магадан", "Ольский район", "Омсукчанский район", "Северо-Эвенский район", "Среднеканский район", "Сусуманский район", "Тенькинский район", "Хасынский район", "Ягоднинский район" (далее - органы местного самоуправления).
Законом Магаданской области от 07.07.2003 года № 373-ОЗ утверждена областная целевая программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы.
В Программе приведен перечень населенных пунктов Магаданской области, которые могут быть отнесены к неперспективным, в частности в таблице № 1 указано с. Эльген Ягоднинского района. В соответствии с условиями реализации Программы - администрация Магаданской области ежегодно уточняет перечень населенных пунктов, подлежащих переселению. Перечень данных населенных пунктов утверждается законом Магаданской области.
Постановлением Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п с. Эльген Ягоднинского района признано закрывающимся.
В п. 2.3 Постановления предусмотрено, что при формировании списков, указанных в пункте 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, и пункте 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, учитывать, что жилищные субсидии предоставляются указанным гражданам при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего Постановления независимо от стажа работы и времени прибытия в названные населенные пункты в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона.
Согласно п.п. «з» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы» право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
В соответствии с п.6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В силу п.п. «в» п. 18 выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы (п.19 Правил).
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (п. 21 Правил).
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (п. 22 Правил).
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24 Правил).
Согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Ягоднинского районного суда от 15 апреля 2010 года установлено, что Набатова И.В. с 1978 года проживала в с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области. В 1995 году Набатова И.В. по договору купли-продажи приобрела двухкомнатную квартиру по адресу с. Эльген Ягоднинского района, ул. ... кв. ....
Из копии трудовой книжки следует, что в апреле 1996 года Набатова И.В. уволилась из ... кабинета амбулатории с. Эльген по уходу за ребенком до школьного возраста л.д. 46,47).
Согласно копии договора купли-продажи 15 октября 1998 года Набатов В.Н. приобрел в собственность у Н.С.М. квартиру № ... в доме № ... по ул. ... в г. Магадане л.д. 40).
Согласно копии паспорта Н.В.Н. (муж Набатовой И.В) зарегистрирован в г. Магадане по адресу ул. ..., ... кв. ... в ноябре 1998 года. В 2002 году Набатова И.В. снялась с регистрационного учета в с. Эльген и вместе с сыном в феврале 2002 года также зарегистрированы по указанному выше адресу в г. Магадане. Данные обстоятельства подтверждаются копиями паспортов л.д. 42-45), выпиской из финансового лицевого счета, выпиской из домовой книги л.д.18,19).
Ягоднинский районный суд решением от 15 апреля 2010 года обязал администрацию Муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» включить Набатову И.В. и членов ее семьи Н.В.Н. и Н.Б.В. в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген закрывающимся с 30 июня 2009 года.
На основании решения суда распоряжением администрации Ягоднинского района от 11 мая 2010 года № 110-р Набатова И.В. и члены ее семьи поставлены на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Распоряжением администрации Ягоднинского района от 22 июня 2010 года № 166-р в соответствии с п.п. «а» п. 22 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов» Набатовой И.В. отказано в признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" в связи с постоянным проживанием с 2002 года в городе Магадане.
Отменяя Распоряжение администрации Ягоднинского района от 22 июня 2010 года № 166-р суд в решении указал, что вступившим в законную силу решением суда Набатова И.В. и члены ее семьи признаны имеющими право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как жители закрывающегося с. Эльген.
Однако как следует из решения Ягоднинского районного суда от 15 апреля 2010 года требование о признании Набатовой И.В. и членов ее семьи имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как жителями закрывающегося с. Эльген., не заявлялось и судом не рассматривалось.
Указанным решением суд обязал администрацию Муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» включить Набатову И.В. и членов ее семьи лишь в списки граждан. Администрацией решение суда было исполнено, что подтверждается распоряжением от 11 мая 2010 года № 110-р.
В соответствии с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы» органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Проверив представленные Набатовой И.В. документы, администрация Ягоднинского района распоряжение от 22 июня 2010 года № 166-р обоснованно отказала в признании ее участником подпрограммы по п.п. «а» п. 22 Правил.
Условия получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата установлены Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятыми на его основе нормативными актами.
Одним из обязательных условий для граждан, претендующих на получение жилищной субсидии согласно Постановлению Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п, является постоянное или преимущественное проживание в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу Постановления.
Из представленных в материалах дела доказательств следует, что постоянным и преимущественным проживанием для Набатовой И.В. с 2002 года является г. Магадан.
Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, также предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 г. и Постановление Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п приняты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и поэтому должны применяться наряду с другими нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения.
Из смысла приведенного выше Закона и нормативных актов следует, что их действие распространяется на выехавших граждан, которые на момент выезда имели право на получение жилищной субсидии. Материалами дела установлено, действительно с. Эльген наряду с другими населенными пунктами Магаданской области признано неперспективным. Однако закрывающимся с. Эльген было признано только в феврале 2006 года согласно Постановлению Губернатора Магаданской области.
Материалами дела установлено, что Набатова И.В. в 2002 году снялась с регистрационного учета и выехала в г. Магадана, то есть на дату принятия Постановления в с. Эльген не проживала и не была зарегистрирована. На момент снятия с регистрационного учета в 2002 году права на получение жилищного сертификата также не имела, поскольку с. Эльген неперспективным признано в 2003 году, а закрывающимся - только в 2006 году.
Удовлетворяя исковые требования, суд в решении сослался на решение суда от 15.04.2010 г., которым установлено, что Набатова И.В. и члены ее семьи не утратили права проживать в закрывающимся с. Эльген в квартире № ... дома № ... по ул. ..., принадлежащей им на праве собственности, поскольку не могут проживать в указанной квартире из-за ее непригодности. Однако Закон связывает право на получение жилищного сертификата не с наличием права проживать в закрывающимся поселке, а с фактом постоянного или преимущественного проживания в населенном пункте на дату принятия решения о его ликвидации. Из материалов дела не следует, что при выезде Набатовой И.В. и членов ее семьи из с. Эльген в 2002 году квартире № ... расположенная в дома № ... по ул. ... была непригодна для проживания. Из решения суда от 15.04.2010 г. следует, что указанная квартира признана непригодной для проживания только 27 августа 2008 года л.д. 8).
Кроме того разрешая спор, суд применил Закон Магаданской области от 30.12.2004 г. № 539-ОЗ который утратил силу в связи с принятием Закона Магаданской области от 28.12.2009 г. № 1220-ОЗ.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам считает необходимым отменить решение суда, и принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ягоднинского районного суда от 20 августа 2010 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым:
В удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области в интересах Набатову И. В. о признании распоряжения главы администрации Ягоднинского района от 22 июня 2010 года № 166-р об отказе в признании Набатовой И.В. имеющей право на получение социальных выплат для приобретения жилья и об отказе в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконным и об обязании администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» признать Набатову И. В. и членов ее семьи - Н.В.Н. и Н.Б.В. участниками указанной подпрограммы как жителей с. Эльген, - отказать.
Председательствующий С.А. Гаджиева
Судьи С.Н.Лобыкин
С.В. Бобылев
Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев