Судья Головчанская Л.А.Дело № 2-1360/10
№ 33-1099/2010
12 октября 2010 годаг. Магадан
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
В составе:
председательствующегоМирошниковой С.В.,
судейБесчастной И.Е., Кошак А.А.,
при секретареФроловой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Хасынского района Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 30 августа 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора Хасынского района Магаданской области о признании противоречащим законодательству, недействующим со времени принятия решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27 февраля 2009 года № 3«Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабженияМУП «Комэнерго» отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного судаМирошниковой С.В., объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения относительно кассационного представления представителя Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» Орловой Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
И.о.прокурора Хасынского района Магаданской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании решения Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27 февраля 2009 года № 3 «Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго» к Собранию представителей муниципального образования «поселок Палатка» противоречащим закону.
В обоснование заявления указал, что данным решением, вступившим в силу 01 марта 2009 года и опубликованным в газете «Заря Севера»27 марта 2009 года, установлен тариф на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения для потребителей в размере 1380 рублей на одно жилое помещение.
Полагал оспариваемое решение противоречащим закону и не подлежащим применению в силу следующего.
Решение Собрания представителей № 3 принято на основании пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления наделены правом установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 20 августа 2002 года № 307-ст. «Государственный стандарт РФ ГОСТ 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», жилищно-коммунальные услуги: услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального значения, вывозу бытовых отходов и подаче потребления электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии, горячей воды.
Статья 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не содержит такого полномочия, как установление тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».
Согласно пункту 9 указанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Таким образом, по мнению прокурора, решение Собрания представителей МО «поселок Палатка» от 27.02.2009 № 3«Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго», противоречит федеральному законодательству с момента принятия.
Хасынским районным судом Магаданской области 30 августа 2010 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурора Хасынского района поставлен вопрос об отмене решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Указано, что услуга по выдаче технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в перечень услуг, оказываемых МУП «Комэнерго» и определенных Уставом предприятия, не входит.
Прокурор настаивает на противоречии оспариваемого решения Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в силу которых выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Кроме того, согласно статье 87 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации.
Однако, при установке водомерных счётчиков в квартирах граждан не происходит подключения или присоединения к системам водоснабжения. Следовательно, взимание платы за выдачу технических условий, отягчающее материальный уровень жизни граждан, не имеет под собой правовой основы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В решении Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27 февраля 2009 года № 3 «Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго» представительным органом установлен тариф на выдачу технического заключения по установке приборов учета теплоэнергии, горячего и холодного водоснабжения для потребителей Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в размере 1380 рублей (с учетом НДС) на одно жилое помещение.
Данный тариф, как установлено судом, не отнесен постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 к числу регулируемых.
Поэтому отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд правильно исходил из того, что оспариваемое прокурором решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» принято им в соответствии с наделенными пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями.
В обоснование заявления и.о. прокурора района ссылался на противоречие оспариваемого решения пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г.
Как установлено в пункте 1 названных Правил, они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Тарифы на предоставление технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения оспариваемым нормативным правовым актом не устанавливались, поэтому приведенные прокурором в этой части доводы обоснованно судом отвергнуты.
Утверждение прокурора о том, что услуга по выдаче технического заключения не предусмотрена постановлением Госстандарта РФ от20 августа 2002 года № 307-ст, Уставом МУП «Комэнерго», в связи с чем установление тарифа на нее органом местного самоуправления недопустимо, на законе не основано.
Напротив, как указано выше, статьей 17 Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Содержание данной нормы указывает на то, что перечень этих услуг не является закрытым, а полномочия на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, в полной мере осуществляются органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно Уставу МУП «Комэнерго» целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей в продукции, товарах и услугах.
Ссылка прокурора в кассационном представлении на Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ 12 февраля 1999 года№ 167, в подтверждение незаконности оспариваемого нормативного правового акта и судебного решения, не может быть признана состоятельной.
Обязательные нормативные положения, в том числе в части возможной ответственности за их невыполнение, установлены настоящими Правилами для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, и абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а не для органов местного самоуправления.
Нельзя признать обоснованным и довод прокурора о наличии полномочий на установление вышеназванных тарифов для потребителей МУП «Комэнерго» только у представительного органа муниципального района, наделившего предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения, поскольку он не согласуется с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, по делу установлено, что решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27 февраля 2009 года № 3 «Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго», которое оспаривалось прокурором, принято уполномоченным на то органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в связи с чем суд сделал правильное суждение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Хасынского районного суда Магаданской области 30 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление и.о.прокурора Хасынского района Магаданской области - без удовлетворения.
ПредседательствующийС.В. Мирошникова
СудьиИ.Е. Бесчастная
А.А. Кошак