Судья Мирошниченко С.Л.Дело № 2-3101/2010
№ 33-1199/2010
09 ноября 2010 г.г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего судьи С.А.Гаджиевой
судей: В.И.Назина, М.В.Пономаренко
при секретаре О.В. Дзюбенко
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Красоткина Ю.Г. и открытого акционерного общества «Магаданэлектросеть» на решение Магаданского городского суда от 05 октября 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Красоткина Ю.Г. к Открытому акционерному обществу «Магаданэлектросеть» о признании незаконными действий по начислению платы за электропотребление на общедомовые нужды в размере 3066 рублей 44 копейки за период с 01 декабря 2008 года по 23 июля 2010 года, взыскании денежной компенсации морального вреда,- удовлетворить в части.
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Магаданэлектросеть» по начислению платы за электропотребление на общедомовые нужды за период с 25 ноября 2009 года по 31 декабря 2009 года в сумме 270 руб. 41 коп., с 31 декабря 2009 года по 25 января 2010 года в сумме 198 руб.05 коп., с 25 января 2010 года по 24 февраля 2010 года в сумме 192 рубля 77 копеек, отказав в остальной части требований о признании незаконными действий по начислению платы за электропотребление на общедомовые нужды за период с 01 декабря 2008 года по 23 июля 2010 года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Магаданэлектросеть» в пользу Красоткина Ю.Г. компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек, отказав во взыскании 49 000 рублей 00 копеек.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Магаданэлектросеть» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда В.И. Назина, объяснения Красоткина Ю.Г., представителя ОАО «Магаданэлектросеть» - Рябовой С.Н., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области – Погореловой Е.С. представителя ООО «Жилсервис-Центр» Половинка В.Г., относительно жалоб судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
Красоткин Ю.Г. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Магаданэлектросеть» о возложении обязанности списать образовавшуюся задолженность с декабря 2008 года по июль 2010 года за электроэнергию на общедомовые нужды в размер 3066 рублей 44 копейки, о возмещении морального вреда причиненного незаконными действиями ответчика в размере 50 000 рублей 00 копеек.
В обоснование иска указал, что с декабря 2008 года ответчик жильцам дома <...> по ул. <...> в г. Магадане ежемесячно производит начисление платы за электропотребление на общедомовые нужды. При этом ответчиком направлялись квитанции на оплату электропотребления.
В ходе выездной проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области установлено, что места общего пользования в указанном доме приборами учета электроэнергии не оборудованы и договор ресурсоснабжения между ответчиком и ООО «Жилсервис-центр» о поставке электрической энергии не заключен. Поэтому истец получает услугу по поставке электрической энергии от ОАО «Магаданэектросеть».
Полагает, что в соответствии с абз. 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретение у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С декабря 2009 года по февраль 2010 года и по настоящее время учет объема электрической энергии, потребленной за указанные периоды в доме <...> по ул. <...> в г. Магадане, определяется ответчиком посредством расчетного прибора учета электроэнергии, установленного РУ-0,4 ТП-207, то есть не на границе сетей (внешняя граница дома), как этого требует абзац 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а за пределами дома. При этом разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию данного прибора учета с истцом как потребителем не установлено.
Истцом 01 октября 2010 года требования изменены, просил действия ответчика по начислению платы за электропотребление на обще домовые нужды за период с 01 декабря 2008 года по 23 июля 2010 года в размере 3066 рублей 44 копейки признать незаконными и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Магаданским городским судом 05 октября 2010 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Полагает, что при разрешении спора необходимо руководствоваться пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491. При этом прибор учета электроэнергии, установленный ответчиком, не является коллективным (общедомовым) прибором учета.
Указывает, что судом не исследовано, то обстоятельство, что в нарушение пунктов 4, 7, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией не заключен договор ресурсоснабжения и он не представлен в судебное заседание.
Считает, что при исчислении размера платы за потребление электроэнергии в доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, подлежат применению положения постановления мэрии г. Магадана от 24.11.2009 года № 3268 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах на 2010 год в муниципальном образовании «город Магадан».
Не согласен со ссылкой суда на положения статьи 544 Гражданского кодекса РФ, поскольку полагает, что за потребленную электроэнергию он оплачивает согласно показаниям индивидуального прибора учета, а договор на предоставление электроэнергии на общедомовые нужды им не заключался.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество «Магаданэлектросеть» просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Полагает, действия по начислению истцу платы за электроэнергию являются законными, а ошибка, допущенная при начислении платы за декабрь 2009 года, январь и февраль 2010 года устранена, истцу произведен перерасчет платы в сторону уменьшения в размере 7, 68 руб. до его обращения в суд.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в своих возражениях на кассационную жалобу ОАО «Магаданэлектросеть» полагает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Не согласно с выводами суда о применении положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением правительства РФ от 31.08.2006 года № 530.
Указывает, что прибор учета электроэнергии, установленный в доме <...> по ул. <...> в г. Магадане не соответствует требованиям предъявляемым законодательством к коллективным общедомовым приборам учета и таковым не является.
Открытое акционерное общество «Магаданэлектросеть» в возражениях на кассационную жалобу Красоткина Ю.Г. просит оставить её без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении и возражениях относительно представления, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Принимая решение об отказе истцу в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО «Магаданэлектросеть», учитывают электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома <...> по улице <...> в городе Магадане по приборам учета, и не нарушают права потребителей и жилищные права собственников и нанимателей жилых помещений в данном доме.
Такое суждение суда первой инстанции основано на законе и материалах дела.
Дом <...> по улице <...> в городе Магадане оборудован общедомовыми приборами учета, в связи с чем ОАО «Магаднэлектросеть» имеет право производить расчеты за потребленную электроэнергию исходя из показаний данных приборов учета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (до 1 января 2011 года) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, утверждаемых Правительством Российской Федерации, которые обязательны для сторон публичного договора.
Во исполнение этого законоположения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", в пределах предоставленных полномочий.
Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией (п. 1).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 90 Правил установлено, что договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.
Расчет стоимости потребленной электроэнергии жильцами дома <...> по улице <...> в городе Магадане производится в соответствии с требованиями пункта 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530. Объем потребленной электрической энергии определяется по показаниям общедомовых приборов учета и уменьшается на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от внешней границы многоквартирного дома до места установки общедомового прибора учета.
Таким образом, электросчетчики, учитывающие потребление многоквартирного дома <...> по улице <...> в городе Магадане учитывают потребление только этого дома. Граждане оплачивают фактически потребленный объем электроэнергии.
Кроме того, в соответствии с пунктами 139-140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики обязанность обеспечить установку прибора учета, его сохранность, целостность и обслуживание, возложена на владельца энергоснабжения.
Установка прибора учета должна осуществляться управляющей организацией за счет собственников жилых помещений в доме.
В данном случае ни управляющей организацией ООО «Жилсервис», ни собственниками жилых помещений не установлен прибор учета.
В целях обеспечения возможности производить расчеты за потребленную электроэнергию ОАО «Магаданэлектросеть» за свой счет установило прибор учета в трансформаторной подстанции, что не противоречит действующему законодательству.
Оспариваемыми действиями ОАО «Магаданэлектросеть» права потребителей, собственников и нанимателей жилых помещений в указанном доме не нарушены.
Вывод суда компенсации причиненного истцу морального вреда и определении его размера в сумме 1 000 рублей, надлежащим образом мотивирован и является правильным.
Доводы кассационной жалобы ответчика выводов суда в части компенсации морального вреда, причиненного истицу, не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, исследованных судом, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции правильно разрешил заявление истца, а доводы кассационных жалоб являются необоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Доводы кассационных жалоб фактически воспроизводят доводы, приведенные сторонами в суде первой инстанции, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями статьями 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в решении суда.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда от 05 октября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Красоткина Ю.Г. и открытого акционерного общества «Магаданэлектросеть» - без удовлетворения.
ПредседательствующийС.А.Гаджиева
СудьиМ.В.Пономаренко
В.И.Назин