О признании права на участие в подпрограмме федеральной целевой программы `Жилище`, включения в списки участников подпрограммы



Судья Засыпкин С.В. Дело № 2-312/2010

№ 33-1247/2010

23 ноября 2010 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего: Мирошниковой С.В.

судей: Стахорской О.Л., Выглева А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шемякиной Т.В. на решение Ягоднинского районного суда от 22 октября 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления Шемякиной Т.В. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ней права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по муниципальному образованию Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» как жителя закрывающегося поселка Таскан Ягоднинского района Магаданской области, а также об обязании ответчика включить ее в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» как лицо, имевшее место постоянного проживания в поселке Таскан Ягоднинского района Магаданской области по адресу ул. ..., д.... кв.... и постоянно (преимущественно) проживавшее по указанному адресу до 1999 года, а после вынуждено переехавшее в том же районе - отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Шемякина Т.В. обратилась в суд и иском к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ней права на участие в подпрограмме и возложении обязанности включить ее в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» как лицо, имевшее место постоянного проживания в с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области.

В обоснование требований указала, что с 1974 года постоянно проживала и была зарегистрирована в с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области. В связи с закрытием поселка она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». На основании поданного заявления ответчиком 22.05.2002г. было издано распоряжение №288-р, в соответствии с которым она получила ... руб. для переезда в пос. Ягодное. Указала, что выезд из с. Таскан носил вынужденный характер, так как она является пожилым человеком, нуждающимся в медицинской помощи, которой в с. Таскан не было. Кроме того, в селе не было работы и не функционировали системы жизнеобеспечения.

После того, как жителям с. Таскан стали давать жилищные сертификаты, возник вопрос о ее очередности на получение сертификата. Выяснилось, что очередь граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, перевели в пос. Ягодное и ее поставили в конец очереди.

Постановлением Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п пос. Таскан Ягоднинского района признан закрывающимся.

Считает, что имеет первоочередное право претендовать на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» поскольку на дату вынесения постановления Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п, она хотя и не проживала в с. Таскан, однако выехала из села вынужденно. Полагает, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа ей в участии в указанной подпрограмме, поскольку она прожила в с. Таскан много лет. С 2000 года каждое лето проживала в с. Таскан, так как у нее там находилось хозяйство, а на зиму уезжала в пос. Ягодное к своим знакомым. Считает неправильным то, что администрация включила ее в число последних, кто желает получить жилищный сертификат.

Суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, Шемякина Т.В., подала на него кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе, указывает на обстоятельства, на которые ссылалась в исковом заявлении и своих объяснениях в суде первой инстанции.

Считает, что имеет право претендовать на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», поскольку на дату вынесения постановления Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п, она вынужденно переехала в районный центр после многолетнего проживания в с. Таскан Ягоднинского района, где была на законном основании зарегистрирована по месту своего постоянного проживания в принадлежащей ей квартире №... дома №... по ул. .... Кроме того, она постоянно проживала с.Таскан несколько десятков лет, работала в совхозах «...», «...» на самых тяжелых работах продолжительное время. Когда работы не стало, переехала в пос. Ягодное в поисках средств к существованию. Полагает, что суд неправильно оценил представленные ею доказательства и принял незаконное и необоснованное решение.

В возражениях на кассационную жалобу, поступивших в Магаданский областной суд 23 ноября 2010г. администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» считает постановленное по делу решение законным и обоснованным, просит решение Ягоднинского районного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Шемякиной Т.В. - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно статьи 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Законом Магаданской области от 07.07.2003 года № 373-ОЗ утверждена областная целевая программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы.

В Программе приведен перечень населенных пунктов Магаданской области, которые могут быть отнесены к неперспективным, в частности в таблице № 1 указано с. Таскан Ягоднинского района. В соответствии с условиями реализации Программы - администрация Магаданской области ежегодно уточняет перечень населенных пунктов, подлежащих переселению. Перечень данных населенных пунктов утверждается законом Магаданской области.

Постановлением Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п село Таскан Ягоднинского района признано закрывающимся.

В пункте 2.3 Постановления предусмотрено, что при формировании списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, необходимо учитывать, что жителям закрывающихся населенных пунктов, в том числе села Таскан, жилищные субсидии предоставляются при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего Постановления независимо от стажа работы и времени пребывания в названных населенных пунктах.

Согласно статьи 2 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шемякиной Т.В. на основании ордера №... от 26.05.1989г. (л.д. 40) было предоставлено жилое помещение в с. Таскан, по ул. ..., д.... кв..., в котором она была зарегистрирована до 12.07.2002г.

После указанной даты Шемякина Т.В. была снята с регистрационного учета в связи с переменой места жительства в пос. Ягодное.

В период проживания в с. Таскан истец 22.05.2002г. обратилась к Главе администрации Ягоднинского района с заявлением (л.д.50) о перечислении денежных средств для приобретения квартиры в пос. Ягодное в соответствии гарантийным письмом от 13.02.2002г. № ... (л.д.43) на представление финансовой помощи для приобретения жилья на территории Магаданской области.

На основании распоряжения главы администрации Ягоднинского района от 22.05.2002г. №288-р (л.д.51) в связи с выездом из с. Таскан согласно договору купли-продажи от 27 апреля 2002г. за приобретенное жилье в пос. Ягодное по ул. ..., д...., кв.... финансовым отделом администрации были перечислены денежные средства в размере ... руб. на счет продавца, указанный Шемякиной Т.В.

В соответствии с выпиской из реестра учета объектов капитального строительства ГУ «Магаданское областное бюро технической инвентаризации» (л.д.33) Шемякина Т.В. с 27 февраля 2002г. является собственником квартиры №... по ул. ..., д.... в пос. Ягодное Магаданской области.

Согласно представленным в материалах дела документам, истец была зарегистрирована по указанному адресу в период с 12 июля 2002. по 30 ноября 2007г., с 14 декабря 2007. зарегистрирована в пос. Ягодное, по ул. ..., д.... кв.....

01 сентября 2003г. Шемякина Т.В. обратилась к Главе Ягоднинского района с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «пенсионеры» (л.д.65).

Распоряжением главы Ягоднинского муниципального района от 16.09.2008г. №242-р (л.д.64) Шемякина Т.В. была поставлена на учет граждан для получения жилищной субсидии в Центральных районах страны с 01.09.2003г.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что условия постановки на учет и получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата установлены Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятыми на его основе нормативными актами.

Одним из обязательных условий для граждан, претендующих на получение жилищной субсидии согласно Постановлению Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п, является постоянное или преимущественное проживание в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу Постановления.

Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, также предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002г. №879 и Постановление Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п приняты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и поэтому должны применяться наряду с другими нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения.

Из смысла приведенного выше Закона и нормативных актов следует, что их действие распространяется на выехавших граждан, которые на момент выезда имели право на получение жилищной субсидии. Материалами дела установлено, что закрывающимся с. Таскан было признано в феврале 2006 года согласно Постановлению Губернатора Магаданской области, между тем, Шемякина Т.В. выехала из с. Таскан в п. Ягодное в июле 2002 года, то есть на дату принятия Постановления в с. Таскан не проживала. На момент выезда в 2002 году права на получение жилищного сертификата не имела.

Доводы истца в кассационной жалобе о том, что выезд из с. Таскан носил вынужденный характер, так как она является пожилым человеком, нуждающимся в медицинской помощи, которой в с. Таскан не было, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как правильно указал в решении суд первой инстанции, истец, приняв осознанное решение о перемене места жительства и выезде из с. Таскан, после приобретения жилья в пос. Ягодное, самостоятельно совершила необходимые действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства в с. Таскан и постановке на учет в пос. Ягодное. В связи с чем, следует признать правильным вывод суда об отсутствии оснований полагать, что указанные действия были совершены истцом вынужденно под принуждением со стороны ответчика, о чем также свидетельствует и запись в трудовой книжке истца о том, что с 21.05.2001г. Шемякина Т.В. была принята на работу в Ягоднинское многоотраслевое производственное предприятие ЖКХ и энергетики в пос. Ягодное на должность ....

При таких обстоятельствах постановленное судом решение об отказе Шемякиной Т.В. в удовлетворении заявленных требований следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы изложенных в решении выводов суда не опровергают, поскольку сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права и оценке собранных по делу доказательств, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ягоднинского районного суда от 22 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шемякиной Т.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна.

Судья Магаданского

областного суда: А.В. Выглев