Судья Диденко Д.М.Дело № 2-3011/2010№ 33-1252/2010
23 ноября 2010 годаг. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующегоКошак А.А.,
судейЛобыкина С.Н., Назина В.И.,
при секретареДзюбнко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства Финансов Российской Федерации на решение Магаданского городского суда от 15 октября 2010 года, которым постановлено:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Костромина А.А. компенсацию морального вреда в связи с незаконным задержанием, избранием меры пресечения в виде содержания под стражей и привлечением к уголовной ответственности в размере ... рублей, в остальной части исковых требований о компенсации морального вреда Костромину А.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошак А.А., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Вродливца А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Магаданской Коростыленко Ю.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
Костромин А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, управлению Федерального казначейства по Магаданской области (далее по тексту - УФК по Магаданской области) о компенсации морального вреда в размере ... рублей, причиненного в результате незаконного задержания, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
В обоснование своих требований указал, что 1 июня 1995 года был задержан по подозрению в совершении убийства, 4 июня 1995 года к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу, 9 июня 1995 года предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 103 Уголовного кодекса РФ, то есть умышленного убийства без отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 102 Уголовного кодекса РФ.
Постановлением следователя прокуратуры города Магадана от 21 сентября 1995 года уголовное преследование в отношении истца прекращено по реабилитирующим основаниям – по пункту 2 статьи 208 УПК РСФСР за недоказанностью его участия в совершении преступления, мера пресечения виде заключения под стражу отменена.
В результате незаконного задержания, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу ему причинен моральный вред, который оценен в ... рублей.
Магаданским городским судом 15 октября 2010 года принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения иска ввиду его незаконности и необоснованности.
По мнению ответчика, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
Суд не применил нормативный правовой акт, подлежащий применению, – статью 2 (часть 3) Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», согласно которому ущерб в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению указанных в части первой настоящей статьи последствий.
Обстоятельства, с которыми истец связывает свое требование о компенсации морального вреда, имели место в 1995 году. Эти правоотношения регламентируются статьями 1099-1101 Гражданского кодекса РФ, которые введены в действие с 1 марта 1996 года. Поэтому компенсация морального вреда может быть присуждена истцу на общих основаниях, установленных статьей 151 Гражданского кодекса РФ, с учетом положений статьи 1069 Гражданского кодекса РФ.
При этом вывод суда первой инстанции о превышении сотрудником милиции служебных полномочий не основан на материалах дела. Вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении сотрудника милиции не имеется.
Судом при определении размера компенсации морального вреда необоснованно применены положения решения Европейского суда по правам человека от 15 июля 2002 года по делу «Калашников против Российской Федерации», поскольку истец не указывал, что находился в определенных камерах СИЗО-1 города Магадана одновременно с Калашниковым.
Кроме того, судом не разрешено требование истца к УФК по Магаданской области о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного задержания, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении иска Костромина А.А., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со статьей1070 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что Костромину А.А. причинен моральный вред в результате незаконного задержания, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, возмещения которого он вправе требовать (уголовное дело № 2-25/96; гражданское дело № 2-3011/2010, том 1,л.д. 8-13).
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда суд учел положения статьи 1101 Гражданского кодекса РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10«Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с последующими изменениями и дополнениями).
Вывод суда о том, что размер компенсации причиненного истцу морального вреда должен быть определен в сумме ... рублей, надлежащим образом мотивирован и является правильным.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, которое в решении суда приведено.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации фактически воспроизводят доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями статей 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в решении суда.
Суд первой инстанции обоснованно не применил положения статьи 2 (часть 3) Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года«О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», поскольку факт самооговораКостромина А.А. не установлен.
Не может служить основанием для отмены решения суда и то обстоятельство, что незаконное задержание, незаконное привлечение истца к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу имели место в 1995 году.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26 января1996 года № 15-ФЗ (ред. от 09.04.2009) «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным.
Ссылка суда первой инстанции на решение Европейского Суда по правам человека от 15 июля 2002 года по делу «Калашников против Российской Федерации» на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет.
В соответствии со статьей 196 (часть 3) ГПК РФ суд принял решение по заявленным истцом требованиям.
Решением Магаданского городского суда от 15 октября 2010 года Костромину А.А. отказано в иске к УФК по Магаданской области о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного задержания, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применение в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда от 15 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий:подпись
Судьи:подписи
Верно: судья Магаданского областного судаА.А. Кошак