О признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда



Судья Свиридова С.А.Дело № 2-3204/10

№ 33-1280/10

30 ноября 2010 годаг. Магадан

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

В составе:

председательствующегоМирошниковой С.В.,

судейКошак А.А., Лобыкина С.Н.,

с участием прокурораКоростыленко Ю.Е.,

при секретареФроловой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Контрольно-счетной палаты Магаданской области и кассационному представлению участвующего в деле прокурора - старшего помощника прокурора города Магадана Розенберг Н.Л. на решение Магаданского городского суда от 27 октября 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Грибовой О.Х. к Контрольно-счетной палате Магаданской области удовлетворить частично.

Признать увольнение Грибовой О.Х. по п.6 ч.1 ст. 33ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным.

Восстановить Грибову О.Х. в должности аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области со 02 сентября 2010 года.

Взыскать с Контрольно-счетной палаты Магаданской области в пользу Грибовой О.Х. денежное содержание за период с02 сентября 2010 года по 27 октября 2010 года за 40 дней вынужденного прогула в размере ... рубля ... копеек.

Взыскать с Контрольно-счетной палаты Магаданской области в пользу Грибовой О.Х. компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

Восстановить Грибовой О.Х. непрерывный и общий трудовой стаж, стаж для очередного отпуска за 2010 год.

Грибовой О.Х. в удовлетворении исковых требований о взыскании с Контрольно-счетной палаты Магаданской области компенсации морального вреда в размере, превышающем ... рублей - отказать.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного судаМирошниковой С.В., объяснения представителей Контрольно-счетной палаты Магаданской области Ивановой Т.А., Былкова Е.О., поддержавших доводы кассационной жалобы, выступление помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., поддержавшей доводы, изложенные в кассационном представлении и полагавшей решение суда подлежащим отмене, возражения относительно кассационных жалобы и представления представителя Грибовой О.Х. - Грибова Р.И., объяснения представителя Магаданской областной Думы Замощ И.М., выразившей согласие с доводами ответчика и прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Грибова О.Х. обратилась в суд с иском к Контрольно-счетной палате Магаданской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указала, что 05 марта 2003 года назначена на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области.

04 мая 2010 года получила уведомление о сокращении замещаемой должности.

01 сентября 2010 года трудовые отношения прекращены, истица освобождена от занимаемой главной должности категории «Руководители» гражданской службы Магаданской области и уволена по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности областной гражданской службы (приказ № ... от 18 июня 2010 года).

Полагала увольнение незаконным ввиду того, что фактически сокращение не производилось.

В подтверждение указала, что как до изменений, так и после изменений, внесенных в связи с принятием Закона Магаданской области от 19 апреля 2010 года № 1250-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Магаданской области (в части реализации федерального законодательства в отношении государственных должностей субъектов Российской Федерации)», в штатном расписании и в штатном замещении Контрольно-счетной палаты Магаданской области количество штатных единиц (15) не изменилось.

Кроме того, после вручения уведомления о сокращении занимаемой должности аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области, в котором было указано о невозможности предложения вакантных должностей, и, несмотря на изменения в Законе Магаданской области «О Контрольно-счетной палате Магаданской области», К.Г.А.., ранее занимавшая должность аудитора, назначена заместителем председателя Контрольно-счетной палаты Магаданской области; на должности аудиторов Контрольно-счетной палаты Магаданской области назначены В.П.А. ранее занимавший эту же должность, и И.В.С. (новый сотрудник).

В связи с изложенным просила признать ее увольнение незаконным, восстановить ее в прежней должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в сумме ... рубля ... копеек (с учетом увеличения периода вынужденного прогула т.1 л.д. 225-226, т.2 л.д. 5), компенсацию морального вреда в сумме ... руб.

В ходе производства по делу к участию в нем в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Магаданская областная Дума (т. 1 л.д.185,187).

Магаданским городским судом 27 октября 2010 года постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Контрольно-счетной палатой Магаданской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Указано, что Законом Магаданской области № 1250-ОЗ на основании Указа Президента РФ от 04 декабря 2009 года № 1381 были введены новые государственные должности субъекта Российской Федерации - заместитель председателя и аудиторы Счетной палаты, избираемые на определенный, установленный законом срок полномочий, для замещения которых предусмотрена особая процедура назначения - постановлением Магаданской областной Думы по представлению губернатора. В этой связи со дня вступления названного закона в законную силу (01 мая 2010 года) все три должности государственной гражданской службы области аудиторов были сокращены.

Различие между государственной должностью субъекта Российской Федерации и должностью государственной гражданской службы заключается в разной направленности их деятельности и разных полномочиях лиц их замещающих. В первом случае это должности устанавливаемые уставами, законами субъекта РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, во втором - это должности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Полномочия лиц, проходивших в Счетной палате областную гражданскую службу в должности аудиторов, были направлены на обеспечение исполнения полномочий государственного органа – Счетной палаты и лица, замещавшего государственную должность Магаданской области – председателя Счетной палаты. Полномочия лиц, заместивших в Счетной палате государственные должности Магаданской области (аудиторов) направлены на непосредственное исполнение полномочий государственного органа Магаданской области – Счетной палаты.

Таким образом, после вступления в законную силу изменений, внесенных Законом Магаданской области от 19.04.2010 года № 1250-ОЗ, изменился статус и порядок замещения должности аудитора Счетной палаты, поэтому у ответчика не имелось правовых оснований предложить истице вакантные государственные должности Магаданской области (заместителя председателя или аудитора Счетной палаты).

Кандидатуру истицы на рассмотрение в Магаданскую областную Думу губернатор не внес; сама истица с заявлением о том, что она претендует на такую должность, к губернатору не обращалась.

Предложить истице какие-либо должности государственной гражданской службы области в период с мая 2010 года и до ее увольнения Счетная палата возможности не имела по причине отсутствия вакантных должностей.

Иного основания, кроме пункта 6 части 1 статьи 33 Федеральный закон№ 79-ФЗ не содержит, поэтому увольнение истицы в связи с фактическим сокращением ее должности по данному основанию ответчик считает правомерным.

Исходя из положений пункта 4 статьи 31 и пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ ответчик, как представитель нанимателя, мог, но не обязан был предложить истице, замещавшей сокращаемую должность, иную должность государственной службы в Контрольно-счетной палате Магаданской области (при наличии вакансии), но не в другом государственном органе, как указал суд в решении.

Статья 16 Закона Магаданской области № 553-ОЗ предусматривает в качестве дополнительной гарантии право областных гражданских служащих на замещение иной должности областной гражданской службы при сокращении должностей. Однако закон Магаданской области, регламентирующий порядок предоставления такой гарантии, не принят.

Считает неправильным вывод суда о том, что после изменения статуса аудитора Счетной палаты его функциональные обязанности не изменились, поскольку обратное прямо следует из направленности деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ и лиц, проходящих государственную гражданскую службу.

Кроме того, суд не учел, что Регламент Счетной палаты с 04 мая 2010 года дополнен разделом 8, которым предусмотрены дополнительные функциональные обязанности аудиторов.

Неправильно, по мнению ответчика, применены судом и переходные положения, изложенные в статье 5 Закона Магаданской области № 1250-ОЗ в части прекращения полномочий и процедуры назначения на должность.

Участвующим в деле прокурором также поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Как указано в кассационном представлении, из содержания статей 1 и 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 79-ФЗ) следует, что государственные должности не являются видом государственных гражданских должностей. Это подтверждает и тот факт, что порядок принятия на государственную гражданскую службу, освобождение от нее, регулирует названный Федеральный закон, а принятие на государственную должность и освобождение от нее регулируется специальным законодательством (в данном случае Законом Магаданской области«О Контрольно-счетной палате Магаданской области»).

Прокурор считает необоснованным суждение суда о том, что назначенные до принятия изменений в Закон Магаданской области «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» аудиторы увольнению не подлежали и могли продолжать свою работу, так как в этом случае была бы нарушена процедура назначения, предусмотренная Законом Магаданской области от 19.04.2010 года № 1250-ОЗ.

Магаданская областная Дума письменно выразила согласие (т.2, л.д.79-81) с доводами, изложенными в кассационной жалобе и кассационном представлении прокурора. Полагает, что требования Грибовой О.Х. удовлетворению не подлежали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобе и представлении, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда считает решение суда подлежащим отмене.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации»одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации»при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Вышеупомянутой частью 4 статьи 31 предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Анализируя приведенные положения закона, суд первой инстанции, разрешая возникший спор, исходил из того, что увольнение гражданского служащего по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации» возможно при условии принятия представителем нанимателя всех необходимых мер по трудоустройству гражданского служащего, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона.

В этой части позиция суда не подвергается сомнению.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом, к которому пришел суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, о несоблюдении в отношении истицы требований Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части принятия мер по ее трудоустройству в Контрольно-счетной палате Магаданской области на введенные с 04 мая 2010 года должности заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты.

Такой вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального права в связи со следующим.

В соответствии с Законом Магаданской области «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» (в редакции от 03.03.2010 N 1230-ОЗ) аудиторы Контрольно-счетной палаты области замещали должности государственной гражданской службы Магаданской области (пункт 3 статьи 5).

Как следует из материалов дела, Грибова О.Х. с 05 марта 2003 года замещала такую должность, являясь аудитором Контрольно-счетной палаты Магаданской области.

Указом Президента РФ «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» от 04 декабря 2009 года № 1381 утвержден Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, к каковым отнесены председатель, заместитель председателя, а также аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа Законом Магаданской области от 19 апреля 2010 года № 1250-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области (в части реализации федерального законодательства в отношении государственных должностей субъектов Российской Федерации)», вступившим в силу с 01 мая 2010 года, в Законы Магаданской области «О государственной гражданской службе Магаданской области», «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» внесены изменения.

Так, Законом Магаданской области «О государственной гражданской службе Магаданской области» от 09 февраля 2005 года № 553-ОЗ (в редакции от 19.04.2010 № 1250-ОЗ) к областным государственным должностям отнесены должности заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Магаданской области (статья 1).

Должности аудиторов Контрольно-счетной палаты Магаданской области, предусмотренные статьей 3 Закона Магаданской области от 23.12.2005 N 656-ОЗ «О должностях государственной гражданской службы Магаданской области» (в редакции данной нормы от 19 апреля 2010 года), с 01 мая 2010 года упразднены как должности областной гражданской службы.

Согласно пункту 2 статьи 5, пункту 1 статьи 6 Закона «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» (в редакции от 19.04.2010 № 1250-ОЗ) председатель, заместитель председателя, аудиторы Счетной палаты осуществляют свои полномочия, замещая государственные должности Магаданской области, и назначаются на должность Магаданской областной Думой по представлению губернатора на срок полномочий коллегии Счетной палаты.

В связи с этим решением Коллегии Контрольно-счетной палаты области 04 мая 2010 года № 6 из штатного расписания Счетной палаты исключены должности государственной гражданской службы – аудиторы Контрольно-счетной палаты в количестве трех единиц, а председателем Контрольно-счетной палаты области 04 мая 2010 года издан приказ № 32 о сокращении должностей государственной гражданской службы области в Контрольно-счетной палате Магаданской области – аудиторов Контрольно-счетной палаты области (т.1,л.д.59).

Таким образом, по делу установлено, что сокращение должностей аудиторов Контрольно-счетной палаты Магаданской области как должностей областной гражданской службы имело место и было обусловлено внесением изменений в действующее законодательство о государственной гражданской службе.

04 мая 2010 года Грибова О.Х. уведомлена руководителем Контрольно-счетной палаты области о сокращении должности областной гражданской службы – аудитор Контрольно-счетной палаты Магаданской области и расторжении с ней служебного контракта на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т.1, л.д.20).

16 июня 2010 года Грибова О.Х. обратилась с заявлением на имя руководителя Контрольно-счетной палаты, в котором просила предоставить ей с 05 июля 2010 года отпуск с последующим увольнением по сокращению с оплатой проезда до города ... (т.1, л.д.146).

С 05 июля 2010 года приказом председателя Контрольно-счетной палаты Магаданской области от 18 июня 2010 года № 52/к (т.1, л.д.11) Грибовой О.Х предоставлен отпуск с последующим увольнением с областной гражданской службы 01 сентября 2010 года в связи с сокращением должности областной гражданской службы (штата) и невозможностью предоставить иную должность областной гражданской службы (пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации).

Упомянутым решением Коллегии Счетной палаты, участие в обсуждении и принятии которого принимала истица, в штатное расписание Контрольно-счетной палаты Магаданской области введены государственные должности Магаданской области – заместитель председателя и два аудитора (т.1, л.д.60-61), а также утвержден и введен в действие с 04 мая 2010 года новый Регламент Контрольно-счетной палаты Магаданской области (т.1,л.д.149-168).

Введенные в штатное расписание Контрольно-счетной палаты Магаданской области должности заместителя председателя и аудиторов с04 мая 2010 года по 31 мая (01 июня) 2010 года, как установил суд, действительно оставались вакантными.

Между тем, как указано выше, в соответствии с действующим с 01 мая 2010 года законодательством назначение заместителя председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты области на должность осуществляется Магаданской областной Думой по представлению губернатора Магаданской области.

Председатель Счетной палаты в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Закона Магаданской области (в редакции Закона Магаданской области от 19.04.2010 № 1250-ОЗ) с 01 мая 2010 года такими полномочиями, равно как и правом найма и увольнения аудиторов палаты, не обладает.

Обязанность ответчика предложить истице для замещения должность аудитора Контрольно-счетной палаты, введенную в штатное расписание с04 мая 2010 года, статьей 5.1. Закона Магаданской области «О Контрольно-счетной палате Магаданской области», как на то указал в решении суд, не возложена.

Поэтому вывод суда относительно обязанности руководителя Контрольно-счетной палаты Магаданской области предложить истице для замещения одну из введенных с 04 мая 2010 года в штатное расписание Контрольно-счетной палаты Магаданской области должностей заместителя председателя и аудиторов не может быть признан правильным, как противоречащий закону.

Не согласуется с положениями статьи 5 Закона Магаданской области от19 апреля 2010 года № 1250-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области (в части реализации федерального законодательства в отношении государственных должностей субъектов Российской Федерации)» и не следует из ее содержания вывод суда о том, что аудиторы Счетной палаты, назначенные до вступления в силу настоящего закона, могли продолжить работу и после изменения порядка назначения на должность аудиторов Контрольно-счетной палаты области.

Кроме того, данное суждение противоречит статье 3 Закона Магаданской области «О должностях государственной гражданской службы Магаданской области» (в редакции от 19.04.2010 № 1250-ОЗ), статье 1 Закона Магаданской области «О государственной гражданской службе Магаданской области» (в редакции от 19.04.2010 № 1250-ОЗ), пункту 2 статьи 5, пункту 1 статьи 6 Закона«О Контрольно-счетной палате Магаданской области» (в редакции от 19.04.2010 № 1250-ОЗ).

Вместе с тем, оспариваемое ответчиком и прокурором судебное решение об удовлетворении заявленных истицей требований основано и на положениях пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также статьи 16 Закона Магаданской области «О государственной гражданской службе Магаданской области» в той части, в которой истице перед увольнением по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не были предложены для замещения иные должности областной гражданской службы, в том числе в ином государственном органе.

Однако при этом судом не исследовался вопрос о наличии (с учетом уровня квалификации истицы, профессионального образования, стажа гражданской службы и ее волеизъявления продолжить государственную гражданскую службу) возможности замещения ею иных должностей областной гражданской службы в другом государственном органе, замещаемых, как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, без проведения конкурса.

Исследование и оценка связанных с разрешением данного вопроса обстоятельств имели правовое значение по делу.

Принимая во внимание, что при принятии оспариваемого решения юридически значимые обстоятельства не установлены, а также неправильно истолкован и применен материальный закон, судебное решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить наличие законного основания увольнения истицы и соблюдение установленного порядка увольнения и в соответствии с заявленными требованиями вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда от 27 октября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

ПредседательствующийС.В. Мирошникова

СудьиА.А. Кошак

С.Н. Лобыкин