О взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и избрании меры пресечения в виде подписики о невыезде



Судья Андрюкова Т.А.Дело № 2-2325/2010

№ 33-1261/2010

14 декабря 2010 годаг. Магадан

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

В составе:

председательствующегоМирошниковой С.В.,

судейЛобыкина С.Н., Назина В.И.

при секретареФроловой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Алексеевой Т.А. на решение Магаданского городского суда от 17 августа 2010 года, которым постановлено:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Алексеевой Т.А. компенсацию морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности и избрании меры пресечения подписки о невыезде в размере... рублей.

Отказать Алексеевой Т.А. в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Магаданской области о взыскании компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности и избрании меры пресечения подписки о невыезде и оплате услуг представителя.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного судаМирошниковой С.В., объяснения Алексеевой Т.А. и ее представителя Ли Р.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Министерства финансов Российской Федерации Вродливца А.В. относительно кассационной жалобы, представителя прокуратуры Магаданской области Коростыленко Ю.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Алексеева Т.А. предъявила в суде иск к Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Магаданской области о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде.

Исковое заявление мотивировано тем, что в отношении истицы14 марта 2007 года старшим дознавателем отдела дознания УВД по городу Магадану возбуждено уголовное дело (№ ...) по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 118 УК РФ.

06 апреля 2007 года следователем прокуратуры города Магадана в отношении неё возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 283 УК РФ(№ ...). Впоследствии указанные дела соединены с присвоением уголовному делу номера ....

06 декабря 2007 года следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Магаданской области возбуждено уголовное дело № ... по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 УК РФ, которое 05 марта 2008 года соединено с уголовным делом № ... с присвоением указанного номера соединенному уголовному делу.

03 марта 2008 года по вышеуказанному уголовному делу истица допрошена в качестве подозреваемой и в этот же день в отношении неё применена мера пресечения в виде подписки о невыезде.

10 июня 2008 года ей предъявлено обвинение по части 2 статьи 118, части 2 статьи 109 УК РФ.

18 июня и 01 октября 2008 года уголовное преследование по части 1статьи 238, части 2 статьи 118 УК РФ в отношении неё прекращено с её согласия за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Однако согласие, как указала истица, было вынужденным, так как на протяжении всего расследования следователи угрожали ей возбуждением новых уголовных дел, избранием меры пресечения в виде заключения под стражу, реальным сроком наказания по приговору суда, помещением дочери в психоневрологический диспансер.

Приговором Магаданского городского суда от 24 февраля 2009 года истица осуждена по части 2 статьи 109 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года с лишением права занимать должности врачей и медицинского персонала в медицинских учреждениях, а также заниматься врачебной деятельностью сроком на 2 года.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Магаданского областного суда от 20 мая 2009 года указанный приговор отменен, дело направлено на новое рассмотрение.

Приговором Магаданского городского суда от 10 марта 2010 года, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции от28 апреля 2010 года, истица оправдана по всем пунктам обвинения. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, а также мера процессуального принуждения в виде отстранения от занимаемой должности отменены.

Таким образом, в период с 06 декабря 2007 года до 28 апреля 2010 года(2 года 4 месяца 2 дня) в отношении истицы осуществлялось незаконное уголовное преследование.

В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения меры пресечения в виде подписки о невыезде ей был причинен моральный вред.

Так, на протяжении всего периода осуществления в отношении истицы незаконного уголовного преследования она вынуждена была являться к следователям, посещать адвокатов; истица испытывала постоянное психологическое давление со стороны должностных лиц правоохранительных органов.

Будучи отстраненной от занимаемой должности ... истица не имела возможности работать по специальности и получать достойную заработную плату. Вместе с этим она не могла устроиться на другую работу, так как была вынуждена постоянно участвовать в следственных действиях и судебных заседаниях.

Из-за уголовного преследования истица не имела возможности осуществлять должный уход и надзор за дочерью-инвалидом, приобретать необходимые ей дорогостоящие лекарственные средства, уделять достаточно внимания.

В связи с незаконным уголовным преследованием, применением мер пресечения и процессуального принуждения истица испытывала сильные душевные переживания, которые привели к обострению хронических заболеваний и развитию новых.

Из-за уголовного преследования истицы пострадала ее семья: муж ушел из семьи; из-за сильных переживаний за истицу в сентябре 2007 года умерла ее мать, проживавшая в г. .... Однако длительная досудебная проверка, проводимая прокуратурой города Магадана, лишила истицу возможности исполнить свой дочерний долг и присутствовать на похоронах мамы, о чем она до сих пор горько сожалеет.

Таким образом, в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения к истице меры пресечения в виде подписки о невыезде, она лишилась семьи, работы, резко ухудшилось состояние здоровья, также как и у её дочери.

В глазах земляков, коллег и знакомых значительно ухудшилось мнение о ней, поскольку такое положение ими было расценено, как состояние позора и уничижения.

Нарушение прав продолжается и в настоящее время, поскольку до сих пор, в нарушение требований части 1 статьи 136 УПК РФ, прокурор от имени государства не принес официальное извинение за причиненный вред.

Все вышеперечисленное привело к сильнейшим нервным потрясениям и нравственным страданиям.

Причиненный истице в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде моральный вред, оценен ею в ... рублей.

17 августа 2010 года Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Алексеева Т.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и несправедливого. Просит передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, либо, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении ее искового заявления.

Выражает несогласие с оценкой судом представленных ею в обоснование перенесенных нравственных и физических страданий доказательств.

Суд необоснованно отверг ее доводы о длительном по вине правоохранительных органов расследовании уголовного дела в отношении нее. При этом суд не учел, что в адрес правоохранительных органов судьей Магаданского городского суда 01 марта 2010 года было вынесено частное постановление по фактам многочисленных, грубых нарушений, допущенных при расследовании уголовного дела, которые привели к увеличению срока досудебного производства по делу.

Неправильными, по мнению истцы, являются выводы суда о недоказанности ее утверждений о том, что в период производства по уголовному дела она была лишена возможности общаться с близкими и родственниками, об ухудшении состояния здоровья как ее, так и дочери-инвалида именно из-за незаконного уголовного преследования; об отсутствии реальной возможности трудоустроиться по специальности в этот период,

Поэтому считает, что размер компенсации морального вреда, определенный судом, не отвечает требованиям разумности и справедливости.

В возражениях на жалобу Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Магаданской области указывает, что с изложенными в кассационной жалобе доводами не согласно, полагая их несостоятельными. Просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Алексеева Т.А. работала ... муниципального учреждения здравоохранения «...», 06 декабря 2007 года следственным отделом по городу Магадану следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Магаданской области в отношении Алексеевой Т.А. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 Уголовного кодекса РФ по факту причинения смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей.

03 марта 2008 года в отношении подозреваемой Алексеевой Т.А. по данному уголовному делу избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде.

24 февраля 2009 года приговором Магаданского городского суда Алексеева Т.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 Уголовного кодекса РФ, и осуждена к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года с лишением права занимать должности врача и медицинского персонала в медицинских учреждениях, а также заниматься врачебной деятельностью сроком на два года.

20 мая 2009 года данный приговор был отменен кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Магаданского областного суда, уголовное дело направлено на новое рассмотрение.

Приговором Магаданского городского суда от 01 марта 2010 года Алексеева Т.А. оправдана по предъявленному ей обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 Уголовного кодекса РФ за отсутствием в ее действиях состава преступления. Мера пресечения в виде подписки о невыезде отменена.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Магаданского областного суда от 28 апреля 2010 года оправдательный приговор оставлен без изменения.

10 июня 2010 года Алексеева Т.А. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Министерству финансов РФ и прокуратуре Магаданской области о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... рублей, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением в качестве меры пресечения подписки о невыезде.

Согласно пункту 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В этих случаях от имени казны Российской Федерации вступает соответствующий финансовый орган (статья 1071 ГК РФ).

Таким образом, вынесение оправдательного приговора указывает на незаконность уголовного преследования лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, за истцом признается право на реабилитацию, что является основанием для возмещения государством причиненного вреда.

В силу абзаца 3 статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ).

Разрешая дело, суд первой инстанции, установив факт незаконного привлечения Алексеевой Т.А. к уголовной ответственности и незаконного применения к ней в качестве меры пресечения подписки о невыезде, пришел к обоснованному выводу о наличии причинной связи между действиями органов следствия и перенесенными истицей нравственными и физическими страданиями.

На основании изложенного и руководствуясь нормами пункта 1 статьи 1070, статьи 1100, 1101 ГК РФ, суд правильно удовлетворил исковые требования Алексеевой Т.А. о компенсации морального вреда, поэтому постановленное судом решение подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем, соглашаясь с этим выводом суда, судебная коллегия не может согласиться с размером взысканного морального вреда, считая его заниженным, и находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы в указанной части.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, принимая во внимание характер причиненных Алексеевой Т.А. нравственных страданий, не в полной мере учел фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, тем самым в нарушение требований разумности и справедливости, определил компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Алексеева Т.А. на протяжении длительного времени – более двух лет находилась под бременем ответственности за преступление, которое не совершала и за которое предусмотрено наказание в том числе в виде лишения свободы, что безусловно вызывало у истицы переживания, тревогу, беспокойство, и не могло не отразиться на ее психологическом состоянии.

Осознание того, что истица обвинялась в причинении смерти новорожденного ребенка вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, за что была осуждена в феврале 2009 года приговором суда, отмененным более чем через два месяца, не могло не усугублять степень нравственных страданий истицы.

Следственные мероприятия по уголовному делу (возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, избрание меры пресечения и другие), осуждение в феврале 2009 года не могли не изменить привычный образ жизни истицы, бесспорно привели к нравственным переживаниям, неудобству и дискомфорту на протяжении более чем двух лет.

Наряду с этим Алексеева Т.А. является матерью ребенка инвалида первой группы – дочери А.Ю., нуждающейся в постороннем уходе и надзоре (том 1, л.д.11), в течение продолжительного срока следствия и судебного разбирательства неоднократно участвуя в следственных действиях, судебных заседаниях, вынуждена была оставлять дочь без ухода в указанные периоды, была лишена возможности полноценного с ней общения, что не могло не сказаться на состоянии здоровья истицы и ее душевном равновесии, усилило психотравмирующую ситуацию, связанную с незаконным привлечением к уголовной ответственности.

Поскольку приведенные фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, не были учтены судом при определении размера его компенсации, то взысканная судом сумма не является соразмерной причиненному истице моральному вреду, не отвечает требованиям разумности и справедливости и не соответствует фактическому характеру перенесенных истицей страданий.

При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание и то, что компенсация морального вреда должна носит реальный характер.

Поэтому судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает разумным и справедливым удовлетворить исковые требования в более высоком, чем определил суд первой инстанции размере, а именно в сумме ... рублей и взыскать данную сумму в пользу Алексеевой Т.А. с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Магаданского городского суда от 17 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеевой Т.А. - без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части судебного решения указание на размер компенсации морального вреда в сумме ... рублей, изложив абзац первый резолютивной части решения Магаданского городского суда от17 августа 2010 года в следующей редакции:

«Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Алексеевой Т.А. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением в качестве меры пресечения подписки о невыезде в размере ... рублей (...)».

ПредседательствующийС.В. Мирошникова

СудьиС.Н. Лобыкин

В.И. Назин