О предоставлении жилого помещения



Судья Лорман А.А.Дело № 2-336/2010

№ 33-1363/2010

21 декабря 2010 годаг. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

Председательствующего судьи С.В.Мирошниковой

судейБобылева С.В., В.И.Назина

при секретаре судебного заседания А.Л.Фроловойс участием прокурора Ю.Е. Коростыленко

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Сусуманский район» на решение Сусуманского районного суда Магаданской области от 18 ноября 2010 года, которым постановлено:

Предъявленные в интересах Клюкиной Г.В. исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области к администрации муниципального образования «Сусуманский район» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сусуманский район» вне очереди предоставить Клюкиной Г.В. на территории г. Сусумана изолированное и пригодное для постоянного проживания жилое помещение, площадью не менее 10 квадратных метров.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда В.И.Назина, мнение прокурора Ю.Е. Коростыленко судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в суд в интересах Клюкиной Г.В. с иском к администрации муниципального образования «Сусуманский район» о предоставлении жилого помещения.

Заявление мотивированно тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен факт не обеспечения Клюкиной Г.В. жилой площадью, в нарушение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица, оставшегося без попечения родителей.

Просил суд предоставить Клюкиной Г.В. на территории г. Сусумана жилое помещение площадью 10 кв. м., изолированное и пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, взамен ранее закрепленного за ней жилого помещения, расположенного по адресу: ..., г. ..., ул. ..., дом ... кв. ....

В судебном заседании 18 ноября 2010 года участвующий в деле прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Сусуманский район» вне очереди предоставить Клюкиной Г.В. на территории г. Сусумана жилое помещение площадью не менее 10 кв. метров, изолированное и пригодное для постоянного проживания.

Сусуманским районным судом 18 ноября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Сусуманский район» просит решение Сусуманского районного суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Полагает неверным вывод суда о нарушении прав Клюкиной Г.В., поскольку она является студенткой ... и на период с 24 июля 2009 года по 24 июля 2012 года зарегистрирована по месту пребывания в п. .... В настоящее время проживает за пределами Сусуманского района в г. Магадане.

Указывает, что прокурором при подаче заявления в интересах Клюкиной Г.В., не соблюдены положения статьи 45 ГПК РФ, так как она является совершеннолетним дееспособным гражданином РФ, отсутствие юридических знаний и наличие статуса оставшегося без попечения родителей, не могут быть отнесены к уважительным причинам, дающим право подачи заявления прокурором вместо Клюкиной Г.В.

Полагает необоснованным привлечение к участию в деле в качестве третьего лица органа опеки и попечительства комитета по образованию администрации Сусуманского района, поскольку положением о комитете по образованию администрации Сусуманского района, утвержденным постановлением от 28 января 2005 года №33 не предусматривается осуществление данным органом функций по опеке и попечительству. Функции органа опеки и попечительства осуществляет администрация Сусуманского района.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормами Жилищного кодекса российской Федерации и Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года № 541-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области» и пришел к выводу о праве Клюкиной Г.В. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Этот вывод суда первой инстанции является правильным.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, мать Клюкиной Г.В. - К.О.А. умерла12 апреля 2001 года. Отец Клюкиной Г.В., записан в свидетельстве о рождении со слов матери (л.д. 10 – 17).

В силу вышеприведенной правовой нормы Клюкина Г.В., имеет статус лица оставшегося без попечения родителей, а, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением главы администрации Сусуманского района от 30 мая 2001 года № 2006/1 над Клюкиной Г.В. и К.А.В. установлена опека К.Т.А. (л.д. 29). Согласно постановлению главы администрации Сусуманского района от 18 марта 2005 года № 146 на период нахождения несовершеннолетними под опекой за ними закреплено право на жилое помещение по адресу: Магаданская область г. ..., ул. ... д. ... кв. ... (л.д. 24).

Фамилия попечителя К.Т.А. изменена на фамилию К. постановлением главы Сусуманского района от 13 июня 2006 года № ... (л.д. 28).

В связи с поступлением Клюкиной Г.В. для продолжения обучения в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «...» выплата денежных средств на её содержание отменена с 01 сентября 2007 года (л.д. 21).

Из справки ... университета от03 ноября 2010 года № ... следует, что Клюкина Г.В. является студенткой ... формы обучения в данном учебном заведении (л.д. 98).

Как видно из материалов дела Клюкина Г.В. имея паспорт гражданки Российской Федерации зарегистрирована по адресу: Магаданская областьг. ..., ул. ... д. ... кв. ... (л.д. 32-37).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № ... от 27 мая 2010 года Клюкина Г.В. на срок с 24 июля 2009 года по 24 июля 2012 года зарегистрирована по адресу Магаданская область ... район, пос. ..., ул. ... д. ... (л.д. 99).

По заявлению Клюкиной Г.В. от 13 февраля 2010 года она была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 20, 66-68).

Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Анализ нормы абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в совокупности с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

Между тем, Клюкина Г.В. имея право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в нарушение приведенных правовых норм жилым помещением по договору социального найма не обеспечена.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Магаданской области от 22.06.2007г. № 875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания их в образовательных учреждениях, наделено, в частности, муниципальное образование «Сусуманский район» (ст. 1 и 2).

Согласно Уставу муниципального образования «Сусуманский район» (д.л. 31-33) администрация Сусуманского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Сусуманского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сусуманского района федеральными законами и законами Магаданской области.

Согласно статье 5 Закона №875-ОЗ, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета; объем этих субвенций определяется в законе об областном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 10 данного Закона он вводится в действие ежегодно законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом Магаданской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление государственных полномочий.

Таблицей 12 к Закону Магаданской области от 25.12.2009 г. № 1205-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» бюджету муниципального образования «Сусуманский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями в 2010 году наряду с бюджетами других муниципальных образований, входящих в состав Магаданской области, предусмотрено предоставление субвенции в сумме 483,4 тысяч рублей, что свидетельствует о введении в действие Закона Магаданской области №875-ОЗ на 2010 год.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению Клюкиной Г.В. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сусуманского района, которая наделена государственными полномочиями на территории муниципального образования по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ, установлена в решении Собрания представителей городского поселения «Город Сусуман» от 10 декабря 2007 года №55 и составляет 10 квадратных метра на одного человека.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, с учетом приведенных правовых норм, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором в интересах Клюкиной Г.В. требования о предоставлении ей вне очереди изолированного и пригодного для постоянного проживания жилого помещения на территории г. Сусумана площадью не менее 10 кв. метров.

Согласно статье 2 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно;

место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пребывание Клюкиной Г.В. за пределами Сусуманского района связано с её обучением в ... университете и носит временный характер.

Так же, из свидетельства о регистрации по месту пребывания № ... от 27 мая 2010 года следует, что Клюкина Г.В. зарегистрирована по адресу Магаданская область ... район, пос. ..., ул. ... д. ... на срок с 24 июля 2009 года по 24 июля 2012 года временно, данное жилое помещение является только её местом пребывания, а не местом жительства.

Таким образом, доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав Клюкиной Г.В. в связи с её обучением в ... университете с учетом наличия у неё регистрации на срок с 24 июля 2009 года по 24 июля 2012 года в пос. ... не могут быть приняты во внимание.

Ссылка в кассационной жалобе на необоснованное привлечение к участию в деле в качестве третьего лица органа опеки и попечительства комитета по образованию администрации Сусуманского района», не может быть принята во внимание, поскольку на правильность постановленного судом решения не влияет и не может повлечь его отмену.

Доводы об отсутствии у прокурора правовых оснований для обращения в суд в интересах Клюкиной Г.В. были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана соответствующая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, которую судебная коллегия считает правильной и оснований для пересмотра которой не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом при разрешении спора не допущено.

Из положений статьи 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 части 2 данной статьи по договорам социального найма. Между тем, суд, обязываяадминистрацию муниципального образования «Сусуманский район» предоставить Клюкиной Г.В. жилое помещение не указал, что жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным внести в резолютивную часть решения редакционные изменения, дополнив ее после слов «площадью не менее 10 квадратных метров» словами «по договору социального найма».

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а:

Решение Сусуманского районного суда от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Сусуманский район» – без удовлетворения.

Внести в резолютивную часть редакционные изменения, дополнив ее после слов «площадью не менее 10 квадратных метров» словами «по договору социального найма».

ПредседательствующийС.В.Мирошникова

СудьиС.В.Бобылев

В.И.Назин