Судья Головчанская Л.А. Дело № 2-19/2011 № 33-199/201122 февраля 2011 года г. Магадан КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
председательствующего С. А. Гаджиевой,
судей С. Н. Лобыкина, С.В. Бобылева
при секретаре А.Л. Фроловой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Магаданского областного суда Гаджиевой С. А.
дело по кассационной жалобе Государственного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр»
на решение Хасынского районного суда от 11 января 2011 года, которым постановлено:
Заявленные требования Филоновой Н.Л. удовлетворить.
Признать действия Государственного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный (не написано в резолютивной части слово «центр») по расчету предоставленной Филоновой Н.Л. жилищной субсидии по квартире ... дома ... по ул. ... в пос. ... Магаданской области незаконными.
Обязать Государственное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» в течение месяца произвести перерасчет размера жилищной субсидии по квартире ... дома ... по ул. ... в пос. ... Филоновой Н.Л. за период с 01.11.2009 года по 30.04.2010 год исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера
региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг одиноко проживающего,
У С Т А Н О В И Л А:
Филонова Н.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» об обязании предоставить жилищную субсидию (далее по тексту - ГУ «Хасынский социальный центр»).
Хасынский районный суд решением от 10 марта 2010 года иск удовлетворил, обязав ГУ «Хасынский социальный центр» предоставлять жилищную субсидию Филоновой Надежде Леонидовне по оплате коммунальных платежей по квартире ... дома ... ул. ... п. ... Хасынского района Магаданской области ежемесячно с 01 ноября 2009 года.
Кассационным определением судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда указанное решение Хасынского районного суда оставила без изменения, уточнив абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
«Обязать Государственное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» предоставить Филоновой Н.Л. субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг по квартире № ... дома № ... по улице ... в поселке ... Хасынского района Магаданской области с 01 ноября 2009 года сроком на 6 (шесть) месяцев» (л.д. 30-36).
Судебным приставом-исполнителем Хасынского районного отдела судебных приставов УФССП по Магаданской области 6 июля 2010 года (на основании выданного Хасынским районным судом Магаданской области исполнительного листа № ... от 24.06.2010 года) вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д. 13).
Постановлением от 30 ноября 2010 года указанное исполнительное производство было прекращено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 11).
Филонова Н. Л. обратилась в суд с заявлением, считая действия ГУ о произведенном расчете жилищной субсидии по квартире ... дома ... ул. ... п. ... Хасынского района Магаданской области незаконными, просила обязать ответчика произвести ее перерасчет (л.д. 4).
Хасынским районным судом 11 января 2011 года постановлено приведенное выше решение.
28 января 2011 года дополнительным решением Хасынский районный суд взыскал с Государственного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» в доход бюджета муниципального образования «Хасынский район» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей (л.д. 70-71).
В кассационной жалобе ГУ социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что вывод, сделанный судом в решении о применении к спорным правоотношениям размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одиноко проживающего гражданина, противоречит
п. 74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 года (далее по тексту -Методические рекомендации).
Полагает, что суждение суда о не проживании Богомоловой Л.Д. в ее собственной квартире противоречит факту наличия регистрации по месту постоянного жительства, положениям статей 2,3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив изложенные в ней доводы, выслушав объяснения представителей ГУ социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» Кочегура А.И. и Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области Мазановой М.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Судом установлено, что во исполнение решения Хасынского районного суда от 10 марта 2010 года истице ответчиком была предоставлена субсидия по оплате жилья и коммунальных платежей по квартире № ... дома № ... по улице ... в поселке ... Хасынского района Магаданской области с 01 мая 2009 года по 31 октября 2009 года.
Расчет субсидии ответчиком производился с учетом общего количества граждан, проживающих в данном жилом помещении по месту жительства, применен региональный стандарт стоимости ЖКУ из расчета на одного проживающего для семьи из двух человек (Филонова Н.Л. -по решению суда, Богомолова Л.Д. -по законным основаниям) (л.д. 12, 15-24). При этом был применен п. 74 Методических рекомендаций.
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ, пунктом 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, наниматель жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде имеет право на получение жилищной субсидии (далее -Правила).
Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
Так, согласно п. 18 в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:
- членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим механизм исчисления помесячной субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости ЖКУ, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
В пункте 22 Правил указано, что размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам одного субъекта Российской Федерации.
Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.
Пункт 74 Методических рекомендаций предусматривает, если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при определении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, независимо от их основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию.
Судом при вынесении решения 10 марта 2010 года, оставленного без изменения судом кассационной инстанции 20 апреля 2010 года установлено, что квартира № ... дома № ... по улице ... в поселке ..., принадлежащая на праве собственности Богомоловой Л.Д., передана в пользование истице по договору найма.
Филонова Н.Л. одна постоянно проживает в указанной квартире и производит оплату оказываемых коммунальных услуг.
Факт проживания Филоновой Н.Л. по договору найма в частном жилищном фонде ни в ходе судебного разбирательства, ни в кассационной жалобе ответчиком не оспаривался.
Условия о том, что собственник будет проживать совместно с истицей, договор также не содержал.
Членом семьи Филоновой Н.Л. Богомолова Л.Д. не является.
Таким образом, ответчиком при определении размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 Правил неверно определено количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 Правил и пунктом 74 Методических рекомендаций, и, соответственно, неверно произвел расчет субсидии Филоновой Н.Л. из расчета на одного проживающего для семьи из двух человек.
Судом правильно указано, что при предоставлении субсидии ответчиком порядок расчета, установленный ст. 159 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 года, на основании регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и размера дохода истца, применен в нарушение требований законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены обжалуемого решения, при разрешении спора судом были учтены все доводы ответчика, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Хасынского районного суда от 11 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области «Хасынский социальный центр» - без удовлетворения.
Председательствующий С.А.Гаджиева
Судьи С.Н. Лобыкин
С.В. Бобылев