Дело №33-223/2011 Прочие исковые дела



Судья Неказаченко Н.П. Дело № 2-3717/10

№ 33-223/11

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего: Гаджиевой С.А.,

судей: Лобыкина С.Н., Бобылева С.В.,

при секретаре судебного заседания: Иващенко В.Б.,

рассмотрев 22 февраля 2011 года в г. Магадане в открытом судебном заседании, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по кассационной жалобе Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» на решение Магаданского городского суда от 23 декабря 2010 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора города Магадана к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников - удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения прокурора Носикова Н.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Магадана, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее ОАО «Магаданэнерго») о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.

В обоснование своих требований прокурор указал, что действующим федеральным и областным законодательством предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливать квоту для приема на работу инвалидов, в размере 2 % от среднесписочной численности работников. Между тем, ответчик, не смотря на наличие в штатном расписании должностей, замещение которых может быть осуществлено инвалидами, квоту для приёма инвалидов не установил. Полагал, что бездействием ответчика нарушается право инвалидов на труд и не соблюдаются гарантии их трудовой занятости, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Решением Магаданского городского суда от 23 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворен.

В кассационной жалобе ОАО «Магаданэнерго» просит его отменить и не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции постановить по нему новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. В качестве оснований к отмене судебного постановления указывает на то, что суд первой инстанции не учёл, что свою деятельность ОАО «Магаданэнерго» осуществляет с 1948 года, т.е. задолго до принятия нормативных правовых актов, на которых основаны требования прокурора, в связи с чем их применение к правоотношениям, возникшим до их введения в действие, неправомерно. Полагал, что удовлетворение требований прокурора повлечет необходимость прекращения трудовых отношений с работниками, чьи должности по состоянию здоровья могут быть замещены инвалидами и вступит в противоречие с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, предусматривающим, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ссылается на то, что каких-либо фактов нарушения прав инвалидов при трудоустройстве в ОАО «Магаданэнерго» прокурор в ходе рассмотрения дела не привел и его требования основаны лишь на формальном отсутствии в Обществе квоты на трудоустройство инвалидов. Указал, что в Обществе работают около 20 инвалидов, на должностях, замещение которых возможно с учётом состояния их здоровья.

В своем отзыве на кассационную жалобу прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Разрешая спорные правоотношения суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с посл. измен. и дополн.), «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с посл. измен. и дополн.), Законом Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ (с посл. измен. и дополен.).

Указанные нормативные правовые акты, предусматривают обеспечение дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установление квоты для приема на работу инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Данный Федеральный закон предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Законом Магаданской области № 518-ОЗ квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2-х процентов от среднесписочной численности работников в организациях, расположенных на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ответчик является организацией, местом нахождения которой является гор. Магадан, ул. Советская, д.24, т.е. расположенной на территории Магаданской области, среднесписочная численность работников ОАО «Магаданэнерго» по состоянию на 01 сентября 2010 года составляет 3151 человек (л.д. 6, 9).

По изложенным причинам судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что на ОАО «Магаданэнерго» в полном объеме распространяются требования приведенных нормативных правовых актов федерального и областного уровня, предусматривающие установление квоты для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.

При таком положении размер квоты для инвалидов в ОАО «Магаданэнерго» должен составлять не менее 63 штатных единиц.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, квота для приема на работу инвалидов в ОАО «Магаданэнерго» не установлена.

Доводы жалобы о том, что свою деятельность ОАО «Магаданэнерго» осуществляет с 1948 года, т.е. задолго до принятия нормативных правовых актов, на которых основаны требования прокурора, в связи с чем их применение к правоотношениям, возникшим до их введения в действие, неправомерно не могут быть приняты во внимание по следующим причинам.

Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающие гарантии трудоустройства для инвалидов, посредством квотирования рабочих мест, действуют с 01 июля 1995 года.

Закон Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ вступил в силу с 01 января 2005 года и действует на территории области более шести лет.

Вместе с тем, судом установлено, что требования указанных нормативных правовых актов ответчиком не исполняются. Доказательств того, что с июля 1995 года в ОАО «Магаданэнерго» штатное замещение по должностям, которые по состоянию здоровья могли быть замещены инвалидами, не претерпевало каких-либо изменений, т.е. не производилось увольнение и прием на работу новых сотрудников, в судебное заседание не представлено.

В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в обязанность работодателя входит не только установление квоты для приема на работу инвалидов, но и в соответствии с данной квотой создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Таким образом, трудоустройство квотированного числа инвалидов - 63, исходя из среднесписочной численности работников 3151, в т.ч. посредством создания (выделения) для них рабочих мест и создания специальных условий труда, является обязанностью ответчика, от исполнения которой ОАО «Магаданэнерго» фактически уклоняется.

При этом, установление квоты рабочих мест для инвалидов, должно производиться ответчиком не за счёт работников, замещающих должности, которые могли быть предложены инвалидам, а посредством замещения вакантных должностей, создания (выделения) новых должностей непосредственно для инвалидов, с целью недопущения нарушения прав и законных интересов действующих работников ОАО «Магаданэнерго».

Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им в целом дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, в том числе и по доводам, изложенным в кассационной жалобе ответчика.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Верно:

Судья Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин

22 февраля 2011 года