Кассационное определение от 15.03.2011 г. № 33-278/2011. Решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.



Судья Мирошниченко С.Л. Дело № 2-3859/2010№ 33-278/201115 марта 2011 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего Мирошниковой С.В.

судей Бобылева С.В., Лобыкина С.Н.

при секретаре Соиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии города Магадана

на решение Магаданского городского суда от 23 декабря 2010 года,

которым постановлено:

Обязать Мэрию города Магадана в срок не позднее 01 марта 2011 года предоставить Алёхину И.А., ... года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 1 человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную общую площадь, предусмотренную абзацем 6 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», расположенное в черте города Магадана.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., возражения относительно доводов жалобы Алехина И.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Алехин И.А. обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к мэрии города Магадана о предоставлении ему жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Исковые требования мотивировал тем, что страдает ... (...) формой заболевания .... Проживает в квартире, в которой зарегистрированы еще четыре члена семьи, в том числе несовершеннолетние дети. С октября 2010 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в управлении по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и ОСС мэрии города Магадана.

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, ответчик объяснил это существующим порядком очередности исходя из времени принятия на учет.

Ссылаясь на пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ № 77 от 18 июня 2001 г. «...», указывает, что заболевшим туберкулезом жилое помещение предоставляется вне очереди. Получение жилья не поставлено в зависимость от соблюдения очередности обеспечения жильем лиц данной категории. Просил суд обязать мэрию города Магадана предоставить ему жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Магаданским городским судом 23 декабря 2010 года постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с постановленным решением в части предоставления жилого помещения истцу с учетом права на дополнительную площадь, мэрия города Магадана обратилась с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения суда в этой части и принятии нового - об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что в соответствии со статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В отношении права инвалидов на дополнительную площадь установлено, что им может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством РФ.

Постановлением администрации Магаданской области от 25 мая 2006 г. № 154-па утверждена форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Магаданской области.

Из положений данного постановления следует, что обеспечение жильем инвалидов, проживающих в Магаданской области, производится за счет средств федерального бюджета, направляемых в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий в виде предоставления безвозмездной субсидии.

Получателем средств федерального бюджета, направляемых в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем инвалидов определен департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области.

Принятое судом решение в отношении мэрии г. Магадана в части предоставления дополнительной площади нарушает действующее законодательство.

В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия е находит оснований для отмены решения суда.

Принимая решение, суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных требований. Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не установлено.

В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семей нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Указанным гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (части 1 и 3 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право инвалидов на обеспечение жилой площади (статья 17). Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

... является хроническим заболеванием, при котором инвалид, страдающий им, имеет право на дополнительную жилую площадь, согласно соответствующему Перечню заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ 21 декабря 2004 г. № 817

Право больных заразными формами туберкулеза, проживающих в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному ..., на предоставление вне очереди отдельных жилых помещений установлено в Законе Магаданской области от 06 декабря 2004 года № ...ОЗ «...».

Судом установлено, что Алехин И.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания (л.д. 9), болен ... (...), является инвалидом ... группы.

Алехин И.А. зарегистрирован в квартире ... дома ... корпуса ... по улице ... в городе Магадане, собственником которой является его сестра - А.И.А.

Правом пользования жилым помещением также имеют зарегистрированные в нем лица: В.В.Э., ... года рождения, А.В.А., ... года рождения, А.А.А., ... года рождения (л.д. 10).

Согласно постановлению центральной врачебно-контрольной комиссии ГУЗ «...» (л.д. 11) Алехин С.А., страдающий ... (...), пользуется правом предоставления вне очереди отдельного жилого помещения.

Постановлением мэра города Магадана от 26 октября 2010 года № ... Алехин С.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наличие у истца права на внеочередное предоставление отдельного жилого помещения ответчиком не оспаривается.

Между тем, Алехин И.А., имея право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в нарушение приведенных правовых норм жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.

Норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлена решением Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 года № 65-Д и составляет 15 кв.м. на одного человека.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, с учетом приведенных правовых норм, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о предоставлении истцу вне очереди изолированного и пригодного для постоянного проживания жилого помещения на территории г. Магадана, площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.

Довод ответчика о необоснованном предоставлении истцу жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь не основан на приведенных нормах закона, поскольку право на дополнительную жилую площадь больным заразными формами туберкулеза предусмотрено положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 года № ...-ОЗ «...» (статья 9).

Предоставление в указанных случаях жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь производится в соответствии с законодательством Магаданской области.

Законом Магаданской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» от 22 июня 2007 года № 875-ОЗ органы местного самоуправления в Магаданской области наделены полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда (статья 1). В соответствии со статьей 4 указанного Закона на органы государственной власти Магаданской области возлагается обязанность обеспечить органы местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами, необходимыми для осуществления государственных полномочий, исполнения которой последние вправе требовать.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основе исследованных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

С учетом изложенного, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - необоснованными.

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Мирошникова

Судьи С.Н. Лобыкин

С.В. Бобылев

Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев