Кассационное определение от 22.03.2011 г. № 33-305/2011.Решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.



Судья Беляева И.И. Дело № 2-26/2011

№ 33-305/2011

22 марта 2011 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего Назина В.И.

судей Бобылева С.В., Кошкиной М.Г.

при секретаре Фроловой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Омсукчанского района

на решение Омсукчанского районного суда от 04 февраля 2011 года,

которым постановлено:

Заявление прокурора Омсукчанского района Магаданской области Безменова П.В. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.ст.45, 254 ГПК РФ) к администрации Омсукчанского района о признании незаконным бездействия Администрации Омсукчанского района в части не создания условий по воспитанию детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат незаконным, о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет, создать все необходимые условия по воспитанию детей указанной возрастной категории в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат - удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации Омсукчанского района Магаданской области в части не создания условий по воспитанию детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат.

Возложить на Администрацию Омсукчанского района Магаданской области обязанность организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет и создать все необходимые условия по воспитанию детей указанной возрастной категории в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат.

Взыскать с администрации Омсукчанского района Магаданской области в доход бюджета МО «Омсукчанский район» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., объяснения представителя администрации Омсукчанского района Кулакова Д.А., возражения прокурора Коростыленко Ю.Е., относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в Омсукчанский районный суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Омсукчанского района, в результате которого не созданы условия по воспитанию детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат, возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет и создать все необходимые условия по воспитанию детей указанной возрастной категории в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат.

Требования мотивировал тем, что в соответствии пунктом 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 и регулирующим деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что органами муниципального образования «Омсукчанский район» утверждены Административные регламенты по представлению муниципальными дошкольными образовательными учреждениями «Детский сад поселка Дукат» и «Детский сад поселка Омсукчан» муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение», которыми закреплено, что дети принимаются в дошкольные образовательные учреждения не ранее, чем по достижению ими возраста 1,5 лет.

Полагает, бездействием администрации Омсукчанского района нарушены права детей на образования и права родителей детей, не достигших возраста 1,5 лет, в том числе воспитывающихся не в полных семьях, на трудоустройство.

Омсукчанским районным судом 04 февраля 2011 года постановлено вышеприведенное решение.

С указанным решением администрация Омсукчанского района не согласилась, подав кассационную жалобу, в которой просит его отменить и постановить новое об удовлетворении иска.

Полагает, что действующим законодательством установлено восемь видов дошкольных образовательных учреждений, для двух из которых установлены жесткие возрастные критерии. В отношении остальных шести видов действует общее правило, согласно которому решение об определении возраста детей, принимаемых в дошкольное образовательное учреждении, принимается учредителем и закрепляется в уставе в пределах установленных законодательством Российской Федерации возрастных границ - от 2 месяцев до 7 лет. Положения о возрасте детей носят бланкетный характер, о чем свидетельствует также и Примерный устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации.

Утверждение прокуратуры о наличии очереди на поступление детей в дошкольные образовательные учреждения в возрасте до 1,5 лет в количестве 61 ребенка противоречит информации, опубликованной прокуратурой Омсукчанского района в СМИ.

Считает, что прокуратурой Омсукчанского района не представлено суду доказательств нарушения прав граждан, в результате установления возраста принимаемых в дошкольные образовательные учреждения от 1,5 до 7 лет, а кроме того, судом не учтено, что до достижения ребенком 1,5 лет родителю выплачивается пособие по уходу за ребенком.

Удовлетворяя заявление, суд не установил срок его исполнения в нарушение статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Полагает, что исполнение решения суда невозможно, поскольку в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях поселка Омсукчан и поселка Дукат отсутствуют свободные площади, а реконструкция действующих помещений приведет к закрытию действующих групп детей.

Исходя из проведенного социологического опроса, можно сделать вывод об отсутствии нуждаемости у родителей в группах детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет.

Кроме того, на указанные цели финансирование на 2011 год в бюджете Омсукчанского района не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им в решении оценку, обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Вывод суда о том, что администрацией Омсукчанского района Магаданской области не соблюдены требования Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ об организации дошкольного образования для детей, не достигших возраста 1,5 лет, чем нарушаются права этих детей и права их родителей, соответствует закону.

Преамбулой, статьей 5 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 (в ред. от 02 февраля 2011 г. № 2-ФЗ) «Об образовании» установлено, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования.

Согласно статье 3 Закона «Об образовании» законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, в соответствии со статьей 16 Закона «Об образовании», регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В силу частей 1 и 4 статьи 12 Закона «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Одним из типов образовательных учреждений являются дошкольные.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждено Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», регулирующее деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п. 3 Типового положения, государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В силу п. 7 Типового положения к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет);

детский сад присмотра и оздоровления;

детский сад компенсирующего вида;

детский сад комбинированного вида;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

центр развития ребенка - детский сад.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления (п. 15).

В силу пункта 28 Типового Положения в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Постановлением и.о. главы администрации Омсукчанского района № 350 от 29 сентября 2009 г. утвержден административный регламент муниципальной услуги - «Представление дошкольного образования, воспитания и содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении».

Пунктом 1.8 Регламента установлено, что потребителями услуг является население муниципального образования «поселок Омсукчан» и муниципального образования «поселок Дукат» в возрасте 1,5 до 7 лет.

Постановлениями и.о. главы администрации Омсукчанского района № 421 от 10 ноября 2010 г. и № 423 от 11 ноября 2010 г. утверждены административные регламенты по представлению муниципальными дошкольными образовательными учреждениями «Детский сад п. Омсукчан» и «Детский сад п. Дукат» муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение», которыми закреплено, что дети принимаются в дошкольные образовательные учреждения не ранее, чем по достижении ими возраста 1,5 лет.

Установление возрастного критерия детей в возрасте 1,5 до 7 лет администрацией Омсукчанского района не соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства, нарушает тем самым конституционное право гражданина, не достигшего возраста 1,5 года, на образование и создает препятствия для получения такого образования.

Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие финансирования организации предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет и создания необходимых условий по воспитанию детей указанной возрастной категории в дошкольных образовательных учреждениях п. Омсукчан и п. Дукат не может являться основанием для лишения граждан предусмотренного и гарантированного конституционного права.

Ссылка на проведенный администрацией Омсукчанского района социологический опрос правового значения для разрешения дела не имеет.

Иные доводы кассационной жалобы изложенных в решении выводов суда не опровергают, поскольку сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права и оценке собранных по делу доказательств, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.

Обстоятельства дела, имеющие значение для его разрешения, установлены судом первой инстанции, решение судом принято при правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает возможным исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда указание на взыскание с администрации Омсукчанского района Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Омсукчанский район» государственной пошлины в сумме 200 рублей, поскольку в силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ внести в резолютивную часть решения редакционное изменение, дополнив абзац 3 после слова «организовать» словами «в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу».

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Омсукчанского районного суда от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Омсукчанского района - без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда указание на взыскание с администрации Омсукчанского района Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Омсукчанский район» государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Внести в резолютивную часть решения редакционное изменение, дополнив абзац 3 после слова «организовать» словами «в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу» далее по тексту.

Председательствующий: В.И. Назин

Судьи: М.Г. Кошкина

С.В. Бобылев

Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев