Судья Беляева И.И. Дело № 2-130/11
№ 33- 535/11
17 мая 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Бобылева С.В.
судей Ечина А.А., Назина В.И.
при секретаре Иващенко В.Б.
с участием прокурора Коростыленко Ю.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению и.о. прокурора Омсукчанского района Савченко Ю.В.
на решение Омсукчанского районного суда от 07 апреля 2011 года,
которым постановлено:
Отказать прокурору Омсукчанского района Безменову П.В. в интересах неопределенного круга лиц и администрации Омсукчанского района (в порядке ст.45,254 ГПК РФ) о признании незаконным действия должностного лица - главы Омсукчанского района Шадрина Л.М. по принятию распоряжения от 20.10.2010 года №18-к и возложении обязанности на главу Омсукчанского района Егоркина О.Ю., отменить распоряжение от 20.10.2010 года №18-к и не влекущим правовых последствий с момента его принятия.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., выступление прокурора Коростыленко Ю.Е., поддержавшей доводы кассационного представления об отмене обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Омсукчанского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов администрации Омсукчанского района с заявлением об оспаривании распоряжения главы Омсукчанского района от 20 октября 2010 года №18-к, которым принято решение о выплате Шадрину Л.М. в связи с окончанием полномочий главы муниципального образования «Омсукчанский район» единовременного пособия и денежного вознаграждения, ссылаясь на то, что данное распоряжение противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий.
По мнению прокурора, устанавливая данным распоряжением выплату единовременного пособия и денежного вознаграждения выборному должностному лицу, прекратившему свои полномочия, Шадрин Л.М. превысил предоставленные частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в части установления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления.
Прокурор просил суд признать распоряжение главы Омсукчанского района от 20 октября 2010 года №18-к незаконным, не влекущим правовых последствий с момента его принятия.
Омсукчанским районным судом 07 апреля 2011 года постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных прокурором.
В кассационном представлении прокурором, участвующим в рассмотрении дела, поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование представления прокурор приводите те же доводы, которые указывал в заявлении при обращении в суд.
Также ссылается на то, что в решении не дана оценка его доводам о том, что у главы Омсукчанского района Шадрина Л.М. отсутствовали полномочия по изданию оспариваемого распоряжения, поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования «Омсукчанский район» он не является лицом, возглавляющим исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Выводы суда о возможности установления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, прекративших свои полномочия, противоречивы и на законе не основаны.
Просит принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым заявленные требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы Омсукчанского района Шадрина Л.М. от 20.10.2010 года № 18-к в связи с окончанием полномочий главы муниципального образования «Омсукчанский район» принято решение о выплате Шадрину Л.М. единовременного пособия в размере двух назначенных денежных вознаграждений выборного должностного лица, а также о выплате с 20.12.2010 года в течение одного года (до 20.12.2011 года) назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплате до размера указанного денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения на основании соответствующей справки, представленной в отдел по учету финансов и отчетности администрации Омсукчанского района (л.д. 6).
Согласно п.п. «к», «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации)
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в силу статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируется указанным законом.
Так, пунктом 5.1 части 5 статьи 40 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно этим нормам, законами субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований предоставлено право устанавливать гарантии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления только на период их полномочий, а не по их окончании.
Пунктами «ж» и «з» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27.07.2009 N 1170-ОЗ) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" предусмотрено, что помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, лицам, замещающим муниципальные должности, Уставом муниципального образования может быть предусмотрена:
- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;
- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона).
Аналогичные нормы о выплате главе муниципального образования «Омсукчанский район» единовременного пособия и денежного вознаграждения по окончании срока полномочий предусмотрены пунктами 7 и 8 части 2 статьи 50 Устава муниципального образования «Омсукчанский район», принятого решением Собрания представителей Омсукчанского района от 8 сентября 2010 года № 53.
Предоставляя преимущества выборному должностному лицу местного самоуправления - главе муниципального образования «Омсукчанский район», пункты «ж» и «з» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27.07.2009 N 1170-ОЗ) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", и пункты 7 и 8 части 2 статьи 50 Устава муниципального образования «Омсукчанский район» вступают в противоречие и со статьей 3 Трудового кодекса РФ, устанавливающей запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения.
Кроме того, установленная оспариваемой нормой социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий как главы муниципального образования «Омсукчанский район» и Собрания представителей муниципального образования «Омсукчанский район», так и субъекта Российской Федерации в сфере трудовых и иных сходных с ними отношений.
В силу части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ).
Этой же нормой предусмотрено, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако установленные пунктами «ж» и «з» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27.07.2009 N 1170-ОЗ) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", и пунктами 7 и 8 части 2 статьи 50 Устава муниципального образования «Омсукчанский район» выплаты главе муниципального образования «Ольский район», после освобождения от занимаемой должности, не могут свидетельствовать о реализации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий с соблюдением положений статей 164, 165 ТК РФ.
Данное суждение согласуется с содержанием статьи 172 Трудового кодекса РФ о том, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственных органах, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими соответствующих полномочий.
Действие же указанных пунктов Закона Магаданской области и Устава муниципального образования «Омсукчанский район» обеспечивают предоставление таких гарантий (в виде выплаты денежных вознаграждений, пособия) за пределами срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования «Омсукчанский район», в связи с чем они противоречат федеральному законодательству - статьям 3, 6, 164, 165 Трудового кодекса РФ, статье 40 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, как следует из содержания статей 15 и 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" вопросы установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не являются вопросами местного значения.
В соответствии со ст. 7 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" финансирование расходов, связанных с обеспечением установленных уставами муниципальных образований гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборных органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляется за счет средств местных бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Однако, согласно части 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляющими соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правовыми актами являются органы исполнительной власти (органы местной администрации).
Полномочия по исполнению функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении районного бюджета, согласно части 1 статьи 51 и пункта 9 части 1 статьи 54 Устава муниципального образования «Омсукчанский район», закреплены за главой администрации Омсукчанского района, возглавляющего исполнительно распорядительный орган Омсукчанского района (л.д. 37, 39).
Таким образом, распоряжение главы Омсукчанского района Шадрина Л.М. от 20.10.2010 года № 18-к принято им при отсутствии соответствующих полномочий.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда постановленным с нарушением норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в соответствии с ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда считает необходимым отменить решение суда, вынесенное с нарушением закона, и принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Омсукчанского районного суда от 07 апреля 2011 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым:
Заявление и.о. прокурора Омсукчанского района удовлетворить.
Распоряжение главы Омсукчанского района Шадрина Л.М. от 20.10.2010 года № 18-к о гарантиях выборного должностного лица признать незаконным и недействующим со дня его издания.
Председательствующий С.В. Бобылев
Судьи А.А. Ечин
В.И. Назин
Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев