Судья Диденко Д.М. Дело № 2-702/2011
№ 33-569/2011
24 мая 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бобылева С.В.,
судей Марченко Е.Г., Ечина А.А.,
при секретаре Макаровой Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе мэрии города Магадана дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов Жарикова А.А. к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении Жарикову А.А. жилого помещения на решение Магаданского городского суда от 02 марта 2011 года, которым постановлено:
Обязать мэрию г. Магадана в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Жарикову А.А., ... года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м, расположенное на территории г. Магадана.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., объяснения истца Жарикова А.А., прокурора, представителя органа опеки и попечительства, возражавших против доводов жалобы и ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд в защиту интересов Жарикова А.А. к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении Жарикову А.А. жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Жариков А.А. родился в г.Магадане ... г. Его родителями записаны: мать - Р.В.А., отец - Ж.А.М.
Мать Жарикова А.А. умерла ... г., местонахождение Ж.А.М. - отца истца, неизвестно.
Жарикову А.А. был установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В связи с этим несовершеннолетний Жариков с ... г. по ... г. воспитывался в муниципальном образовательном специальном (коррекционном) учреждении «Школа-интернат №...», где находился на полном государственном обеспечении.
... г. Жариков окончил государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, где в период обучения также находился на полном государственном обеспечении. Сведений о закрепленном жилом помещении за Жариковым А.А. не имеется.
04.11.2004 г. истец обратился в мэрию г. Магадана с просьбой о предоставлении ему жилого помещения. Между тем, согласно ответу отдела опеки и попечительства мэрии г.Магадана от 29.11.2004 № ... в предоставлении Жарикову жилого помещения отказано.
Прокурор полагает, что достаточных мер по решению вопроса о предоставлении Жарикову А.А. жилого помещения во внеочередном порядке, как это предписано Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996, а также ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления принято не было.
Просил предоставить Жарикову А.А. вне очереди изолированное жилое помещение по установленным правилам и нормам.
Магаданским городским судом 02.03.2011 года принято приведенное выше решение.
Не согласившись с ним, ответчик подал кассационную жалобу, полагая, что решение принято с существенным нарушением норм материального права, поскольку Жариков А.А. на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, не состоял, заявления о постановке на такой учет не подавал и с заявлением о внеочередном предоставлении жилья к ответчику не обращался.
Кроме того, согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996, его действие, в части обеспечения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, Однако на момент возникновения спора возраст Жарикова А.А. превысил установленный законодателем предел, и он под действие указанного закона не подпадает.
Также ответчик без ссылок на конкретные нормы, считает, что решение суда нарушает действующее федеральное законодательство, просит решение суда отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение.
В возражениях на кассационную жалобу и.о.прокурора г.Магадана с доводами, которые были ранее приведены прокурором в обоснование иска, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу представитель органа опеки и попечительства управления образования мэрии г.Магадана полагает возможным решение Магаданского городского суда от 02.03.2011 оставить без изменения.
В заседании суда истец Жариков А.А. пояснил, что с решением суда согласен.
Участвующий в деле прокурор, полагая решение суда законным и обоснованным, считал, что отмене либо изменению оно не подлежит.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив изложенные в ней доводы, заслушав истца и прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также дополняющие их иные нормативные акты регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Анализ статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 1 Закона Магаданской области от 22.06.2007 №875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» в совокупности с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ указывает на то, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении органами местного самоуправления.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
По делу установлено, что Жарикову А.А., 13.08.1982 года рождения, в связи со смертью матери и неизвестностью местонахождения отца был установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, что не оспаривается ответчиком. С 1990 года до совершеннолетия он находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за Жариковым А.А. закреплено не было. С целью реализации своего права на жилище 04.11.2004 года, в возрасте 22 лет, он обратился в отдел опеки и попечительства мэрии города Магадана, то есть в орган, который в силу ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на тот момент, должен был обеспечить его жилым помещением во внеочередном порядке.
Однако, жилое помещение во исполнение приведенных выше норм закона мэрией города Магадана истцу предоставлено не было.
При таком положении суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению Жарикову А.А. жилого помещения по договору социального найма.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленного судом решения.
В частности, доводы о том, что истец не состоял на учете на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Не может быть признано состоятельным и утверждение в кассационной жалобе о том, что гарантии в части обеспечения истца жилой площадью вне очереди могли быть реализованы лишь до достижения им 23-летнего возраста.
Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцу своевременно не предоставлена, тогда как он была отнесен законом к числу лиц, нуждающихся в особой социальной защите государства.
При этом судебная коллегия принимает во внимание положения статьи 3 Закона Магаданской области от 14.12.2010 № 1342-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Магаданской области», статьи 2 Закона Магаданской области от 17.12.2007 № 942-ОЗ (ред. от 14.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству», в силу которых защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из задач, возложенных на ответчика.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда от 02 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Магаданского областного суда А.А. Ечин