Судья Засыпкин С.В. Дело № 2-138/2011
№ 33-579/2011
31 мая 2011 г. г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей: Стахорской О.Л., Марченко Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сычева Н.П. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании права на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием поселка Спорное Ягоднинского района закрывающимся населенным пунктом и обязании выдать государственный жилищный сертификат
по кассационной жалобе Сычева Н.П.
на решение Ягоднинского районного суда от 22 апреля 2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Сычева Н.П. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании права на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием поселка Спорное Ягоднинского района закрывающимся населенным пунктом и обязании выдать государственный жилищный сертификат отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи областного суда Стахорской О.Л., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Сычев Н.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием поселка Спорное Ягоднинского района закрывающимся населенным пунктом и обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указал, что он проживал в поселке Спорное Ягоднинского района с 1978 г. В 2002 г. он изменил место регистрации и был зарегистрирован по месту жительства в квартире ... дома ... по улице ... в поселке Дебин. Однако фактически оставался проживать в поселке Спорное, где жил до 2007 г. В связи с чем, полагает, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата в связи признанием поселка Спорное закрывающимся, как фактически там проживающий на момент принятия такого решения. К ответчику обратился с заявлением в 2011 г. о постановке на учет граждан, желающих получить государственный жилищный сертификат, однако ему было ответчиком отказано. Считает данный отказ неправомерным, поскольку в поселке Спорное он проживал на момент принятия решения о признании его закрывающимся.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, Сычев Н.П. в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении его требований, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не создал условий для объективного и всестороннего рассмотрения дела, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не определил, какие обстоятельства и доказательства имеют значение для дела, не указал оснований, по которым отдает предпочтение одним доказательствам, в частности регистрации в поселке Дебин, над другими, не оценил в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы истца о том, что в поселке Дебин он имел только регистрацию, но фактически не проживал.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Разрешая дело, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также нормативными актами Правительства, регламентирующими правила и порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе и для граждан, выезжающих из поселков, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностяхи время прибытия в указанные районы и местностине учитываются.
В соответствии со статьей 2 данного закона в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ (статья 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в перечне подпрограмм которой указаны мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Подпрограмма).
Согласно Подпрограмме вышеуказанной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» право на получение социальных выплат, в числе прочих категорий, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно пунктам 2 и 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Такие полномочия переданы органам местного самоуправления области, в том числе и муниципальному образованию «Ягоднинский район», Законом Магаданской области «О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 30 декабря 2004 г. № 539-ОЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», согласно которым право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
Как следует из материалов дела, Сычев Н.П., ... года рождения, был зарегистрирован и проживал в квартире ... дома ... по улице ... в поселке Спорное Ягоднинского района с 21 июля 1978 г. по 13 апреля 1984 г., затем имел регистрацию и место жительства по адресу поселок Спорное, улица ..., дом ... квартира ... в период с 26 ноября 1986 г. по 01 октября 2002 г.
Сычев Н.П. 01 октября 2002 г. снят с регистрационного учета по запросу в связи с переменой места жительства в поселок Дебин, где зарегистрирован по месту жительства 21 дома ... по улице ... (л.д. 28-29). По указанному адресу зарегистрированы и проживают члены семьи Сычева Н.П.
Согласно трудовой книжке, выданной на имя Сычева Н.П., он с 1986 г. работал в Спорнинском авторемонтном заводе ..., затем ... до 1987 г., откуда был уволен переводом в Ягоднинское РТП. В 2009 г. принят на работу ... акушерского пункта поселка Дебин (л.д. 10).
Постановлением Губернатора Магаданской области от 24 ноября 2004 г. № 209 «О признании поселков закрывающимися» и в соответствии с законом Магаданской области от 07 июля 2003 г. № 373-03 «О программе содействия переселения граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области на 2003-2007 годы» поселок Спорное Ягоднинского района признан закрывающимся.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Ягоднинского муниципального района от 10 февраля 2011 г. № 35-р Сычеву Н.П. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья как не проживающему в поселке Спорное (л.д. 63).
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходил из правовых норм, регулирующих поставленные в иске вопросы, и совокупности представленных сторонами доказательств.
Так, суд первой инстанции установил, что истец осознанно в соответствии со своим волеизъявлением был снят с регистрационного учета в связи с переменой места жительства из поселка Спорное на поселок Дебин, где стал проживать со своей семьей.
Обоснованно не приняты судом во внимание представленные истцом доказательства, в том числе письменные пояснения свидетелей, относительно постоянного проживания истца в поселке Спорное с 2002 г. по 2007 г. на территории бывшего Спорнинского авторемонтного завода, принадлежащего ООО «Ударник», в связи с его работой ... данного предприятия, поскольку каких-либо доказательств того, что истец состоял в трудовых отношениях с ООО «Ударник» либо осуществлял деятельность в указанном Обществе на основании гражданско-правовых договоров, получал заработную плату, работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд, работодателем истцу было предоставлено жилое помещение по месту работы, что предоставленное жилое помещение принадлежало работодателю, суду представлено не было. Не представлены и документы, свидетельствующие о прекращении работы Сычева Н.П. в Ягоднинском РТП.
Поэтому, суд исходя из совокупности представленных доказательств и с учетом статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никаким другими доказательствами, правомерно пришел к выводу о том, что постоянным местом жительства истца являлся поселок ..., где истец зарегистрирован вместе с членами его семьи, а временное пребывание в связи с работой в поселке Спорное возникновения права на участие в подпрограмме «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», не порождает.
Поскольку судом не установлено право истца на участие в указанной выше программе, обоснованно отказано истцу и в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела, выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними.
Решение суда мотивировано, соответствует фактическим обстоятельствам дела и оснований для признания его неправильным, в том числе по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ягоднинского районного суда от 22 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сычева Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Мирошникова
Судьи Е.Г.Марченко
О.Л.Стахорская