об изменении решений освидетельствований инвалида, взыскании компенсации пенсии, компенсации надлежащей ИПР, компенсации морального вреда, выделении в порядке частного обвинения несоответствия занимаемым должностям специалистов СМЭ филиала № 1 ФГУ `ГБМСЭ



Судья Диденко Д.М. Дело № 2-1047/2011

             № 33-756/2011

05 июля 2011 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.

судей Бобылева С.В., Назина В.И.

при секретаре

судебного заседания Фроловой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Куркина О.Н.

на решение Магаданского городского суда от 10 мая 2011 года,

которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Куркина О.Н. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» и бюро медико-социальной экспертизы № 1 - смешанного профиля ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» об изменении решения освидетельствования инвалида, взыскании компенсации пенсии, компенсации надлежащей индивидуальной программы реабилитации, компенсации морального вреда, выделении в порядке частного обвинения несоответствия занимаемым должностям специалистов медико-социальной экспертизы бюро медико-социальной экспертизы № 1 -смешанного профиля ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» - отказать.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда          Бобылева С.В., объяснения Куркина О.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» Набиевой Е.А. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Куркин О.Н. обратился в суд с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» и бюро медико-социальной экспертизы № 1 - смешанного профиля ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» об изменении решения освидетельствования инвалида, взыскании компенсации морального и материального вреда.

Заявление мотивировано тем, что 17 ноября 2009 года Куркин О.Н. был освидетельствован в филиале № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» и ему установлена 3 группа инвалидности и 1 степень ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации.

Решением филиала № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» от 11 ноября 2010 года при повторном освидетельствовании ему была установлена 1 группа инвалидности со 2 степенью ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации.

С данными решениями Куркин О.Н. не согласился. Полагает, что в 2009 году ему должна быть установлена 1 группа инвалидности и               2 степень ограничения к трудовой деятельности, в 2010 года при наличии 1 группы инвалидности, ему должна быть установлена 3 или 4 степень ограничения к трудовой деятельности.

Просил изменить группу инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности, взыскать компенсацию пенсии с учетом инфляции в размере 70 000 рублей, компенсацию за отсутствие надлежащей индивидуальной программы реабилитации 100 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей, выделить в порядке частного обвинения несоответствия занимаемым должностям специалистов медико-социальной экспертизы бюро медико-социальной экспертизы                     № 1 - смешанного профиля ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области».

Магаданским городским судом 10 мая 2011 года постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Куркин О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

Утверждает, что в процессе рассмотрения дела были допущены грубейшие нарушения, что привело к принятию несправедливого решения. Так, он незаконно был лишен права на защиту его интересов прокурором, ему не был предоставлен адвокат, не предоставлены по его запросу копии судебных протоколов.

По мнению истца, с учетом имеющихся у него заболеваний ему должна быть установлена 1 группа инвалидности с 3 степенью ограничения к трудовой деятельности и индивидуальная программы реабилитации, соответствующая его заболеваниям.

Считает, что работниками бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области были допущены многочисленные нарушения и непрофессионализм, что привело к неправильному установлению процента утраты профессиональной трудоспособности и группы инвалидности, что препятствует ему в реализации его прав и свобод.

В возражениях на кассационную жалобу Федеральное государственное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» указало, что с решением суда согласно, а доводы истца в кассационной жалобе являются несостоятельными, поскольку не основанными на нормах действующего законодательства в области признания граждан инвалидами и реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Куркина О.Н., суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им в решении оценку и обоснованно пришел к выводу о том, что законных оснований для изменения решений об освидетельствовании Куркина О.Н. не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не установлено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                20 февраля 2006 года № 95 утверждены «Правила установления лица инвалидом», согласно которым признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).

До 06 апреля 2010 года действовал приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от                  22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социального экспертизы», утративший силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", зарегистрированного в Минюсте РФ 11 марта 2010 № 16603.

Согласно п. 10 приказа от 22 августа 2005 года № 535 (действующего на момент освидетельствования Куркина О.Н. в 2009 году) критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц (п. 11).

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности (п.12).

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени (п. 13).

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению третьей, второй степеней;

способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней      (п. 14).

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени (п. 15).

Согласно п. 8 приказа № 1013н от 23 декабря 2009 года критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени;

способности к обучению третьей степени;

способности к трудовой деятельности третьей степени.

Подпункт «ж» пункта 6 приказа № 1013н от 23 декабря 2009 года определяет понятие и степени способности к трудовой деятельности, то есть способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,             17 ноября 2009 года Куркин О.Н. был освидетельствован в филиале        № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» и ему установлена 3 группа инвалидности и 1 степень ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации согласно приказу от               22 августа 2005 года № 535.

Решением филиала № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» от 11 ноября 2010 года при повторном освидетельствовании ему была установлена 1 группа инвалидности со 2 степенью ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации.

В указанных индивидуальных программах реабилитации             Куркин О.Н. расписался, что согласен с их содержанием.

Медико-социальная экспертиза проводилась в соответствии с пунктом 25 «Правил установления лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении экспертизы была оценена степень выраженности функциональных нарушений организма, стойкость этих нарушений и степень выраженности ограничений жизнедеятельности.

В частности, при проведении медико-социальной экспертизы в 2009 году, были исследованы медицинские документы, результаты проведенных объективных методов обследования, результаты личного осмотра врачей и специалистов бюро МСЭ, которые подтвердили наличие у Куркина О.Н. стойких умеренно выраженных функциональных нарушений организма (сенсорных), средняя степень слабовидения, что явилось основанием для установление ему 3 группы инвалидности и 1 степени ограничения к трудовой деятельности.

Значительных расстройств функций организма для установления в 2009 году 1 группы инвалидности у Куркина О.Н. не установлено, в связи с чем не имеется оснований для изменения размера пенсии и взыскании ее компенсации.

При повторном обследовании Куркина О.Н. были выявлены стойкие значительно выраженные нарушения сенсорных функций, что в соответствии с приказом № 1013н от 23 декабря 2009 года позволило признать его инвалидом первой степени по зрению.

Нарушение зрительных функций (абсолютная или практическая слепота), что имело место у истца при освидетельствовании в бюро МСЭ в 2010 году, приводит к резкому ограничении основных категорий жизнедеятельности. Вместе с тем, полностью слепые люди могут работать на предприятиях общества слепых, или по своей специальности на предприятиях общего типа с созданием условий, приравненных к специальным. Таким инвалидам устанавливается 2 степень ограничения к трудовой деятельности. Третья степень ограничения способности к трудовой деятельности у инвалидов первой группы по зрению отсутствует.

При таком положении суд пришел к правильному выводу о том, что определяя степень ограничения способности к трудовой деятельности в обоих случаях, а также определения группы инвалидности, специалисты медико-социальной экспертизы установили Куркину О.Н. те ограничения, которые соответствуют приведенным выше нормативным актам и обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы о многочисленных нарушениях при проведении медико-социальной экспертизы, непрофессионализме работников бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области несостоятельны. Работники бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области имеют необходимое образования, квалификацию и стаж работы по специальности, что подтверждается доказательствами в материалах дела.

Указание в жалобе на лишение истца права на защиту его интересов прокурором необоснованны. В суд с иском Куркин О.Н. обратился самостоятельно. В судебном заседании 22 апреля 2011 года прокурор заявил ходатайство об освобождении его от участия в деле, согласно ст. 45 ГПК РФ, связи с тем, что оснований для участия в деле в качестве представителя истца не имеется, так как истец не обращался к прокурору с заявлением, проверка по данному вопросу не проводилась. Данное ходатайство прокурора было удовлетворено судом. Исковые требования Куркина О.Н. не относятся к категории споров, по которым участие прокурора в силу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, является обязательным.

Также в судебном заседании истцу было разъяснено его право обратиться в юридическую консультацию за бесплатной юридической помощью, как инвалиду, в связи с чем судебное заседание откладывалось для реализации истцом его права. Однако истец таким правом не воспользовался. При таком положении оснований утверждать, что было нарушено право истца на защиту и справедливое рассмотрение дела, не имеется.

Другие доводы кассационной жалобы сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора судом не допущено, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда от 10 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куркина О.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий       С.Н. Лобыкин

Судьи          В.И. Назин

С.В. Бобылев

Верно: судья обл. суда        С.В. Бобылев