№ 33-778/11 12 июля 2011 года г. Магадан Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе председательствующего Гаджиевой С.А., судей Выглева А.В., Ечина А.А., при секретаре Затока Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Татарбиева Р.П. на решение Магаданского городского суда от 09 июня 2011 года, которым постановлено: Татарбиеву Р.П. в удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному учреждению города Магадана «Городское эксплуатационно-линейное управление дорог», департаменту строительства, архитектуры, технического экологического контроля мэрии города Магадана, комитету по финансам мэрии города Магадана, мэрии города Магадана о возмещении причиненного ущерба, отказать. Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.А. Ечина, возражения относительно жалобы представителя ответчика МБУ г. Магадана «Городское эксплуатационно-линейное управление дорог» Дорт-Гольц И.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, У С Т А Н О В И Л А: Татарбиев Р.П. обратился в Магаданский городской суд с иском к МБУ «ГЭЛУД» и Департаменту САТЭК мэрии г. Магадана о возмещении причиненного ущерба. В обоснование иска указал, что на земельном участке в 2006 г. в районе <адрес> им был установлен 20-тонный контейнер с домашними вещами. В 2008 г. истец выехал за пределы Магаданской области, по возвращении в 2010 г. обнаружил, что контейнер со всем содержимым вывезен Департаментом САТЭК мэрии г. Магадана и доставлен на территорию МБУ «ГЭЛУД». МУ «ГЭЛУД» выдать истцу контейнер отказалось в связи с его отсутствием, и по причине того, что он на ответственное хранение не принимался. Таким образом, контейнер пропал. Просил суд взыскать с ответчиков в возмещение материального ущерба денежные средства в сумме 63 640 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины. Определением Магаданского городского суда от 11 мая 2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены комитет по финансам мэрии города Магадана и мэрия города Магадана. 09 июня 2011 г. Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение. Не согласившись с решением суда, в кассационной жалобе и в дополнении к ней Татарбиев Р.П. просит его отменить ввиду его незаконности и необоснованности и направить дело на новое рассмотрение. По мнению истца, вывод суда об отсутствии у МБУ «ГЭЛУД» обязанности по хранению некапитальных строений, помещенных на его территорию, опровергается показаниями свидетеля - председателя комиссии П.В.А. Судом не учтено, что после написания расписки в получении контейнера, вывезти его с территории МБУ «ГЭЛУД» не представилось возможным по причине отсутствия транспорта. Допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели имеют заинтересованность в разрешении дела. Доказательств тому, что истец вывез контейнер с территории МБУ «ГЭЛУД», ответчиками не предоставлено. Полагает, что имеет место хранение в силу закона, в соответствии с нормами статьи 906 Гражданского кодекса РФ, а несоблюдение этой нормы ответчиками повлекло утрату принадлежащего истцу имущества. В возражениях на кассационную жалобу, соглашаясь с решением суда, департамент САТЕК мэрии города Магадана указывает, что обязательства по хранению в силу ст.886 Гражданского кодекса РФ возникают из договора хранения, который подлежит заключению в письменной форме. Поскольку такого договора не заключалось, то обязательств перед истцом у МБУ города Магадана «ГЭЛУД» не имелось. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В целях реализации деятельности по организации благоустройства территории городского округа, правил землепользования и застройки, планировке территории, отнесенной статьей 16 Федерального законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, решением Магаданской городской Думы от 27 марта 2007 N 35-Д утверждено Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков и сносе (вывозе) самовольных построек, а также самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) на территории муниципального образования "Город Магадан". Положение устанавливает основания и порядок освобождения самовольно занятых земельных участков и снос (вывоз) самовольно построенных зданий, строений и сооружений, объектов незавершенного строительства (самовольные постройки), а также самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) на территории муниципального образования "Город Магадан". К некапитальным строениям (сооружениям) отнесены: металлические гаражи, контейнеры, павильоны, палатки, ларьки, киоски, передвижные строения и сооружения, конструкции, механизмы, ограждения, строительные материалы и другое движимое имущество, не отнесенное законодательством к недвижимому имуществу. В соответствии с Порядком освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными некапитальными строениями (сооружениями) (раздел 4 Положения) выявление самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) - объектов и лиц, их установивших, возлагается на специалиста департамента САТЭК мэрии города Магадана, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель. Муниципальный земельный инспектор составляет акт о самовольной установке некапитальных строений (сооружений) и размещает на фасаде строения (сооружения) объявление о необходимости предоставления собственником правоустанавливающих документов для выявления правомерности установки данного сооружения, с указанием срока явки в департамент САТЭК. В случае если лицо, самовольно установившее некапитальное строение (сооружение), не представило указанных документов, данный объект подлежит сносу (вывозу) в порядке, установленном настоящим Положением. Муниципальный земельный инспектор в трехдневный срок с момента выявления данного объекта размещает объявление в средствах массовой информации для выявления собственника, самовольно установившего некапитальное строение (сооружение), и необходимости представления собственником данного некапитального объекта правоустанавливающих документов в течение десяти дней с момента опубликования сообщения (пункт 4.3 Положения). Положением предусмотрено, что при отсутствии сведений о владельце самовольно установленного некапитального строения материалы о вывозе такого объекта направляются в комиссию по сносу (вывозу) самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) и самовольных построек для принятия решения о сносе (вывозе), признании права муниципальной собственности на тот или иной объект некапитального строения. Соответствующее решение оформляется протоколом, в котором указываются: а) обоснование сноса (вывоза) объекта; б) поручение специализированной организации о сносе (вывозе) объекта; в) состав лиц из числа членов комиссии, в присутствии которой будет произведен снос (вывоз); г) срок сноса (вывоза) объекта. Результаты вывоза объекта оформляются комиссией путем составления акта и составлением описи имущества, находящегося в строении (сооружении) по правилам пункта 4.6 Положения. В случае обращения собственника некапитального строения в комиссию после его вывоза с целью возврата имущества, оставшегося по акту, предусмотренному пунктом 4.6 настоящего Положения, такое имущество собственник вправе получить после предоставления доказательств о его правах на объект и после возмещения понесенных затрат в связи с вывозом самовольно установленного некапитального строения (пункт 4.7). При отсутствии сведений о владельце самовольно установленные некапитальные строения (сооружения) считаются брошенными или иным образом оставленными им с целью отказа от права собственности на них (пункт 4.8). При вывозе некапитального строения (сооружения) составляется акт, в котором указываются дата, время начала и окончания работ по вывозу, собственник, местонахождение некапитального строения (сооружения), расположение площадки, на которой будет храниться объект. Если лицо, самовольно установившее некапитальное строение (сооружение), неизвестно, акт подписывается только членами комиссии. В акте делается отметка о том, что собственник некапитального объекта неизвестен. 27 марта 2009 г. постановлением мэрии города Магадана № 692 утверждено Положение о комиссии по сносу (вывозу) самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) и самовольных построек на территории муниципального образования "Город Магадан". В состав комиссии включаются должностные лица Департамента САТЭК мэрии города Магадана, комитета по управлению муниципальным К полномочиям комиссии отнесено (пункт 2 Положения о комиссии) рассмотрение материалов, составляемых муниципальными земельными инспекторами о выявленных нарушениях в порядке, установленном Положением о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков и сносе (вывозе) самовольных построек, а также самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) на территории муниципального образования "Город Магадан, принятие решений о сносе (вывозе) самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) с указанием сроков сноса (вывоза) объектов, составление актов описи имущества, составление актов по результатам сноса (вывоза) некапитальных строений (сооружений), принятие решения, определяющего специализированную организацию, которой поручается осуществить снос (вывоз), демонтаж, временное хранение самовольно установленных некапитальных строений (сооружений), в случае неисполнения предписания о вывозе (сносе) объекта лицом, осуществившим самовольное установление некапитального строения (сооружения). Судом первой инстанции установлено, что в ноябре 2008 года муниципальным земельным инспектором проведено обследование земельного участка в районе дома <адрес>, на котором были установлены некапитальные строения, владельцы которых выявлены проверкой не были (л.д. 119,120). В акте проверки соблюдения земельного законодательства № 54 от 17.11.2008 г. указано, что при проведении проверки обследования территории обнаружено установленное некапитальное строение - 20-тонный металлический контейнер светло-серого цвета (л.д. 123). Согласно акту, составленному и.о. начальника отдела Департамента САТЭК мэрии г. Магадана П.В.А. и главным специалистом Департамента САТЭК мэрии г. Магадана М.А.Ю., 17 ноября 2008 г. на фасад некапитального строения 20-тонный металлический контейнер темно-серого цвета, находящегося в районе жилого дома <адрес>, было размещено информационное объявление, предупреждающее владельца строения о том, что 19 ноября 2008 г. в 10 часов 00 минут будет производиться снос (вывоз) данного некапитального строения (л.д. 121). В печатное издание газету "Вечерний Магадан" было подано объявление о необходимости явки в 10-дневный срок с момента выхода объявления (л.д. 125,126), однако, владелец строения в указанные в объявлениях сроки в Департамент САТЭК мэрии г. Магадана не явился, правоустанавливающие документы не предоставил. На основании протокола комиссии по сносу (вывозу) самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) и самовольных построек на территории муниципального образования «Город Магадан» от 22 июля 2009 г. произведен принудительный вывоз некапитального строения, включая 20-ти тонный грузовой контейнер, металлический, серого цвета, «2954 SUX 2010», о чем 23 июля 2009 года составлен акт. Контейнер доставлен на территорию МУ «ГЭЛУД» по адресу: г. Магадан ул. Гагарина, д. 58 (л.д. 10). Составлена опись предметов, находящихся данном контейнере. Истец в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что контейнер был установлен на земельном участке самовольно, без разрешительных документов. При таких обстоятельствах, судом обоснованно установлено, что комиссия по сносу (вывозу) самовольно установленных некапитальных строений (сооружений) и самовольных построек на территории муниципального образования «Город Магадан», принимая решение о принудительном вывозе контейнера Татарбиева Р.П., действовала законно, на основании норм действующего законодательства и в рамках предоставленных ей полномочий. В соответствии с ч.1 ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования. Из имеющейся в материалах дела расписки от 05 августа 2009 г. усматривается, что Татарбиев Р.П. свой контейнер, находящийся на территории ГЭЛУД, а также вещи, находящиеся в нем забрал, претензий не имеет. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не предоставлено, а судом не добыто. В судебном заседании не установлена как вина ответчиков в причинении истцу имущественного ущерба, так и наличие причинной связи с наступившими последствиями, тогда как основанием для возмещения ущерба по правилам части 1 статьи 1069 Гражданского кодекса РФ является наличие вины причинителя вреда и причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде ущерба. Иных обстоятельств, указанных в Гражданском кодексе РФ, из которых бы могли возникнуть обязательства ответчика по возмещению причиненного истцу вреда, судом не установлено. Правоустанавливающими документами подтверждено, что МУ г. Магадана " ГЭЛУД " (после изменения наименования - МБУ «ГЭЛУД») не осуществляет деятельность по охране вывезенного имущества с самовольно занятых земельных участков. Кроме того, достоверно зная по состоянию на июль 2009 года о том, что контейнер вывезен и оставлен на территории муниципального учреждения, в отсутствии законного режима хранения вещей, принадлежащих истцу, Татарбиев Р.П. не предпринял необходимых мер по его вывозу, а обратился за ним только в 2010 году. В этой связи на МБУ «ГЭЛУД» и Департамент САТЭК мэрии г. Магадана не может быть возложена ответственность по возмещению ущерба истцу, причиненного утратой принадлежащего истцу имущества, поскольку договора на выполнение услуг по охране, хранению, из которого бы вытекали обязательства сторон, между истцом и ответчиками не заключалось, а в силу закона таких отношений не возникло. Доказательств опровергающих данный вывод истцом суду в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не представлено. Поскольку судом не установлено наличие состава гражданского правонарушения в действиях ответчиков, в том числе и вина в причинении истцу вреда, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причинением ущерба истцу, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца ущерба должным образом мотивированы и основаны на установленных обстоятельствах и материалах дела, исследованных в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена. С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется. Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Магаданского городского суда от 09 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Татарбиева Р.П. - без удовлетворения. Председательствующий подпись Судьи подписи Копия верна: Судья Магаданского областного суда А.А. Ечин
имуществом города Магадана, Управления внутренних дел по городу Магадану, МУ г. Магадана "ГЭЛУД" (приложение к постановлению № 692).