о включении времени испытательного срока на аттестованную должность с 30.09.1997 по 29.12.1997г. трудовым стажем в районах Крайнего Севера



Судья Маркова О.Ю.                                Дело № 2-1155/2011

      № 33-780/2011

12 июля 2011 года                                                           г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего          Гаджиевой С.А.,

судей                       Выглева А.В., Ечина А.А.,

при секретаре                                     Затока Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Пономаревой Е.С. на решение Магаданского городского суда от 01 июня 2011 года, которым постановлено:

Пономаревой Е.С. в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Магадане, Федеральному Казенному Учреждению «Исправительная колония-4» УФСИН России по Магаданской области об обязанности включить в трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера в количестве трех календарных месяцев период службы в качестве стажера в ФГУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Магаданской области с 30.09.1997 г. по 29.12.1997 г., отказать.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., объяснения Пономаревой Е.С., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, возражения представителей ГУ-УПФ РФ в г. Магадане Фроловой Е.А. и ФКУ ИК-4 УФСИН России в Магаданской области Васильевой В.А. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

УСТАНОВИЛА

Пономарева Е.С. обратилась в Магаданский городской суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Магадане о включении времени испытательного срока на аттестованную должность с 30 сентября 1997 г. по 29 декабря 1997 г. в трудовой стаж в районах Крайнего Севера.

В обоснование требований указала, что 28 июля 2010 г. обратилась к ответчику для оформления трудовой пенсии, отказавшись от ведомственной пенсии, однако документы не приняли, указав, что ей не хватает 2 месяца 4 дня стажа, поскольку время испытательного срока на аттестованную должность с 30 сентября 1997 г. по 29 декабря 1997 г. ответчик в северный стаж засчитывать отказался.

Представленные истицей документы, в том числе справки, ответчик не принял во внимание, поскольку в трудовой книжке имеется строка «Служба в уголовно-исполнительной системе». Истица обращалась в суд с иском к ИК-4 и пенсионному фонду г. Магадана о признании периода испытательного срока северным трудовым стажем, в удовлетворении требований было отказано, в связи с тем, что истца не доказала факт обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии.

30 ноября 2010 г. ответчик принял у истицы документы для оформления трудовой пенсии по возрасту и засчитал в трудовой стаж на Крайнем Севере работу в системе МВД, кроме периода стажировки в ИК-4.

Просила суд признать время испытательного срока (стажировки) на аттестованную должность с 30 сентября 1997 г. по 29 декабря 1997 г. трудовым стажем в районах Крайнего Севера.

Определением Магаданского городского суда от 04 мая 2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Магаданской области.

Магаданским городским судом 01 июля 2011 года принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Пономарева Е.С. ставит вопрос о его отмене ввиду незаконности и необоснованности, указывает на обстоятельства, на которые она ссылалась в обоснование правовой позиции в суде первой инстанции.

Считает, что судом не учтена ст.12 Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которой на время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, это является трудовой деятельностью, в ходе которой на денежное довольствие насчитывается северные надбавки и районный коэффициент, иные льготы, производятся отчисления в пенсионный орган, то есть стаж работы стажера МВД (на тот период) является страховым стажем и одновременно стажем работы в районах Крайнего Севера.

В возражениях на кассационную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданского области и ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Магадане, соглашаясь с решением суда, указывают, что период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и в должности стажера, не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку засчитывается в выслугу лет при увольнении со службы и назначении пенсии по выслуге лет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 30 сентября 1997 г. по 29 декабря 1997 г. истец назначена стажером по должности младшего инспектора отдельной роты по охране учреждения АВ-261/4 УИН УВД по Магаданской области (приказ учреждения от 30 сентября 1997 г.), затем назначена на должность младшего инспектора отдельной роты по охране с присвоением ей специального звания «рядовой внутренней службы».

Приказом ФГУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области от 20 февраля 2008 г. истица уволена из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «ж» с 28 февраля 2008 г., и с 29 февраля 2008 г. является пенсионером уголовно-исполнительной системы.

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, и не оспаривались представителями сторон в судебном заседании.

Из письма ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области от 25 марта 2010 г. следует, что период стажировки по должности засчитан Пономаревой Е.С. в выслугу лет для назначения и выплаты пенсии лицам, проходившим службу.

Решением УПФР г. Магадана от 14 декабря 2010 г. Пономаревой Е.С. назначена пенсия по старости с 01 декабря 2010 г. в сумме <данные изъяты>., пожизненно.

По утверждению истцы период испытательного срока с 30 сентября 1997 г. по 29 декабря 1997 г. в ФГУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области должен быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку он не входит в период службы в органах уголовно-исполнительной системы, а ФГУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области расположено в районах Крайнего Севера, то есть по существу обусловлены не родом деятельности, а местом ее осуществления - районом Крайнего Севера.

Принимая решение об отказе Пономаревой Е.С. в иске, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период испытательного срока в органах уголовно-исполнительной системы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежали.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не установлено.

Статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по старости.

Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж: периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Исходя из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 N 1152-O-O, Определении от 17 октября 2006 года N 380-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Порядок назначения трудовой пенсии по старости установлен положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27 июля 2010 г.).

В соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,

по достижении им возраста 50 лет,

если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях

и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Согласно статье 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», утратившего силу с 01 января 2002 года, время военной службы также не включалось в специальный стаж, засчитывалось только в общий стаж работы.

В силу положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п. 19), решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, действие которого распространяется на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания (пункт 12). На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения.

Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 утвержденного 22 сентября 1993 г. № 941 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы из органов уголовно-исполнительной системы засчитывается служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

В силу приведенных правовых норм период испытательного срока в органах уголовно-исполнительной системы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции правильно разрешил спор, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы Пономаревой Е.С. сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела, икоторым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА

решение Магаданского городского суда от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Пономаревой Е.С. - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи:      подписи

Копия верна:

Судья Магаданского областного суда                                                     А.А. Ечин