о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим Постановления Главы МО `поселок Ола` от 24.05.2007г. № 54 `Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования `поселок Ола`



Судья Стахорская О.А.                                                Дело № 2-773/11

         № 33- 771/11

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего: Лобыкина С.Н.,

судей: Назина В.И., Бобылева С.В.,       

при секретаре судебного заседания: Иващенко Б.В.,

рассмотрев 12 июля 2011 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «поселок Ола» на решение Ольского районного суда от 9 июня 2011 года, которым постановлено:

требование прокурора Ольского района к Органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «поселок Ола» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим Постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122), - удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и Уставу муниципального образования «поселок Ола» и недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения Постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122).

По вступлении решения в законную силу, направить выписку из решения для опубликования в газету «Рассвет Севера».

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения прокурора Зариповой Е.В., полагавшей постановленное судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Ольского района Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122).

В обоснование заявления указал, что оспоренное постановление противоречит федеральному законодательству, регулирующему спорные правоотношения. По мнению прокурора, принимая указанное постановление и утверждая Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» глава муниципального образования «поселок Ола» превысил свои полномочия в сфере нормативного регулирования вопроса организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны лесов, расположенных в границах муниципального образования, предоставленные ему Уставом муниципального образования «поселок Ола» и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полагал, что в силу статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, в связи с чем оспариваемое постановление принято неуполномоченным лицом. В ходе рассмотрения дела 6 июня 2011 года прокурор дополняя свои требования указал, что положения п.п. 4.2, 4.2.1-4.2.3, 4.2.5-4.2-7, 4.3, 4.9, 4.13, 6.3, 8.4, 8.8.4, 9.5 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» противоречат Земельному кодекса Российской Федерации; п.п. 4.4 и 6.3 Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03; п. 6.5 противоречит нормам СанПиН 2.4.2.1178-02; п.п.6.3, 8.5, 8.6, 4.6.7, 8.10, 6.1, 8.11 противоречат ст. 210ГК Российской Федерации, СанПиН 42-128-4690-88, Федеральному закону от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими постановление главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122)

Ольским районным судом 9 июня 2011 года постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «поселок Ола», ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Полагает ссылку суда на положения статьи 26 Устава муниципального образования «поселок Ола» необоснованной, поскольку Правила благоустройства и содержания, принятые главой муниципального образования не регулируют порядок выполнения социально-значимых работ. Указывает, что круг вопросов местного значения, по которым представительным органом осуществляется правовое регулирование, ограничен прямым указанием об этом в федеральном или областном законодательстве или в Уставе муниципального образования. Однако, указанные нормативные правовые акты таких полномочий представительному органу не предоставляют, в связи с чем утверждение этим органом Правил благоустройства, являлось бы превышением предоставленной ему компетенции и противоречило Уставу муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 132, статья 133).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения поселения.

Полномочия же органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований (часть 1.1 статьи 17 названного Федерального закона).

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

При этом в силу положений части 3 статьи 43 Закона N 131-ФЗ (в редакции закона от 02.02.2006 года) представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Указанная норма корреспондирует положению, содержащемуся в части 1 статьи 42 Устава (в ред. от 19.12.2006 года) муниципального образования «поселок Ола», и предусматривающему, что Собрание представителей по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (носящие нормативный характер).

Принятие же конкретных решений, в частности, по вопросам организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), наделяемая уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и Законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Федерального закона).

Так, согласно пункту 24 части 1 статьи 57 Устава администрация муниципального района «поселок Ола», являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по решению вопросов организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования.

Как следует из материалов дела 24 мая 2007 года главой муниципального образования «поселок Ола» принято постановление № 54 «Об утверждении правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» и опубликовано в газете «Рассвет Севера» от 1 июня 2007 года № 22.

В указанные правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» постановлениями главы муниципального образования от 25 мая 2009 года № 122, 17 марта 2009 года № 53 внесены изменения и дополнения, которые опубликованы в газете «Рассвет Севера» от 29 мая 2009 года №22 и 27 марта 2009 года № 13.

Данные правила содержат правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направлены на урегулирование правоотношений в сфере благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола».

Издание указанных правил не может свидетельствовать о реализации главой муниципального образования организационных, исполнительных и распорядительных функций в сфере организации благоустройства и содержания территории муниципального образования, поскольку им осуществлены полномочия по правовому регулированию указанных правоотношений, отнесенные законом и Уставом к компетенции представительного органа муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об осуществлении главой муниципального образования «поселок Ола» правового регулирования, содержащегося в постановлении от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола», с превышением предоставленных полномочий, в связи с чем у суда имелись основания для признания упомянутой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей.

Доводы кассационной жалобы о несогласии со ссылкой на статью 26 Устава муниципального образования «поселок Ола» сделанной судом в мотивировочной части оспариваемого решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку Правила благоустройства и содержания, принятые главой муниципального образования не регулируют порядок выполнения социально-значимых работ, и, как следствие, указанные доводы не опровергают выводов суда о том, что при издании оспариваемого акта главой муниципального образования «поселок Ола» были нарушены требования федерального законодательства.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, она удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ольского районного суда от 9 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «поселок Ола» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                подпись                                                            

       Судьи:                                                                              подписи                                                                                               

Верно:

Судья Магаданского областного суда                              С.Н.Лобыкин

12 июля 2011 г.