№ 33-895/11 02 августа 2011 года г. Магадан Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего Гаджиевой С.А. судей Выглева А.В., Ечина А.А., при секретаре Соиной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области на решение Магаданского городского суда от 23 июня 2011 года, которым постановлено: признать незаконным решение отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области от 31 мая 2011 года №... об аннулировании выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №..., выданного гражданке Республики ... Свириденко Л.В.. Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., объяснения представителя ОФМС по Магаданской области Голубевой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Свириденко Л.В. - Бальтершанской А.А., относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, У С Т А Н О В И Л А: Гражданка Республики ... Свириденко Л.В. обратилась в Магаданский городской суд с заявлением к отделу Федеральной миграционной службы по Магаданской области о признании незаконным решения от 31 мая 2011 года №... об аннулировании выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №.... Требования мотивировала тем, что 13 февраля 2010 года прибыла на территорию Российской Федерации как иностранный гражданин в порядке, не требующем получении визы. Отделом ФМС по Магаданской области 29 апреля 2010 года ей было выдано разрешение на временное проживание №... на период с 29 апреля 2010 года по 29 апреля 2013 года. При явке 10 июня 2011 года в отдел по иному вопросу ей было вручено уведомление от 04 июня 2011 года за подписью и.о. руководителя отдела ОФМС России по Магаданской области в городе Магадане И.О. Ярошенко, из которого следовало, что решением ОФМС по Магаданской области (далее по тексту Отдел, ОФМС) от 31 мая 2011 года №... на основании п.п.14 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание. Полагала указанное решение незаконным, поскольку не был соблюден порядок аннулирования разрешений на временное проживание, установленный Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 29 февраля 2008 года №40. Предусмотренная указанным Регламентом проверка не проводилась, соответствующие запросы в налоговый орган не направлялись, объяснения по данному факту и для выяснения причин уважительности непредоставления документа не отбирались, решение об аннулировании разрешения принято с нарушением процедуры и сроков, не соответствует принципу разумности и справедливости наказания, нарушает право на пребывание на территории России. 23 июня 2011 года Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение. Не согласившись с ним, ОФМС по Магаданской области в поданной кассационной жалобе просит решение суда отменить, поскольку Свириденко Л.В., прибыв на территорию России 11 февраля 2010 года, до 31 мая 2011 года, то есть до дня принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание, так и не представила в ОФМС свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, которое должна была представить в течение года со дня въезда в Россию. В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив довод кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. Согласно п.14 ч.1 ст.7 указанного Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в ряде случаев, в том числе, если данный иностранный гражданин, прибыв в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 Закона. В соответствии с п. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в редакции от 06 января 2007 года) к такому документу отнесено, в том числе, свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе, которое необходимо представить в ОФМС в течение одного года со дня въезда гражданина в Российскую Федерацию. Приказом ФМС РФ от 29 февраля 2008 года N 40 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации" (далее Регламент). Согласно п.40, 40.6 Регламента иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет должностному лицу в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию - свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе. При этом оригинал представленного заявителем документа подлежит возврату, а его копия приобщается к заявлению (п.44). Процедура аннулирования разрешения на временное проживание определена в пунктах 82-88 Регламента. Из пункта 83 Регламента следует, что на орган ОФМС в каждом случае получения информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения, возложена обязанность проведения проверки по подтверждению таких обстоятельств. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица. По результатам проведенной проверки уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение, которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем (п.84). Решение об аннулировании разрешения на временное проживание в течение трех дней должно быть объявлено иностранному гражданину под роспись (п.85). Из материалов дела усматривается, что Свириденко Л.В. является гражданкой .... Въехала на территорию РФ 11 февраля 2010 года, 29 апреля 2010 года ей было выдано разрешение на временное проживание на территории РФ до 29 апреля 2013 года, а 28 мая 2010 года она зарегистрирована по месту временного проживания в г.Магадане, ул...., дом ..., корпус ..., ком...., сроком до 29 апреля 2013 года. Кроме того, 28 мая 2010 года Свириденко Л.В. поставлена на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации, с выдачей свидетельства. Судом установлено, что свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе она должна была представить в ОФМС до 11 февраля 2011 года. Из пояснений представителя заявителя в суде первой инстанции следует, что Свириденко Л.В. предоставила в ОФМС указанное свидетельство в установленный п.п.2 п.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (далее по тексту - Закон) срок. Данное пояснение подтверждено показаниями свидетеля Щ.Д.Г. Документов либо расписок, подтверждающих подачу Свириденко Л.В. копии свидетельства в Отдел, сотрудниками ОФМС ей выдано не было. С оспариваемым решением от 31 мая 2011 года, в нарушение установленного Административным регламентом порядка аннулирования разрешения на временное проживание, Свириденко Л.В. до настоящего времени не ознакомлена. Заявителю было вручено только уведомление о принятии указанного решения. 31 мая 2011 года начальником отделения оформления разрешений на временное проживание Отдела по делам миграции ОФМС РФ по Магаданской области, не смотря на то, что Свириденко Л.В. поставлена на учет в налоговом органе 28 мая 2010 года, принято Заключение №... об аннулировании разрешения на временное проживание Свириденко Л.В. на основании п.п. 14 п. 1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ в связи с непредоставлением ею свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. 10 июня 2011 года уведомление об аннулировании разрешения получено Свириденко Л.В. и в этот же день она снята с регистрационного учета по месту временного проживания. Согласно пояснениям представителей ОФМС в суде первой инстанции проверка о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного Свириденко Л.В. разрешения, не проводилась. Такие проверки проводятся в редких случаях, в том числе по заявлению иностранного гражданина, а также, если основанием для аннулирования разрешения является неоднократное привлечение иностранного гражданина к административной ответственности. Поскольку в материалах учетного дела Свириденко Л.В. отсутствует копия свидетельства об ее постановке на учет в налоговом органе, то это является доказательством тому, что такое свидетельство заявителем не предоставлялось и не представлено до настоящего времени. Гражданину, представившему в отдел копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, никаких расписок в принятии документа не выдается, на копии ставится отметка о ее получении, и она направляется в ОФМС по Магаданской области сопроводительным письмом. Таким образом, с учетом пояснений сторон, судом установлено, что проверка наличия обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного Свириденко Л.В. разрешения, ОФМС не проводилась. При этом оспариваемое заявителем решение ОФМС не было объявлено ему под роспись. Выводы суда о том, что заявителем имело место предоставление в ОФМС указанного свидетельства в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию, об имевшем месте нарушении ОФМС порядка принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание являются правильными, основанными на материалах дела и исследованных в суде доказательствах, в том числе и на показаниях свидетеля Щ.Д.Г. Приведенные доводы представителем заявителя другой стороной не опровергнуты, доказательств обратному Отделом ФМС суду не представлено. При таких обстоятельствах решение об аннулировании разрешения на временное проживание без результатов проверки является преждевременным, принятым в нарушение Регламента, умаляет конституционное право Свириденко Л.В., законно находящейся на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Вместе с тем, заключение об аннулировании разрешения на временное проживание не содержит доводов, подтверждающих необходимость применения к Свириденко Л.В. такой строгой меры ответственности, а также ее соразмерность, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов. При таком положении вывод суда об обоснованности требований заявителя является правильным. Кроме того, согласно п.п. 2 п.5 ст.6.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ, вступившем в силу с 01.07.2011) иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о его постановке на учет в налоговом органе не поступят в указанный территориальный орган, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется этим территориальным органом путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Таким образом, в настоящее время предоставление сведений в ОФМС в течение года со дня въезда в Россию о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе отнесено законодателем на усмотрение самого гражданина, а на миграционный орган возложена обязанность по истечении указанного срока проверить факт постановки на учет этого гражданина. Довод кассационной жалобы не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку основан на субъективном толковании закона. Иных доводов и обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, в кассационной жалобе и в материалах дела не содержится. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Магаданского городского суда от 23 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий подпись Судьи подписи Копия верна: Судья Магаданского областного суда А.А. Ечин