Кассационное определение от 02.08.11 № 33-892/2011 г. Решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.



Судья Коваленко О.В.                                                  Дело № 2-1563/2011                                                                                                         № 33-892/201102 августа 2011 года                                            г. Магадан

           МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Лобыкина

судей                М.Г.Кошкиной, В.И.Назина

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Грабошникова Г.И. на решение Магаданского городского суда от 13 мая 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Грабошникова Г.И. к Мэрии города Магадана о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета - отказать.

       

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда В.И.Назина, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

Грабошников Г.И. обратился в суд с иском к мэрии г.Магадана о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.

Исковое заявление мотивировано тем, что истец в период с ... года по ... года проходил службу в органах внутренних дел на должностях ... состава, в период с ... года по ... года и с 17 марта 1993 по 14 июля 2000 года проходил службу на должностях, финансируемых из федерального бюджета. На основании приказа УВД по Магаданской области № ... от 14 июля 200 года истец уволен из органов внутренних дел по п. «б» статьи 19 закона РФ «О милиции» по достижению предельного возраста. Истец и его супруга в настоящее время проживают в пос. Ягодное Магаданской области и избрали своим постоянным местом жительства город Магадан. Ссылаясь на положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, считает, что отказ мэрии г. Магадана в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета является незаконным и необоснованным.

Магаданским городским судом 13 мая 2011 года принято приведенное выше решение.

Грабошников Г.И. подал кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылается на обстоятельства, приведенные в исковом заявлении.

Полагает, что вывод суда о том, что мэрия города Магадана не наделена полномочиями по постановке на учет и предоставлению жилых помещений гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел по 01 марта 2005 года, противоречит действующей Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», срок действия которой продлен до 2015 года.

При этом согласно пунктам 21,24 Правил учета военнослужащих именно на орган местного самоуправления возложены обязанности по проверке документов, поданных гражданами для участия в подпрограмме, принятие решения о признании либо отказе в признании гражданина участником подпрограммы и формировании списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Истец и ответчик, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем на основании части            2 статьи 354 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца и ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела Грабошников Г.И. в период с 05 сентября 1980 года по 14 июля 2000 года проходил службу в органах внутренних дел ... состава, в период с ... года по ... года и с ... по ... года проходил службу на должностях, финансируемых из федерального бюджета.

На основании приказа УВД по Магаданской области № ... от 14 июля 2000 г. истец уволен из органов внутренних дел по п. «б» статьи 19 закона Российской Федерации «О милиции» (достижение предельного возраста).

19 марта 2010 г. УВД по Магаданской области истцу выдано удостоверение на право пользования льготами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. № ....

Из поквартирной карточки видно, что истец зарегистрирован и проживает по настоящее время по адресу: .... В указанной квартире истец зарегистрирован постоянно вместе со своей супругой (л.д.36).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в том числе - граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054 граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям указанным в пункте 6 настоящих Правил и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

В соответствии с пунктом 12 Правил учета учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение (пункт 8).

Согласно пунктов 24, 28 Правил учета из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных со службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очередности.

Из изложенного следует, что для постановки истца в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанным выше основаниям, он должен был в установленном законом порядке обратиться с соответствующим заявлением в отдел по учету и распределению жилой площади органа местного самоуправления, приложив необходимый перечень документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что истец обратился в мэрию города Магадана с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в августе 2010 года, то есть в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации (с 01 марта 2005 г.).

В период действия Жилищного кодекса РСФСР, то есть до 01 марта 2005 года, на учет как гражданин, уволенный со службы из органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослуживший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении истец не вставал, на учете не состоял.

Статья 5 данного Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установила, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 6 Федерального закона Российской Федерации     «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Фактически отношения между сторонами по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения истцу в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета возникли после 01 марта 2005 г., и к ним применяются положения действующего Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как обоснованно указал суд мэрия города Магадана полномочиями по постановке на учет и предоставлению жилых помещений гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел после 01 марта 2005 года не наделена.

Орган местного самоуправления обеспечивает жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 01 января 2005 года. Истец не является очередником данной категории.

При таких обстоятельствах, требования истца к мэрии города Магадана о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета не подлежат удовлетворению.

Доводы кассационной жалобы о том, что на истца распространяется приложение Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» также не может быть принят во внимание. Целью подпрограммы является обеспечение граждан жилыми помещениями посредством государственных жилищных сертификатов.

Право на получение жилищного сертификата определяется в соответствии со статьей 23 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в редакции, действующей в период увольнения) «О статусе военнослужащих», согласно которого военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем истец в последний год службы не выражал желание воспользоваться правом на получение жилья посредством получения сертификата, и не обращался с заявлением о включении его в единый список на получение сертификата, доказательств иного суду не предоставлено.

Учитывая установленные судом обстоятельства и положения приведенных правовых норм, суд первой инстанции правильно разрешил спор сторон, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.

Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными,так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, которое в решении суда приведено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Магаданского городского суда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Грабошникова Г.И. - без удовлетворения.

Председательствующий                         С.Н.Лобыкин

Судьи                   М.Г.Кошкина

                            

                                                                                                     В.И.Назин