Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего судьи Гаджиевой С.А., судей: Выглева А.В., Назина В.И., при секретаре судебного заседания Затока Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июня 2011 года, которым постановлено: исковое заявление Машкина А.Е. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии, в связи с закрытием села Таскан, с даты подачи им первоначального заявления, то есть с 27 октября 2010 года, - удовлетворить. Признать за Машкиным А.Е. право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся. Обязать администрацию муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в пятнадцатидневный срок после вступления настоящего решения в законную силу, зарегистрировать и включить Машкина А.Е., ... года рождения, ..., в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья, в связи с признанием с. Таскан закрывающимся, с даты подачи им первоначального заявления, то есть с 27 октября 2010 года. Заслушав доклад судьи областного суда Назина В.И., объяснения представителя Машкина А.Е. адвоката Ярославлева В.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, у с т а н о в и л а: Машкин А.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на получение жилищной субсидии в связи с признанием села Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и включению его в списки учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии Исковое заявление мотивировал тем, чтос ... года он постоянно проживал и был зарегистрирован в квартире ... дома ... по улице ... в селе ... ... района Магаданской области. В связи с признанием села Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся на основании постановлений Губернатора Магаданской области от 22.02.2006 года № 26-П и от 16.08.2007 года № 102-П в 2010 году он, действуя через своего представителя, обратился с заявлением к главе администрации Ягоднинского района Магаданской для включения в списки граждан, имеющих право на получение жилищной Однако на основании протокола заседания комиссии по содействию переселению граждан от 10.11.2010 года, распоряжением главы администрации от 10.11.2010 года № 311 в постановке на учет ему, как не проживающему в селе Таскан, было отказано. Считает данный отказ неправомерным, поскольку постоянно проживал и был зарегистрирован в пос. Таскан, а отсутствовал в населенном пункте в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы, что является уважительной причиной. Ягоднинским районным судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» просит решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июня 2011 года отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Полагает, что судом не был принят во внимание подпункт 2.3 пункта 2 Постановления губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п «О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися», в котором предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего Постановления. По мнению ответчика Машкин А.Е. фактически в пос. Таскан не проживает с ... года в связи с осуждением и отбытием наказания в исправительной колонии. Ссылаясь на то, что Федеральным законом РФ от 25.10.2002 года № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» порядок предоставления субсидий гражданам, выехавшим из населенных пунктов по уважительной причине до принятия решения об их закрытии, не предусмотрен, полагает, что истец права на получение жилищной субсидии не имеет. В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы. Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований к отмене решения Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июня 2011 года ввиду следующего. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). По распоряжению Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2006 года №1258-р село Таскан Ягоднинского района признано закрывающимся с указанием на предоставление жилищных субсидий гражданам, проживающим в поселке и желающим выехать за пределы Магаданской области. Условиями предоставления указанным гражданам жилищных субсидий является их постоянное или преимущественное проживание в указанном населенном пункте на дату вступления в силу Постановления губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п согласно пункту 18 Положения о регистрации и учете граждан имеющих получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, и пункту 24 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, независимо от стажа работы и времени прибытия в названный населенный пункт в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Как следует из материалов дела и установлено судом, Машкин А.Е., действуя через своего представителя, 27 октября 2010 года обратился к главе Ягоднинского района с заявлением о его регистрации и учете (включении в списки) граждан-получателей жилищных сертификатов в связи с выездом из закрывающегося поселка Таскан (л.д. 54). Согласно Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №879 от 10 декабря 2002 года право на принятие решений о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, или об отказе в постановке на учет передано органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области». Удовлетворяя требования истца, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Машкин А.Е. вправе состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, поскольку проживал в селе Таскан на дату принятия решения о закрытии поселка имея жилое помещение, прав на пользование и проживание в котором не был лишен. Данный вывод подтверждается совокупностью доказательств по делу. По данным паспорта истца, выписки из домовой книги, следует, что Машкин А.Е. с ... года зарегистрирован в с. Таскан Ягоднинского района по ул. ... д...., кв. .... Распоряжением главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 10.11.2010 года № 311-р Машкину А.Е. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение таких социальных выплат, как фактически не проживающему в селе Таскан с 2001 года (л.д. 14). Вместе с тем в ходе судебного разбирательства судом установлено, что на дату вступления в силу Постановления губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года (вступило в силу 23 февраля 2006 года) истец постоянно проживал в селе Таскан, а его отсутствие с ... г. было временным и связано с осуждением и отбыванием наказания в исправительной колонии. Согласно приговору судебной коллегии по уголовным делам Магаданского областного суда от 12 марта 2001 года (с учетом изменений внесенных постановлением Магаданского городского суда от 10 января 2008 года) Машкин А.Е. осужден по. п.п. «ж, к» ч. 2 ст. 105 УК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ) к лишению свободы сроком на 15 (пятнадцать лет) с исчислением срока наказания с 26 августа 2000 года (л.д. 32-53). Из справки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области следует, что начало срока отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного Машкину А.Е., приходится на 26 августа 2000 года, конец срока на 25 августа 2015 года (л.д. 25). Согласно правовой позиции изложенной Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Положениями части 2 и 3 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Каких либо ограничений осужденных в социальных правах на получение жилищных субсидий действующим законодательством не установлено. При таких обстоятельствах, временное отсутствие истца в поселке (в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы) на момент признания села Таскан неперспективным населенным пунктом и в последующем, не влечет утраты им права состоять на учете для получения жилищной субсидии, поскольку иное свидетельствовало бы о нарушении конституционного права истца на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации). Приняв решение о закрытии села Таскан, органы государственной власти и органы местного самоуправления не обеспечили условий для реализации истцом права на жилище, которого у Машкина А.Е. в связи с принятием решения о закрытии села, не имеется. В этой связи судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении права истца на получение жилищной субсидии в связи с признанием села Таскан Ягоднинского района закрывающимся и незаконном отказе ему в постановке на соответствующий учет граждан. Доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы и соответствуют действующему законодательству. Нарушений или неправильного применения норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, не усматривается. При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Руководствуясь статьями 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда о п р е д е л и л а: решение Ягоднинского районного суда от 22 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» - без удовлетворения. Председательствующий С.А. Гаджиева Судьи А.В. Выглев В.И. Назин