МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего судьи Гаджиевой С.А., судей Бобылева С.В., Выглева А.В., при секретаре Соиной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда от 23 июня 2011 года, которым постановлено: Признать незаконным постановление мэрии города Магадана от 07 февраля 2011г. №370 «о снятии Мирошниченко Л.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Возложить на мэрию города Магадана обязанность восстановить Мирошниченко Л.В. в общей очереди для улучшения жилищных условий в качестве нуждающейся в жилом помещении, в остальной части иска отказать. Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.В. Выглева, объяснения Мирошниченко Л.В., ее представителя Сорокина А.Н., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда УСТАНОВИЛА Мирошниченко Л.В. обратилась в Магаданский городской суд с иском к мэрии г. Магадана о признании незаконным постановления мэрии г. Магадана от 07 февраля 2011 г. № 370 о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по категории «граждане, уволенные с военной службы». Исковые требования мотивировала тем, что на основании приказа ФСБ от 05 марта 1999 года № ... уволена с военной службы по п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» была обеспечена пакетом документов для реализации права на получение жилья по договору социального найма в выбранном месте постоянного жительства в муниципальном образовании «город ...» на льготных основаниях. В декабре 1999 г. жилищной комиссией администрации ... района г. ... принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. На основании личного заявления 24 ноября 2003 г. исключена из общей очереди и из списка военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилья. В январе 2004 года возвратилась в г.Магадан и обратилась в органы местного самоуправления г. Магадана с заявлением о переводе учетного дела и принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилья во вновь избранном месте постоянного жительства муниципальном образовании «город Магадан». Постановлением мэрии города Магадана от 07 июня 2005 г. № ... была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке общей очереди. На основании постановления мэрии г. Магадана от 23 июля 2009 г. №... включена в список участников подпрограммы, имеющих право на получение ГЖС для приобретения жилья в г. Магадане. Постановлением мэрии г. Магадана от 22 февраля 2011 г. № ... постановление от 23 июля 2009 г. № ... отменено, она исключена из списков участников указанной подпрограммы. Поводом к принятию решения об исключении из списков явилось письмо Минрегионразвития РФ от 12 июля 2010 г., где содержится суждение об отсутствии у нее права на обеспечение средствами из федерального бюджета для приобретения жилья в г. Магадане, не смотря на то, что в январе 2005 года она являлась нуждающейся в получении жилья. Постановлением мэрии г. Магадана от 07 февраля 2011 г. № ... она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Решение органа местного самоуправления считает незаконным, так как уволена с военной службы на пенсию в связи с организационно-штатными мероприятиями, в декабре 1999 года была признана нуждающейся в получении жилого помещения, однако жилого помещения за счет федерального бюджета не получила. Полагает, что оспариваемое решение нарушает ее право на обеспечением жилым помещением за счет федерального бюджета. Просила суд признать незаконным постановление мэрии г. Магадана от 07 февраля 2011 г. № ... о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по категории граждан уволенных с военной службы. Магаданским городским судом 23 июня 2011 года принято приведенное выше решение. Не согласившись с решением суда, мэрия г. Магадана подала кассационную жалобу, в которой просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности и принять новое решение. Указывает, что на момент решения вопроса о постановке истицы на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствовал нормативный акт, устанавливающий порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Соответствующий закон Магаданской области № 610-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» был принят Магаданской областной Думой лишь 08 июля 2005 года. Полагает, что законные основания для принятия на учет Мирошниченко Л.В. у должностных лиц отсутствовали. По мнению ответчика, факт отсутствия документа, регламентирующего порядок постановки на учет граждан, свидетельствует о невозможности такой постановки, следовательно, дополнительных доказательств неправомерности должностных лиц при постановке на учет истицы не требовалось. Определением суда от 26 июля 2011 года мэрии г. Магадана восстановлен процессуальный срок на обжалование решение суда. В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона. Категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма государственного или муниципального жилищного фонда установлены в статье 49 ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в статье 51 ЖК РФ. В силу статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Мирошниченко Л.С. с 04 июня 1999 г. уволена с военной службы по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Избрав постоянным местом жительства г. ... Мирошниченко Л.В. 08 декабря 1999 года направила главе администрации ... района г. ... заявление о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий. 30 декабря 1999 г. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ... района г. ... Постановлением главы г. ... от 24 ноября 2003 г. Мирошниченко Л.В. на основании личного заявления снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и с учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В 2004 году Мирошниченко Л.В. возвратилась в г. Магадан и 17 мая 2005 года (л.д.90) обратилась с заявлением к мэру г. Магадана о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Магадане. Из свидетельств №№ ..., ..., ..., ..., ... (л.д.82-86) усматривается, что Мирошниченко Л.В. периодически регистрировалась по месту пребывания в г. Магадане в квартире ... дома ... по ул. ... (с ... г. по ... г.; с ... г. по ... г.; с ... г. по ... г.; с ... г. по ... г.; с ... г. по ... г.). Постановлением от 07 июня 2005 г. №... (л.д.89) на основании решения жилищной комиссии от 24 мая 2005 г. (л.д.94-96) Мирошниченко Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением мэрии г. Магадана от 07 февраля 2011 г. № ... Мирошниченко Л.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ (л.д.25). Признавая указанное постановление незаконным и возлагая на мэрию г. Магадана обязанность восстановить в истца в общей очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для снятия ее с учета в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ у ответчика не имелось. Статьей 56 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно пункту 6 часи 1 указанной статьи граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при выявлении в представленных ими документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. В данном пункте предусмотрены два самостоятельных основания для снятия с учета. Во-первых, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в представленных гражданами в орган, осуществляющий учет, документах. Во-вторых, основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица. Как правильно указал суд первой инстанции доказательств того, что основанием для принятия на учет Мирошниченко Л.В. послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в представленных ею документах, либо неправомерные действия должностного лица, при решении вопроса о принятии на учет, ответчиком не представлено, в то время как статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этой связи суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого истцом постановления от 07 февраля 2011 г. №370. Доводы кассационной жалобы о том, что на момент решения вопроса о постановке истца на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствовал нормативный акт, устанавливающий порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство в качестве основания для снятия истца с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях статьей 56 ЖК РФ не предусмотрен. Кроме того, 07 июня 2005 г. на момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении действовал Жилищный кодекс РФ, в силу положений которого истец на дату постановки на учет имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям указанным в Кодексе. При этом данное право не поставлено в зависимость от наличия на момент постановки ее на учет, порядкаведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств того, что после принятия 08 июля 2005 года Магаданской областной Думой соответствующего Закона Магаданской области № 610-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Мирошниченко Л.В. утратила право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, ответчиком в дело не представлено. Учитывая установленные судом обстоятельства и положения приведенных правовых норм, суд первой инстанции правильно разрешил спор сторон, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено. Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными,так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, которые в решении суда приведены. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется. Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА решение Магаданского городского суда от 23 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения. Председательствующий: подпись Судьи: подписи Копия верна. Судья Магаданского областного суда: А.В. Выглев