Судья Коваленко О.В. Дело № 2-3031/11 № 33-1004/11 МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего: Лобыкина С.Н., судей: Бобылева С.В., Жиделева Д.Л., при секретаре судебного заседания: Фроловой А.Л., рассмотрев 30 августа 2011 года в г. Магадане в открытом судебном заседании, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по кассационной жалобе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» на решение Магаданского городского суда от 28 июля 2011 года, которым постановлено: исковые требования прокурора гор. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» о признании приказа директора № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным, признании действий по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги со дня издания приказа незаконными - удовлетворить. Признать приказ директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным и недействующим со дня его издания. Признать действия муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги со дня издания приказа директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконными. Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» Зеленецкой К.Н., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора Зариповой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, УСТАНОВИЛА: прокурор города Магадана, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» о признании приказа директора № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным, признании действий по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги незаконными со дня издания указанного приказа. В обоснование своих требований прокурор указал, что по результатам прокурорской проверки, установлено, что приказом директора МБОУ ДОД «Образовательно-культурный центр» (далее Центра) № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» установлен размер ежемесячной частичной платы для учащихся Центра в размере от 250 рублей для Театрального отделения до 750 рублей для обучающихся на отделении специального инструмента (гитаре). Полагал данный приказ и действия по взиманию платы незаконными в связи с тем, что право Центра на получение платы за оказание дополнительных образовательных услуг возникает в силу закона лишь за оказание услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, выходящими за рамки основной образовательной деятельности. Кроме того, указал, что установление тарифов на платные услуги, оказываемые Центром, в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находится в компетенции органа местного самоуправления, а не самого Учреждения, оказывающего данные услуги. Постановление мэрии гор. Магадана от 07 декабря 2010 года № 3842, в части, предусматривающей внесение родительской платы за обучение детей в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования, в судебном порядке признано незаконным. Постановлением мэрии гор. Магадана от 19 апреля 2011 года № 1425 пункты постановления № 3842, предусматривающие внесение родительской платы за обучение детей в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования, признаны утратившими силу с 12 апреля 2011 года. Решением Магаданского городского суда от 28 июля 2011 года иск прокурора удовлетворен. В кассационной жалобе Центром поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора. В качестве оснований к отмене обжалуемого судебного постановления указывается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, на недоказанность установленных судом обстоятельств, неправильное применение судом норм материального права. Так, указывает на то, что Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании» не предусматривает бесплатности дополнительного образования, не являющегося основным и обязательным. Полагает, что суд необоснованно руководствовался Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, поскольку данное положение не содержит понятия основной образовательной деятельности для данного вида образовательного учреждения. Ссылается на то, что все услуги, оказываемые Центром, являются исключительно услугами по дополнительному образованию. Государственные образовательные программы и стандарты для учреждений дополнительного образования в сфере культуры отсутствуют. Действующие законодательство, регламентирующее деятельность организаций культуры, в том числе муниципальные правовые акты, предусматривают возможность взимания частичной оплаты за оказываемые Центром услуги, а также возможность самостоятельного установления Центром размера этой платы (тарифа). Указывает на невозможность исполнения решения суда, в связи с тем, что денежные средства, внесенные в качестве родительской платы, уже были выплачены работникам Центра в составе заработной платы, а также в связи с тем, что ряд учащихся Центра окончили данное образовательное учреждение и в т.ч. выехали из гор. Магадана, что делает невозможным возврат внесенных ими денежных средств. В своем отзыве на кассационную жалобу прокурор гор. Магадана полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы. В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании оспариваемым приказом директора МБОУ ДОД «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» установлен размер ежемесячной частичной платы за обучение в Центра в размере от 250 рублей для учащихся Театрального отделения и до 750 рублей для обучающихся на отделении специального инструмента (гитаре). Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, в виду следующего. В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям. Таким образом, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» в первую очередь является образовательным учреждением, в связи с чем на него в полном объеме распространяются правовые предписания, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании». Согласно п. 5 ст. 12 названного Закона деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Пунктом 8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено право образовательного учреждения привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг. В силу п. 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона. Согласно п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 с последующими изменениями, реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно пункту 47 Положения учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие цели), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Таким образом, образовательные учреждения дополнительного образования детей на платной основе вправе оказывать лишь дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями дополнительного образования. Как установлено судом, и, фактически, не оспаривалось ответчиком, приказом директора МБОУ ДОД «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года установлены размеры частичной платы для учащихся Центра за предоставление им муниципальной услуги - обучение по образовательным программам дополнительного образования детей в области начального музыкального, хореографического, художественного (подготовительного), компьютерного и эстетического образования. При этом, исходя из положений Устава, оказание данной услуги является для Центра основным видом деятельности, финансируемым за счёт средств бюджета. При таком положении, взимание Центром платы (частичной) за обучение по образовательным программам дополнительного образования, т.е. за оказание услуг в рамках своей основной образовательной деятельности, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание. Ссылка в жалобе на невозможность исполнения решения суда, в случае оставления без изменения момента признания недействующим оспоренного приказа (со дня его издания) и признания с этого момента незаконными действий Центра по взиманию частичной платы за оказанные образовательные услуги, в связи с тем, что денежные средства, внесенные в качестве родительской платы, уже были выплачены работникам Центра в составе заработной платы, а также в связи с тем, что ряд учащихся Центра окончили данное образовательное учреждение и в т.ч. выехали из гор. Магадана, что делает невозможным возврат внесенных ими денежных средств, заслуживает внимание, но по иным основаниям. Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность признания недействующим со дня принятия исключительно нормативного правового акта (часть 2 статьи 253 ГПК РФ). При этом, согласно абз. 3, 4 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Оспоренный прокурором приказ директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» от 12 апреля 2011 года № 27 «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр», не является нормативным правовым актом, оспаривание которого осуществляется по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ (Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части), равно, как не подлежат рассмотрению в указанном процессуальном порядке требования прокурора о признании незаконными действий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги, со дня принятия оспоренного приказа. При таком положении, удовлетворение заявленных прокурором требований, рассмотренных судом в порядке искового производства, осуществляется по общим правилам главы 16 (Решение суда), Подраздела II (Исковое производство), Раздела II (Производство в суде первой инстанции) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающим, в том числе порядок и сроки исполнения судебного постановления и не предусматривающим возможность признания каких-либо действий (издания какого-либо локального акта) незаконными и недействующими с момента их совершения (принятия). По изложенным причинам из абзаца второго и третьего резолютивной части обжалуемого решения подлежит исключению указание на признание приказа директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» недействующим «со дня его издания», а также о признании незаконными действий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги «со дня издания приказа директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр». В остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным, в связи с чем кассационная жалоба муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Магаданского городского суда от 28 июля 2011 года изменить, - исключить из абзаца второго и третьего резолютивной части решения указание на признание приказа директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» недействующим «со дня его издания», а также о признании незаконными действий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги «со дня издания приказа директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД гор. Магадана «Образовательно-культурный центр». В остальной части решение Магаданского городского суда от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей гор. Магадана «Образовательно-культурный центр» без удовлетворения. Председательствующий подпись Судьи подписи Верно: Судья Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин 30 августа 2011 года