Судья Петренко Л.П. Дело № 2-2456/11 № 33-996/11 30 августа 2011 г. г. Магадан КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего судьи Кошак А.А. судей Выглева А.В., Ечина А.А., при секретаре Затока Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Магаданского городского суда от 10 июня 2011 года, которым постановлено: Требования Лучака Д.В., директора Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», к Северо-Восточному отделу инспекции радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании предписания от 18 февраля 2011 г. №11-03-Ц/СВ незаконным удовлетворить. Признать предписание главного государственного инспектора Северо-Восточного отдела инспекции радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Полякова Н.И. от 18 февраля 2011 г. №11-03-Ц/СВ, которым предписывалось директору Северо-Восточного филиала закрытого акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро» Лучаку Д.В. в срок до 25 февраля 2011 г. обеспечить представление отчетных документов за 2010 год в Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Магаданской области незаконным. Взыскать с Северо-Восточного отдела инспекции радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Лучака Д.В. в возмещение расходов по государственной пошлине ... руб. Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., объяснения представителя Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Полякова Н.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» Житниковой Т.Ю. относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда УСТАНОВИЛА: Лучак Д.В., директор Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания от 18 февраля 2011г. №11-03-Ц/СВ главного государственного инспектора Полякова Н.И., отмене предписания. В обоснование заявления указал, что 18 февраля 2011 года главным государственным инспектором Поляковым Н.И. ему выдано предписание в связи с нарушением п.3.7.5 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05), утвержденных постановлением Ростехнадзора 26.12.2005 г. №18, за непредставление в установленный срок отчетных документов за 2010г. в региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Магаданской области. Однако указанной нормой предусмотрено, что отчетные документы в информационный центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО должны предоставляться организацией (юридическим лицом). Обязанности предоставления отчетов обособленными подразделениями юридических лиц (филиалами) этой нормой не предусмотрено. Северо-Восточный филиал является обособленным подразделением ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», не является юридическим лицом, действует на основании Положения, а директор филиала действует на основании доверенности. При этом полномочий на ведение деятельности, связанной с использованием, переработкой, хранением, захоронением, перемещением радиоактивных веществ, радионуклидных источников и изделий, ими укомплектованных филиал не имеет, что, полагает, исключает его обязанность по предоставлению соответствующей статистической отчетности. Отчетность юридическим лицом подана по месту нахождения в г.Иркутске в установленные сроки. Просил суд предписание от 18.02.2011 года № 11-03-Ц/СВ признать незаконным и отменить. Магаданским городским судом 10 июня 2011 года постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Дальневосточное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), просит его отменить, полагая решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, указывает на ошибочность выводов суда. Считает, что Северо-Восточный филиал ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», как обособленное подразделение, а Лучак Д.В., как директор филиала, в соответствии с действующими нормативными актами обязан предоставлять ежегодные отчетные сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ в Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Магаданской области. Не согласно с выводом суда о том, что плановая выездная проверка проведена в Северо-Восточном филиале ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также с тем, что Лучак Д.В., как руководитель филиала, не имел полномочий выступать от имени юридического лица: участвовать в проверке, подписывать акт проверки, составлять и подписывать отчетность. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и возражения относительно жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица и представителя заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему. Как следует из оспариваемого предписания от 18.02.2011 г., главным государственным инспектором Северо-Восточного отдела инспекции радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Поляковым Н.И. проведена плановая выездная проверка Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» по соблюдению обязательных требований норм и правил в области использования атомной энергии при эксплуатации изделий, в которых содержаться радиоактивные вещества. При проведении проверки выявлены нарушения требований нормативного документа «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05)», а именно п.3.7.5. НП-067-05: в установленный срок не предоставлены отчетные документы за 2010 год в Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Магаданской области. Предписано обеспечить представление отчетных документов за 2010 год до 25.02.2011 года. ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» осуществляет эксплуатацию изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества, на основании лицензии от 08.02.2007 года и изменения к лицензии от 11.04.2008 года с использованием таких изделий на воздушных судах для обеспечения их эксплуатации. К числу радиационно опасных объектов, на которых осуществляется лицензируемая деятельность, отнесены стоянки воздушных судов, расположенные в аэропортах г. Иркутска и г. Якутска, а также в аэропорту Сокол г. Магадана (л.д.96-103). Как следует из справки ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» от 10.03.2011 года №14.03-79, в аэропорту Сокол г. Магадана в период с 01.01.2011 года по 31.01.2011 года базировались 5 воздушных судов авиакомпании, оборудованные радиоизотопными сигнализаторами обледенения (РИО-3), с датчиками типа БИС-4АН, содержащими закрытые радионуклидные источники (ЗРИ) на основе Стронция-90+Иттрия-90 (л.д.93). Согласно Положению о Северо-Восточном филиале ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» (далее - Положение), указанный филиал является обособленным подразделением Общества и создан для достижения уставных целей Общества на территории г.Магадана и Магаданской области. Юридический адрес филиала: г...., ул...., .... При этом филиал от имени Общества имеет право осуществлять деятельность, осуществляемую обществом. Директор филиала, действуя на основании доверенности, осуществляет непосредственное руководство филиалом, наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для этой цели; представляет интересы общества, в том числе выступает от имени общества во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, государственными и муниципальными органами. Также он в пределах полномочий, предусмотренных Положением, на основании выданной доверенности вправе совершать от имени Общества сделки и действия, не запрещенные законодательством Российской Федерации, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать от имени общества в суде (л.д.10-14). В материалах дела имеется доверенность №3 от 01.11.2010 года со сроком действия 1 год, выданная директору Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» Лучаку Д.В. генеральным директором ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» Лапиным Ю.В. для осуществления руководства Филиалом и представления интересов Общества, с правом подписи необходимых документов, представления интересов общества в отношениях с государственными, общественными и коммерческими организациями (л.д.15). Постановлением Ростехнадзора от 26.12.2005 N 18 утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (вместе с "Правилами... НП-067-05"), которые устанавливают требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации. Они распространяются на деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Согласно п. 3.7.5. Правил отчетные документы должны представляться организацией в информационный центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО в установленные сроки. В соответствии с Приказом Госкорпорации "Росатом" от 31.08.2009 N 600 "Об утверждении и введении в действие форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов" юридическое лицо направляет отчет в РИАЦ субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность, и (копию отчета) в орган управления использованием атомной энергии, признавший его пригодным эксплуатировать объекты использования атомной энергии. Если юридическое лицо имеет обособленные подразделения, то отчет юридического лица представляется за исключением данных по обособленным подразделениям. Обособленные подразделения представляют отчеты в РИАЦ субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность, и (копию отчета) в орган управления использованием атомной энергии, признавший юридическое лицо пригодным эксплуатировать объекты использования атомной энергии. Постановлением Госкомстата РФ от 02.10.2002 N 189 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минатомом России статистического наблюдения за наличием и перемещением радионуклидных источников, радиоактивных веществ и отходов, поступлением радионуклидов в окружающую среду" утверждены и введены в действие представленные Министерством Российской Федерации по атомной энергии прилагаемые формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Минатома России: N 2-тп (радиоактивные вещества) "Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников"; N 2-тп (радиоактивность) "Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных ими территориях". Установлено представление государственной статистической отчетности по указанным в Постановлении формам федерального государственного статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные на формах: N 2-тп (радиоактивные вещества) - юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой, хранением, захоронением, перемещением радиоактивных веществ, радионуклидных источников и изделий, ими укомплектованных; N 2-тп (радиоактивность) - юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой, утилизацией, хранением, захоронением, транспортированием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Как следует из приведенных форм отчетности, они предоставляются в региональные информационно-аналитические центры учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов к 27 января. Согласно сопроводительному письму от 27.01.2010 года, подписанному директором Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» Лучаком Д.В., в адрес руководителя РИАЦ (регионального информационно-аналитического центра) по Магаданской области, ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в соответствии с Постановлением Госкомстата направила форму федерального государственного статистического наблюдения 2-тп (радиоактивные вещества) «Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников» за 2009 год (л.д. 94). В связи с тем, что данная форма отчета за прошедший 2010 год не направлена в компетентный орган, Поляковым Н.И., как уполномоченным лицом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с его полномочиями, на основании п.5.7. Положения о Дальневосточном межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (утв. Приказом №1122 от 20.12.2010) выдано предписание руководителю обособленного подразделения юридического лица - директору Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» Лучаку Д.В. об устранении нарушений обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах. Таким образом, доводы заявителя Лучака Д.В. о предоставлении указанных выше отчетных документов только юридическим лицом, об отсутствии у филиала полномочий на ведение деятельности, связанной с использованием, хранением, перемещением радиоактивных веществ, радионуклидных источников и изделий, ими укомплектованных, не имеют правовых оснований, опровергаются материалами дела и нормативными актами. К такому выводу также пришел суд первой инстанции, указав на обязанность структурного подразделения, Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», представлять отчетность, предусмотренную законодательством. Является верным и вывод суда о наличии полномочий у главного государственного инспектора Полякова Н.И. на выдачу предписания, поскольку тот действовал в рамках компетенции, в соответствии с Положением о Дальневосточном межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Как следует из оспариваемого предписания, директору Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» Лучаку Д.В. предписано обеспечить представление отчетных документов за 2010 год до 25.02.2011 года. Таким образом, вопреки доводам заявителя, главный государственный инспектор Поляков Н.И. не обязывал директора филиала Лучака Д.В. непосредственно составлять, подписывать и лично предоставлять указанную отчетность. Обязанность по предоставлению соответствующего отчета возложена на Северо-Восточный филиал ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», как на обособленное подразделение юридического лица, приведенными выше нормативными актами федерального значения, руководителем которого является заявитель, то есть тем лицом, который отвечает за деятельность филиала. При этом Лучак Д.В. осуще- ствляет полномочия не только по руководству филиалом, но и по представлению интересов юридического лица, в том числе при взаимоотношениях с государственными органами при проведении проверок и инспекций. При этом отсутствие в доверенности, выданной Лучаку Д.В. руководителем юридического лица, полномочий по составлению, представлению и подписанию какой-либо отчетности в государственные органы, не освобождает его от обязанности по обеспечению представления такой отчетности. В силу приведенных выше требований Приказа Госкорпорации "Росатом" от 31.08.2009 N 600 "Об утверждении и введении в действие форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов" вывод суда о необходимости предоставления отчетности по форме 2-тп (радиоактивные вещества) и №2-тп (радиоактивность) юридическим лицом по данным деятельности его структурного подразделения в региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Магаданской области в связи с отсутствием у Лучака Д.В. полномочий на подписание указанной отчетности, является ошибочным. Вместе с тем выводы суда и доводы заявителя о нарушении порядка проведения проверки Северо-Восточного филиала ЗАО «ИрАэро» главным государственным инспектором Поляковым Н.И. являются также ошибочными, поскольку опровергаются материалами дела, сделаны без учета положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 408-ФЗ). Так, согласно ч.4 ст.1 и ст.27 указанного Закона до 1 июля 2011 года положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1, в том числе при организации и проведении проверок при осуществлении надзора по ядерной и радиационной безопасности. При таких обстоятельствах кассационная жалоба Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является обоснованной, а обжалуемое решение суда принято при неправильном применении норм материального права, а также при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных до- казательств, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь абзацем 4 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Магаданского городского суда от 10 июня 2011 года отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении требования Лучака Д.В., директора Северо-Восточного филиала ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», к Северо-Восточному отделу инспекции радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании предписания от 18 февраля 2011 г. №11-03-Ц/СВ незаконным отказать. Председательствующий подпись Судьи подписи Копия верна: Судья Магаданского областного суда А.А.Ечин