Кассационное определение от 18.10.2011. № 33-1180/2011. Решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.



    Судья Беляева И.И.                                                                          Дело № 2-463/11

                                                                                                                     № 33-1180/11

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего: Кошак А.А.,

судей: Лобыкина С.Н., Выглева А.В.,

при секретаре судебного заседания: Соиной О.А.,

рассмотрев 18 октября 2011 года в городе Магадане в открытом судебном заседании, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по кассационному представлению и.о. прокурора Омсукчанского района на решение Омсукчанского районного суда от 16 сентября 2011 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Омсукчанского района П.В. Безменова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «пос. Омсукчан» о признании бездействия незаконным по непринятию мер по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей требованиям действующих нормативов, а также не проведении ремонта аварийного здания верхнего водозабора и понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить частично.

В удовлетворении заявленных требований прокурора Омсукчанского района о признании бездействия администрации пос. Омсукчан по непринятию мер по обеспечению жителей пос. Омсукчан безопасной для здоровья питьевой водой, отвечающей всем требованиям действующих нормативов – отказать.

Возложить на администрацию пос. Омсукчан обязанность привести здание верхнего водозабора пос. Омсукчан в соответствие с действующими нормативами и правилами в течение года с момента вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения прокурора Зариповой Е.В., настаивавшей на доводах кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор Омсукчанского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» в части непринятия мер по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей требованиям действующих нормативов, а также не проведения ремонта аварийного здания верхнего водозабора и понуждению администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» устранить в полном объеме допущенное нарушение.

В обоснование своих требований прокурор указал, что при проведении проверки соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в части обеспечения жителей пос. Омсукчан питьевой водой, установлено, что по системе холодного водоснабжения из верхнего водозабора пос. Омсукчан населению муниципального образования «Поселок Омсукчан» подается вода с повышенным содержанием радона-222, т.е. ненадлежащего качества. Полагал, что в силу действующего правового регулирования на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения. С целью устранения указанного нарушения администрацией муниципального образования «Поселок Омсукчан» заключен муниципальный контракт на установку аэродегозаторов «АКВ» на насосной станции верхнего водозабора пос. Омсукчан, со сроком окончания работ 31 мая 2011 года. Однако, до момента обращения в суд условия муниципального контракта не исполнены по вине администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан», которая не представила подрядчику необходимого оборудования. Кроме того, здание верхнего водозабора пос. Омсукчан требует проведения капитального ремонта, о чем администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» известно с мая 2009 года, однако, каких-либо мер, направленных на приведение указанного здания в состояние обеспечивающее безопасные условия труда для работников водозабора администрацией не предпринимается. Полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» создает реальную угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.

Решением Омсукчанского районного суда от 16 сентября 2011 года заявление прокурора удовлетворено частично.

В кассационном представлении прокурором поставлен вопрос об отмене постановленного по делу решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований и вынесении в данной части нового решения. В качестве оснований к отмене судебного постановления прокурор указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что судом оставлено без внимания то, что бездействие администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан», выражающееся в непроведении ремонта здания верхнего водозабора, связано с тем, что реализация районной целевой программы «Чистая вода» не обеспечена бюджетными средствами. Кроме того, указывает, что судом не принято решение по заявленному им требованию об обязании администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан», выполнить мероприятия по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям, в связи с чем, по мнению прокурора, судом допущено нарушение норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, выслушав объяснения прокурора, участвующего в рассмотрении дела, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции по результатам исследований, проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» (далее Учреждение), питьевая вода, поступающая из источников питьевого водоснабжения №№ 3,4 водозабор верхний пос. Омсукчан, имеет повышенный показатель удельной активности радона-222, что представляет потенциальную опасность для здоровья людей. В качестве эффективного метода удаления радона-222 из питьевой воды Учреждением предложено проведение её аэрации перед подачей в водопроводную сеть (л.д. 19-32).

Согласно акту территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Омсукчанском районе от 05 мая 2009 года, состояние здания верхнего водозабора водопровода пос. Омсукчан не обеспечивает безопасные и здоровые условия труда и не соответствует строительным нормам и правилам (л.д.33).

10 ноября 2009 года между ООО «Комфорт-Эко» гор. Ровно, Украина (Продавец) и администрацией Омсукчанского района (Покупатель) заключены контракты на изготовление и поставку аэродегазаторов для очистки питьевой воды от радона, которые были исполнены 20 ноября 2009 года (л.д.55-62).

В муниципальную собственность муниципального образования «Поселок Омсукчан» аэродегазаторы переданы по акту от 09 сентября 2010 года (л.д.63).

18 августа 2010 года администрацией муниципального образования «Поселок Омсукчан» предприняты меры по размещению муниципального заказа на выполнение работ по установке аэродегазаторов в насосной станции верхнего водозабора пос. Омсукчан (л.д.64-72).

По результатам рассмотрения котировочных заявок 10 сентября 2010 года между администрацией муниципального образования «пос. Омсукчан» и индивидуальным предпринимателем ФИО10 заключены муниципальные контракты №№ 30, 31, предусматривающие выполнение подготовительных работ, а также работ по устройству и установке аэродегазаторов на насосной станции верхнего водозабора пос. Омсукчан в срок до 31 мая 2011 года (л.д. 73-74, 88-90).

21 мая 2011 года ИП ФИО11 обратился в администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан» о продлении срока выполнения работ по указанным муниципальным контрактам до 30 июля 2011 года (л.д. 94).

Судом установлено, что постановлением администрации Омсукчанского района от 28 ноября 2008 года № 416, утверждена районная целевая программа «Чистая вода» на 2008-2011 годы, результатом реализации которой, согласно её паспорту, является обеспечение безопасности питьевой воды, в том числе поставляемой через водопроводную сеть населению пос. Омсукчан. Данная программа, в числе запланированных мероприятий, предусматривает производство в 2008-2011 годах за счёт внебюджетных средств ремонта здания верхнего водозабора пос. Омсукчан в объеме 512,5 тыс. рублей; замену глубинных насосов в объеме 70,3 тыс. рублей, приобретение бактерицидных установок в объеме 280,0 тыс. рублей, а также иные мероприятия в пос. Омсукчан в общем объеме 18 587,8 тыс. рублей (л.д.76-82).

Между тем, на финансирование указанных мероприятий внебюджетные средства из фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности ОЭЗ средства не выделялись (л.д.75).

Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» в части непринятия мер по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей требованиям действующих нормативов.

Указанный вывод основан на установленных в судебном заседании обстоятельствах, в частности, получении в сентябре 2010 года в собственность муниципального образования «Поселок Омсукчан» аэродегазаторов для очистки воды от радона-222, проведение конкурса (запрос котировок) на выполнение работ по установке аэродегазаторов в здании насосной станции верхнего водозабора пос. Омсукчан для аэрации питьевой воды перед её подачей в водопроводную сеть, заключение муниципального контракта на выполнение данных работ.

При таком положении утверждение прокурора о бездействии администрации муниципального образования «Посёлок Омсукчан» в части непринятия мер по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей требованиям действующих нормативов, не нашло своего подтверждения в ходе разбирательства настоящего дела.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком ИП ФИО12 в установленные сроки взятых на себя обязательств по муниципальным контрактам, не может рассматриваться как бездействие администрации муниципального образования «Посёлок Омсукчан», как органа местного самоуправления.

Кроме того, и в случае, если неисполнение ИП ФИО13 (Подрядчиком) условий муниципальных контрактов о сроке окончания работ, произошло по вине администрации, являющейся стороной контракта (Заказчиком), поскольку данные правоотношения по своей природе не являются публичными, а возникают из договора подряда хозяйствующих субъектов, что в силу условий муниципальных контрактов, предполагает разрешение всех возникающих из контрактов или в связи с ними споров и разногласий между сторонами контракта, в Арбитражном суде Магаданской области.

Кроме того, судебной коллегией принимается во внимание, что обеспечение безопасности питьевой воды в пос. Омсукчан является целью реализации программных мероприятий, предусмотренных районной целевой программой «Чистая вода» на 2008-2011 годы. Между тем, внебюджетные средства, необходимые для реализации программных мероприятий в муниципальное образование «Поселок Омсукчан» не поступали, что повлекло неисполнение запланированных с 2008 года мероприятий. Поскольку реализация этих мероприятий предусмотрена за счёт внебюджетных средств из фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности ОЭЗ, т.е. не за счёт средств бюджета муниципального образования «Поселок Омсукчан», оснований для утверждения о бездействии администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» в части реализации программных мероприятий не имеется.

Доводы представления прокурора о том, что судом не принято решение по заявленному им требованию об обязании администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан», выполнить мероприятия по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям, в связи с чем, по мнению прокурора, судом допущено нарушение норм процессуального права, не могут быть приняты во внимание по следующим причинам.

Поскольку прокурор обратился в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оспаривая бездействие администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан», содержание решения, принимаемого судом по результатам рассмотрения данного заявления и его реализация, должно соответствовать положениям статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, в силу приведенной нормы,    суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Указанное решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из положений приведенной нормы, обязанность по устранению допущенного нарушения и, как следствие, по принятию необходимых для этого мер, возникает у заинтересованного лица, чьи действия (бездействие) оспаривается, в случае признания судом заявления обоснованным.

Между тем, поскольку суд не нашёл оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Омсукчан» в части непринятия мер по обеспечению жителей пос. Омсукчан питьевой водой, отвечающей требованиям действующих нормативов, соответственно, оснований для возложения на администрацию муниципального образования «Поселок Омсукчан» обязанности по устранению допущенного нарушения и принятию необходимых для этого мер, не имелось.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, в том числе и по доводам, изложенным в кассационном представлении.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Омсукчанского районного суда от 16 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Омсукчанского района - без удовлетворения.

    Председательствующий                                                   подпись

    Судьи                                                                                  подписи

    Верно:

    Судья Магаданского областного суда                                  С.Н. Лобыкин

    18 октября 2011 года